Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - рассмотреть сущность фискальной политики с точки зрения макроэкономики государства, а также ее особенности в нашей стране.

Содержание

Введение …….3

1. Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании

экономики

1.1 Понятие и инструментарий фискальной политики …….6

1.2 Типы фискальной политики: дискреционная и недискреционная …….11

1.3 Государственные расходы и совокупный спрос ……20

1.4 Воздействие фискальной политики на уровень ВНП ……21

1.5 Мультипликатор государственных расходов ……23

1.6 Сочетание денежной и фискальной политики ……25

2. Фискальная политика в современной российской экономике

2.1 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике

России……………………………………………………………………………...30

2.2 Проведение фискальной политики в России ……..32

3. Пути повышения эффективности фискальной политики…………………….37

Заключение ……..40

Список использованной литературы ……..

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании и направления (курсовая 32) ПЕРЕДЕЛ.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

     Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.

     Рассмотрим  теперь какое место налоги занимают в формировании бюджета РФ.

     Исходя  из вышеприведенных значений, можно  сказать, что Россия во многом зависит  от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.

     В этой связи хотелось бы выделить основные направления налоговой политики в период с 2008-по 2010 гг.

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

     Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

     Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к  современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

     В среднесрочной перспективе будет  продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

     а) Совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

     б) Повышение уровня информационного  обеспечения и автоматизации  налоговых органов;

     в) Обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

     г) Совершенствование системы государственной  регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

     С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

     1) Отказ от увеличения номинального  налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы

     2) Унификация налоговых ставок, повышение  эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

 

     3. Пути повышения  эффективности фискальной  политики 

    Теоретической основой формирования финансовой стратегии  в России в настоящий момент и  на перспективу может стать разумное, взвешенное кейнсианство. Финансовый кризис поразил центр макроэкономики России и на данном этапе границы косвенного государственного вмешательства в экономику нужно расширять (особенно в области налогового регулирования). Рыночный механизм не в состоянии самостоятельно раздвинуть узкие границы платежеспособного спроса, связанного с бартером и высокими налогами. Установление завышенного уровня налогового изъятия провоцирует предприятия к массовому поиску законных и полузаконных способов уклонения от уплаты налогов.

    В 2008 г. все думские партии и блоки проголосовали за снижение налогов, упрощение налоговой системы и перенос налогового бремени с производителя на потребителя. Произошла смена ориентации на рыночную и сравнительно реалистичную.

    Важное  условие осуществления нового этапа  налоговой реформы — тенденция к формированию новых стандартов деловой этики у участников российского бизнеса. В девяностые годы считалось, что возможность неуплаты налогов и вывоза активов за рубеж являются нормой деловой этики. В настоящее время наблюдаются свежие тенденции в вопросах деловой этики, которые исходят из двух источников. Молодые менеджеры и бизнесмены, устоявшие в финансовом кризисе считают, что они имеют право следовать иной морали. Свое вступление в бизнес они отождествляют с новыми стандартами делового поведения, в которых нет места сокрытию доходов от налогов.

    Второй  источник новых стандартов деловой  этики — формирование корпоративной морали внутри крупных кампаний. Важно не упустить время для поддержки этого движения, его развития вглубь и вширь, в том числе за счет таких факторов, как проведение последовательной политики экономического роста в стране, реальное снижение налогового бремени на товаропроизводителей.

    Можно сказать, что и рядовой российский налогоплательщик почти за 10 лет рыночных реформ пришел к пониманию необходимости платить налоги. Опрос общественного мнения, проведенный в начале 2009 г., показал, что 50% российского населения поддерживает Правительство в его политике экономического роста и налогообложения. Возможность успешной реализации проводимой налоговой реформы подготовлена также усилиями финансовой науки, практикой налогового реформирования в предыдущие годы. Это позволит уйти от естественных ошибок, которые порождаются отсутствием научной основы российского налогообложения и практического опыта построения налоговой системы, отвечающей требованиям рыночного развития.

    Главный вектор налоговой политики — стимулирование роста реального сектора экономики и обеспечение сбалансированности финансовых интересов государства и интересов налогоплательщика.

    Цивилизованная  налоговая система должна включать минимум экономически обоснованных и фактически доказавших свою эффективность налоговых льгот при жестко контролируемой системе целевой и адресной финансовой поддержки организаций или физических лиц. Это общепринятая мировая практика, она учтена в главе 23 Налогового кодекса, трактующей налоги на доходы физических лиц. Здесь впервые объединены в четыре группы налоговые вычеты: стандартные, профессиональные, социальные и имущественные вычеты. И если первые две группы ранее уже использовались, то социальные и имущественные вычеты — инструменты, с помощью которых впервые налогообложение для материально обеспеченных физических лиц становится, на мой взгляд, более справедливым, следовательно создает лучшие условия для таких налогоплательщиков.

    В качестве стратегического направления  налоговых реформ принято серьезное снижение налогов на доходы организаций (на прибыль предприятий) и доходы физических лиц при одновременном повышении налогов и сборов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов.

    За  годы экономических трансформаций  в России сложились условия для  повышений роли регионального налога на недвижимость (с введением этого налога прекратится действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество организаций, налогов на имущество физических лиц, налога на землю. Введение одного налога вместо трех упрощает систему налогообложения, снижает затраты по взиманию налоговых сумм.

    Однако  введение налога на недвижимость превратит его в источник формирования регионального бюджета, что позволит ликвидировать непопулярный налог с продаж. Введению налога на недвижимость препятствует отсутствие Закона о частной собственности на землю, неразработанность методик оценки недвижимости, недостаточный профессионализм агентов по недвижимости, не говоря уже о слабости теоретических разработок по оценке недвижимости.

    Принципиально новый подход нужно реализовать  в порядке определения амортизационных отчислений, включаемых в состав затрат. Вместо дифференцированной системы амортизационных норм должна быть введена система нормативов амортизационных отчислений по укрупненным амортизационным группам, которая близка к международным стандартам. Это позволит заметно уменьшить налогооблагаемую прибыль в первые годы эксплуатации основных средств. Таким образом, российские предприятия получат возможность использовать ускоренную амортизацию как важнейший источник самофинансирования, увеличения инвестиционных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой  политики, мною был сделан вывод, что  воздействие на экономику государственных  расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

    Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни  страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

    Изменение государственных расходов и налогов  оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

    На  практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации  экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

    В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим  инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она  включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

    Также хочу отметить, что через налоговую  политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению  в производство научно-технического прогресса.

    Однако  не во всех странах бюджетно-налоговая  политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.

    Меры  фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

    Изучение  источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из  важнейших задач ряда государственных институтов. Также  отмечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

Информация о работе Фискальная политика