Финансы и финансовая система. Государственный бюджет и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование сущности и функции финансов в целом, а также исследование финансовой система России, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1.Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.
2.Обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ 7

1.1. Сущность, признаки и функции финансов 7

1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья 11

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23

2.1. Краткая характеристика финансовой системы РФ 23

2.2. Государственный бюджет 25

2.3. Государственный долг 23

2.4. Местный бюджет 25

2.5. Внебюджетные фонды 23

2.5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)……………………25

2.5.2. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) 23

2.5.3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.doc

— 324.50 Кб (Скачать)
 

2.5. Внебюджетные фонды

 

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Внебюджетные  фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения .

 Главная  причина  создания – необходимость  выделения чрезвычайно важных  для общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками  дохода. Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает  Федеральное Собрание РФ, а также  государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам  внебюджетных фондов относятся: специальные  целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать  более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том  числе Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный  фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения экономические Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

Рассмотрим  подробнее отдельные фонды социального  назначения.  

2.5.1 Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) 

 ПФР образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств и добровольных взносов юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков. Страховые взносы – преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются: работодатели российские и иностранные юридические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства; общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой; работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. 

Налогооблагаемой  базой для расчета страховых  взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах независимо от финансирования. Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Страховые взносы по категориям налогоплательщиков

Все работающие граждане                                                     1%

Предприниматели, занимающиеся частной практикой      20,6%

Предприятия, учреждения, организации,

выплачивающие авторские гонорары                                  26%

Граждане, использующие труд наемных работников        28%

Работодатели (предприятия, учреждения, организации)   28% 

Средства  ПФР используются на выплаты государственных  пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации  пенсионерам, пособий для детей  в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Ежемесячно  государство направляет на выплату  пенсий около 10% поступающих в его  распоряжение доходов. 

2.5.2 Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ)  

ФСС РФ –  второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ oт 7 августа 1992 г. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение оздоровление трудящихся и членов их семей.

Фонд  социального страхования образуется за счет: страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм собственности; доходов от инвестирования части  временно свободных у него средств; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям. Работающие в этот фонд ничего не платят. 

2.5.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования предназначен для выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхований.

Финансовые  средства Федерального фонда образуются за счет: части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом; взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда; нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Объектом  выступает начисленная оплата труда  по всем основаниям. Тариф страховых  взносов определяется Федеральным  законом РФ по представлению Правительства РФ. С 1996 г. он составляет 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляется в Федеральный фонд, а 3,4% в территориальные фонды).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы выражают экономические общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуются повышение эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал  проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее  время в Российской Федерации  финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует  общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовой системы Российской Федерации; достаточно полно рассмотрено функционирование одного из звеньев финансовой системы РФ – внебюджетных федеральных фондов, – а также одной из ветвей финансовой политики государства – налоговой политики. В данной работе я могла бы подробнее осветить остальные звенья финансовой системы Российской Федерации, затронуть описательный анализ не только налоговой политики, но и других составных частей государственной финансовой политики. Но ввиду ограничения объема работы, множественности составных частей финансовой системы государства, а также емкости каждого из понятий, характеризующих эту систему, этого сделать не удалось.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник для ВУЗов  Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г.
  3. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.
  4. Иванова И.В. Россияне о налоговой системе И.В. Иванова  Экономика и управление на предприятии. – 2005. – № 32. – С. 28.
  5. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.  В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 352 с.
  6. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов.  В.К. Ломакин. – М.: Финансы, 1998.
  7. Лычагин М.В. Финансовая экономика.  М.В Лычагин. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.
  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов  Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2007.
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов.  Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов.  Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  11. Финансы: Учебник  Белозеров С.А., Горбушина С.Г., Иванов В.В.; под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2007.
  12. Финансы: Учебник.  Под ред. М.В. Романовского, – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
  13. Финансы: Учебник.  Под ред. П.Р. Полякова. – М.: ЮНИТИ, 2003.

Информация о работе Финансы и финансовая система. Государственный бюджет и государственный долг