Финансы и финансовая система. Государственный бюджет и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование сущности и функции финансов в целом, а также исследование финансовой система России, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1.Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.
2.Обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ 7

1.1. Сущность, признаки и функции финансов 7

1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья 11

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23

2.1. Краткая характеристика финансовой системы РФ 23

2.2. Государственный бюджет 25

2.3. Государственный долг 23

2.4. Местный бюджет 25

2.5. Внебюджетные фонды 23

2.5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)……………………25

2.5.2. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) 23

2.5.3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Неналоговые поступления.

1. Доходы  от имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности

2. Доходы  от продажи имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности

3. Доходы  от реализации государственных  запасов

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов

5. Поступления  капитальных трансфертов из негосударственных  источников

6. Административные  платежи и сборы

7. Штрафные  санкции, возмещение ущерба

8. Доходы  от внешнеэкономической деятельности

9. Прочие  неналоговые доходы

10. Безвозмездные  перечисления:

а) нерезидентов и бюджетов других уровней,

б) государственных  внебюджетных фондов,

в) государственных  организации,

г) наднациональных  организаций.

Официальные трансферты.

Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц). 

Расходы.

Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

              Классификация и состав расходов.

1. Функциональная классификация  расходов бюджетов  Российской Федерации

1) Государственное  управление и местное самоуправление

2) Судебная  власть

3) Международная  деятельность

4) Национальная  оборона

5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

6) Фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому прогрессу

7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия

8) Сельское  хозяйство и рыболовство

9) Охрана  окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология

10) Транспорт,  дорожное хозяйство, связь и  информатика

11) Развитие  рыночной инфраструктуры

12) Жилищно-коммунальное  хозяйство, градостроительство

13) Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

14) Образование

15) Культура  и искусство

16) Средства  массовой информации

17) Здравоохранение  и физическая культура

18) Социальная  политика

19) Обслуживание  и погашение государственного  долга

20) Пополнение  государственных запасов и резервов

21) Региональное  развитие

22) Утилизация  и ликвидация вооружении, включая  выполнение международных договоров

23) Прочие  расходы; 

 Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Общий объем финансирования дефицита (профицит) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование — Погашение  долга) + Уменьшение остатков ликвидных  финансовых средств.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.  

2.3. Государственный долг 

Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

      Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

      Внутренний  долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

      Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

      Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге  видят две опасности: банкротство  нации и переложение долгового  бремени на будущие поколения.

      Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству  правительства? Конечно же, нет. Во-первых, нужно отметить, что нет ни каких  причин, которые заставляли бы сокращать  государственный долг, не говоря уже  о необходимости его полной ликвидации. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.

      Что касается второй опасности, то государственный долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.

      Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические  последствия. Во-первых, выплата процентов  по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое  бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

      Возникает необходимость управления долгом. Под  управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. 
 

2.4. Местный бюджет 

Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права местных органов власти дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять местные бюджеты. Они распоряжаются переданными в их ведение предприятиями и получают от них доходы.

Местный бюджет укрепляет экономическую  самостоятельность местных органов власти, активизирует их хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственных территориях, расширять экономический потенциал региона, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов.

Таким образом, местный бюджет – это совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят наряду с государственным бюджетом в консолидированный бюджет общества.

Формирование  и использование местных бюджетов выражает движение общественного продукта между участниками производства и обмена, а именно:

  • между предприятиями и государством;
  • между предприятиями, организациями и учреждениями;
  • производственной и непроизводственной сферами макроэкономики всех форм собственности;
  • между звеньями бюджетной системы;
  • между государством и населением.

Входя в экономический базис общества, местные бюджеты функционируют и развиваются в соответствии с действующими экономическими законами. В этой связи необходимо отметить следующее:

  1. через местные бюджеты реализуется целевая функция макроэкономики. Через местные бюджеты общественные (социальные) фонды потребления распределяются в территориальном и социальном разрезе, т.е. между отдельными территориально-административными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из местных бюджетов финансируется и развитие отраслевой местной промышленности и коммунального хозяйства, продукция и услуги которых повышают жизненный уровень людей;
  2. местные бюджеты являются инструментом реализации на практике общего экономического закона пропорционального развития. Через них распределяется национальный доход в целях пропорционального развития административно-территориальных единиц. Местный бюджет играет роль основного финансового плана административно-территориальной единицы и способствует ее пропорциональному движению в рамках общегосударственных программ экономического развития;
  3. местные бюджеты увеличиваются по мере роста производительности труда. Они создают условия для рационального воспроизводства рабочей силы, что влияет на рост производительности труда. В результате проявляется тесная связь между законом роста производительности труда и местными бюджетами;
  4. местные бюджеты тесно связаны с реализацией на практике принципа распределения по труду. Стимулирование развития населенных пунктов осуществляется в соответствии с принципом распределения по труду. Часть необходимого продукта направляется (через систему налогов) в местный бюджет. Сюда попадает часть централизованных общественных (социальных) фондов потребления из государственного бюджета. Эти фонды направляются на поощрение работников отдельных регионов за достижение высоких макроэкономических показателей.

Информация о работе Финансы и финансовая система. Государственный бюджет и государственный долг