Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - рассмотреть сущность фискальной политики с точки зрения макроэкономики государства, а также ее особенности в нашей стране.

Содержание

Введение …….3

1. Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании

экономики

1.1 Понятие и инструментарий фискальной политики …….6

1.2 Типы фискальной политики: дискреционная и недискреционная …….11

1.3 Государственные расходы и совокупный спрос ……20

1.4 Воздействие фискальной политики на уровень ВНП ……21

1.5 Мультипликатор государственных расходов ……23

1.6 Сочетание денежной и фискальной политики ……25

2. Фискальная политика в современной российской экономике

2.1 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике

России……………………………………………………………………………...30

2.2 Проведение фискальной политики в России ……..32

3. Пути повышения эффективности фискальной политики…………………….37

Заключение ……..40

Список использованной литературы ……..

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании и направления (курсовая 32) ПЕРЕДЕЛ.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

                     
 
 

    На  графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

    В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

    График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

    Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

    Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

    На  основании данных о циклических  бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной политики, так как  наличие циклически несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

    В результате возникает структурный  дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.[5; c.263-267]

    Группа  американских специалистов во главе  с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера.  
 
 

      

    Ставка  налога (К),

    в процентах                  100 
 

         50

 
     
       
 
 
 
 
 

                         

                         (общая сумма налогов)

    Рис.2 Кривая Лаффера

    Согласно  кривой А. Лаффера, увеличение налоговых  ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка R0). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

    Россия  сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции, превышающей точку R0. В результате запланированная величина налоговых поступлений, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной. Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.[13;с.36]

    Кривая  Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

    Однако  не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.

    Наряду  с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства.[2; c.315-340]

 

     1.3 Государственные  расходы и совокупный  спрос. 

    Прежде  чем перейти к рассмотрению этого  вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.

  • Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.
  • Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не оказывают воздействия на потребление и инвестиции.
  • В-третьих, налоги рассмотрим, как налоги на доход населения.

    Исходя  из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю. По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y  - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг (рисунок 3). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С - потребительский расход населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг. Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции. [6; c.231-235]

      

    Рис.3 - Влияние государственных расходов на совокупный спрос.

    1.4 Воздействие фискальной  политики на уровень  ВНП.

    Но  более высокий уровень ВНП  увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижая действенность фискальной политики, снижает уровень инвестиционных расходов. Фискальная политика, таким образом, воздействует на товарные рынки, сдвигая кривую IS, которая демонстрирует равновесие на товарных рынках. При неизменной ставке процента более высокий уровень государственных расходов будет увеличивать уровень совокупного спроса. Покрывая рост спроса, выпуск продукта должен увеличиваться. Это отражается сдвигом IS в положении IS' (рисунок 4). Экспансионистская фискальная политика сдвигает кривую  IS вверх вправо, она увеличивает равновесный доход, но растет и равновесная ставка процента.

    Если  экономика первоначально находилась в равновесии в точке Е, то  мы движемся (при постоянной ставке процента) к точке Е". В точке Е" рынок товаров находится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции. Но на фондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно, спрос на деньги становится выше. При ставке процента io спрос на деньги превышает предложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные балансы увеличивает ставку процента. Но когда ставка процента растет, частные расходы сокращаются. Фирмы снижают планируемые инвестиции и, таким образом, совокупный спрос понижается. Регулирование завершается в точке Е', где и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии - это новая точка равновесия. Сравнивая положение в точке Е' с первоначальным равновесным положением Е видно, что рост государственных расходов увеличивает и доход, и ставку процента. [9; 203-210]

      

    Рис. 4- Воздействие фискальной политики на уровень ВНП

    1.5 Мультипликатор  государственных  расходов.

    Итак, государственные расходы оказывают  непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость  населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:

                                                 Прирост ВНП

                  MPG =

                                    Прирост государственных расходов

    Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р. (рисунок 5).

    

    Рис. 5 - Мультипликатор государственных расходов

    Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.

    Таким образом, рост объема государственных  закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции. [1; c.243-247]

 

     1.6 Сочетание денежной  и фискальной политики.

    Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свой бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.

    

                 Рисунок 6 -   Денежное приспособление  фискальной политики

    Фискальная  экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.

Информация о работе Фискальная политика