Финансовый кризис 2007 – 2010 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Финансовые кризисы являются одной из наиболее актуальных, интересных, но далеко не изученных тем в современной экономической теории и в прикладных экономических исследованиях. До настоящего времени среди экономистов не существует единого мнения относительно причин и характера развития мировых финансовых кризисов. Различные взгляды высказаны и относительно факторов, определяющих начало и характер развития кризисных явлений.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
1 Понятие и сущность кризиса. Причины возникновения кризиса 2008 года………. 4
1.1 Понятие и сущность кризиса 4
1.2 Причины возникновения мирового кризиса 2008 года 5
1.3 Причины возникновения кризиса в России 7
2 Особенности финансового кризиса 2008 – 2010 годов 10
Практическая часть 12
1 Влияние финансового кризиса на экономику России 12
1.1 Болевые точки российского кризиса 12
1.2 Экономические показатели накануне кризиса 12
1.3 Экономические показатели в период кризиса 14
2 Последствия финансового кризиса 17
2.1 Последствия финансового кризиса для России 17
2.2 Положительные последствия финансового кризиса 17
2.3 Перспективы мировой экономики и следствия для России 18
3 Антикризисная политика России 22
3.1 Антикризисные меры 22
3.2 Основные инструменты используемые для реализации антикризисных мер……………… 28
4 Задачи и перспективы экономики после кризиса 29
5 Современное состояние экономики России 32
Заключение 34
Список использованной литературы 3

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 68.96 Кб (Скачать)

меньше, чем в упомянутых странах.

Для сближения нормы накопления и нормы сбережения надо  прежде всего сократить вывоз российского капитала из частного сектора (он составляет от 7 до 13% ВВП, то есть больше половины величины накопления основного капитала). Частично такой отток отражает нормальный процесс интеграции российских компаний в мировую экономику, выстраивание ими цепочек создания добавленной стоимости с участием зарубежных производителей. Вместе с тем значительная часть оттока объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом, сохраняющимися трудностями для ведения бизнеса в нашей стране. Необходимо радикально улучшить соответствующие условия — повысить защищенность прав собственности, уменьшить административное давление на бизнес и т. п.

 

  1. Антикризисная политика России

    1. Антикризисные меры

Россия реагировала на кризис, как подобает сильному государству, которое не ждёт, когда все изменится  само по себе, а действует решительно и активно.

В 2009 году Правительство реализовало  беспрецедентную Антикризисную  программу.

В основном антикризисные  меры были направлены на решение следующих задач:

    1. расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);
    2. снижение нагрузки на бизнес (налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки; ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий);
    3. смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);
    4. стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);
    5. поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

Правительство не стало проводить  так называемый «секвестр», то есть фронтальное урезание всех статей бюджета подряд. Правительство сохранило запланированный объём бюджета, перераспределив его в сторону мер, которые поддержали социально-экономическую стабильность в стране.

Расходы бюджета по сравнению с 2008, докризисным годом, — существенно возросли. Расходы бюджета возросли на 27,3 %. И это при том, что доходы — наоборот — упали на 20,9 %. Чтобы профинансировать образовавшийся дефицит, использовали накопленные резервы.

Правительство нацелило бюджет на решение  самых неотложных, острых проблем.

50 % бюджета было направлено на оплату труда, пенсии, социальные пособия, образование, здравоохранение и жилье, то есть на те сферы, которые определяют качество жизни людей. Это порядка 5 трлн рублей. На 1 триллион больше, чем в 2008 году.

В развитие национальной экономики  вложен 1,65 трлн рублей. При этом сотни миллиардов пошли на поддержу высокотехнологичных отраслей. Хотя ещё годом раньше на эти цели мы тратили в три раза меньше.

На обеспечение боеготовности  Армии и Флота, на покупку вооружений и военной техники направлен 1,1 трлн рублей. И здесь был рост на 150 млрд рублей по сравнению с 2008 годом.

С учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий — финансирование Антикризисной программы превысило 3 трлн рублей. По текущему курсу — это более 100 млрд долларов.

Большинство принятых мер сработало. Правительство предотвратило разрушение реального сектора и финансовой системы. И главное — не допустило падения реальных доходов населения. По зарплатам есть очевидное снижение. Это средний показатель.

В некоторых отраслях зарплаты были заморожены или снижались. Но в среднем — доходы граждан в 2009 году даже немного выросли — на 2,3 %. За счёт бюджетников, за счёт пенсионеров прежде всего. Не за счёт олигархов, которые тоже в это время прилично обнищали.

Удалось сохранить все основные социальные программы, а также осуществить  «точечные» меры поддержки граждан. Помочь тем, кто столкнулся с потерей  работы или значительным снижением  доходов.

Правительство действовало на опережение, стремилось предотвратить критический  рост безработицы, дать возможность  людям сохранить рабочее место, получить новую профессию или  открыть собственный бизнес. А  предприятиям — сберечь наиболее ценные профессиональные кадры.

Всего же программы поддержки занятости  охватили 2,8 млн человек.

И если в феврале 2009 года безработица  достигла максимального за кризисный  период уровня — 7,1 млн человек, то год спустя, в марте 2010 года её уровень оказался существенно ниже — 6,4 млн человек. И это много, но всё-таки тренд очевиден.

Это значит, что при всех сезонных колебаниях, правительству удалось  запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и создания новых  рабочих мест.

Правительство против конъюнктурных  увольнений — когда люди теряют работу из-за временного снижения спроса. Именно для предотвращения таких ситуаций и были запущены программы поддержки занятости.

И собственники предприятий, и менеджмент — они тоже достаточно бережно относятся к кадрам, понимают, что если избавиться от квалифицированной рабочей силы, то потом уже будет людей не найти.

Но сокращения могут быть связаны  и с техническим перевооружением  производств, с необходимостью повышать производительность труда. В этом случае бессмысленно бороться за неэффективные  рабочие места. Гораздо лучше  дать людям возможность заранее  повысить квалификацию, получить другую профессию, найти новую достойную  работу.

Правительство и дальше будет применять  точечные антикризисные меры. До тех  пор, пока они сохраняют свою актуальность. Например — поддерживать жилищный рынок и автопром.

Не только специальные антикризисные  меры, но и все шаги правительства, все ресурсы бюджета работают сейчас на скорейшее восстановление экономики, на оживление рынка труда.

Россия единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла  на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение пенсий.

В 2009 году пенсии индексировались 4 раза — в марте, апреле, августе и декабре; в реальном выражении их среднегодовой рост — в реальном за минусом инфляции — составил 10,7 %.

Правительство стремилось помочь отечественному автопрому, который оказался в наиболее сложной ситуации в мире вообще и в России в частности. Некоторые руководители крупных предприятий прямо говорят: «Если бы не было этой программы — не было бы уже и предприятия. Все просто встало бы. Не работали бы совсем, и распустили бы трудовые коллективы». Правительство субсидировало ставку по кредитам на легковые автомобили, напрямую предоставило средства одному из крупнейших наших предприятий — «АВТОВАЗу».

В период кризиса правительство  оказало целенаправленную поддержку  оборонно-промышленному комплексу  и высокотехнологичным предприятиям. Прошлогодние мрачные ожидания некоторых  политиков по поводу краха оборонно-промышленного  комплекса не оправдались.

Объём выпуска военной продукции  в 2009 году увеличился почти на 13 %. Рост производства в судостроении составил 31,6 %, в ракетно-космической промышленности — 16,5 %, в авиации — 9 %.

В 2008 году первые проявления глобального  кризиса были в банковской сфере  и на фондовых площадках. Именно с  финансовой сферы началась реализация антикризисных мер.

В результате принятых мер угроза масштабного кризиса банковской системы осталась в прошлом. Нестабильность на финансовых рынках не затронула рядовых граждан Российской Федерации.

Правительство считает главными задачами на ближайшие два года:

  1. возвращение экономики на траекторию устойчивого роста;
  2. обеспечение макроэкономической стабильности и повышение эффективности бюджетных расходов;
  3. формирование нового промышленного потенциала и поддержка инноваций;
  4. качественное развитие отраслей, ориентированных на человека.

В настоящее время Правительство  РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с  последствиями мирового финансового  кризиса:

    1. курсовая политика;
    2. поддержка банковской системы;
    3. поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
    4. налоговая и бюджетная политика;
    5. тарифная политика;
    6. содействие занятости населения;
    7. жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
    8. поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
    9. нефтяная промышленность;
    10. автомобилестроение;
    11. сельхозмашиностроение;
    12. оборонно-промышленный комплекс;
    13. малый и средний бизнес;
    14. авиационные перевозки;
    15. розничная торговля;
    16. аграрно-промышленный комплекс;
    17. инфраструктурные проекты;
    18. организационное сопровождение реализации антикризисных мер.
    1. Основные инструменты используемые для реализации антикризисных мер

Для оценки инструментов, используемых при реализации антикризисных мер, важно сначала разделить последние  с точки зрения принадлежности к  общей экономической или промышленной политике.

К мерам экономической политики отнесены те, которые затрагивают всех хозяйствующих субъектов (не обязательно в равной степени): главным образом меры по изменению общего налогового режима либо меняющие «правила игры» на всех или большей части рынков, а также затрагивающие неопределенный круг субъектов. К мерам промышленной политики отнесены те, которые направлены на поддержку отдельных предприятий (селективные меры), групп предприятий в одном секторе, отдельных отраслей (секторов) экономики.

Спектр инструментов, с  помощью которых государство  реализует те или иные антикризисные меры, довольно широк и включает почти полный набор имеющихся в его распоряжении рычагов — от налоговой политики до административно-организационных инструментов. Отметим, что в рамках промышленной политики 2/3 мер — это инструменты содействия доступу предприятий к финансовым ресурсам и стимулирования спроса на конкретных отраслевых рынках, а среди мер экономической политики примерно половину составляют меры институционального характера.

 

 

  1. Задачи и перспективы экономики после кризиса

Бюджетные расходы в России крайне неэффективны. По данным Всемирного банка, расходы на поддержку (ремонт и т. д.) дорожной сети в России составляют от 27 до 55 долларов на 1 км по сравнению примерно с 9,5 долларов на 1 км в сходной по климату Финляндии. Другими словами, тех же результатов можно было бы достичь при затратах в 3—5 раз ниже. При этом потребности в создании инфраструктуры в России огромны. По данным Всемирного банка, плотность автодорог в нашей стране составляет в среднем около 37 км на 1000 кв. км  по сравнению с 110 км на 1000 кв. км в сопоставимой по территории и климату Канаде. Таким образом, в условиях необходимости бюджетной консолидации и одновременного реформирования государственного сектора экономики, его модернизации ключевым вопросом бюджетной политики должно стать повышение эффективности расходов по всем направлениям, без роста их объема.

Повышение эффективности  расходов должно сопровождаться переходом к рыночным и прозрачным механизмам распределения бюджетных средств, что необходимо для модернизации государственного сектора российской экономики.

Информация о работе Финансовый кризис 2007 – 2010 годов