Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Финансовые кризисы являются одной из наиболее актуальных, интересных, но далеко не изученных тем в современной экономической теории и в прикладных экономических исследованиях. До настоящего времени среди экономистов не существует единого мнения относительно причин и характера развития мировых финансовых кризисов. Различные взгляды высказаны и относительно факторов, определяющих начало и характер развития кризисных явлений.
Введение 3
Теоретическая часть 4
1 Понятие и сущность кризиса. Причины возникновения кризиса 2008 года………. 4
1.1 Понятие и сущность кризиса 4
1.2 Причины возникновения мирового кризиса 2008 года 5
1.3 Причины возникновения кризиса в России 7
2 Особенности финансового кризиса 2008 – 2010 годов 10
Практическая часть 12
1 Влияние финансового кризиса на экономику России 12
1.1 Болевые точки российского кризиса 12
1.2 Экономические показатели накануне кризиса 12
1.3 Экономические показатели в период кризиса 14
2 Последствия финансового кризиса 17
2.1 Последствия финансового кризиса для России 17
2.2 Положительные последствия финансового кризиса 17
2.3 Перспективы мировой экономики и следствия для России 18
3 Антикризисная политика России 22
3.1 Антикризисные меры 22
3.2 Основные инструменты используемые для реализации антикризисных мер……………… 28
4 Задачи и перспективы экономики после кризиса 29
5 Современное состояние экономики России 32
Заключение 34
Список использованной литературы 3
меньше, чем в упомянутых странах.
Для сближения нормы накопления и нормы сбережения надо прежде всего сократить вывоз российского капитала из частного сектора (он составляет от 7 до 13% ВВП, то есть больше половины величины накопления основного капитала). Частично такой отток отражает нормальный процесс интеграции российских компаний в мировую экономику, выстраивание ими цепочек создания добавленной стоимости с участием зарубежных производителей. Вместе с тем значительная часть оттока объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом, сохраняющимися трудностями для ведения бизнеса в нашей стране. Необходимо радикально улучшить соответствующие условия — повысить защищенность прав собственности, уменьшить административное давление на бизнес и т. п.
Россия реагировала на кризис, как подобает сильному государству, которое не ждёт, когда все изменится само по себе, а действует решительно и активно.
В 2009 году Правительство реализовало беспрецедентную Антикризисную программу.
В основном антикризисные меры были направлены на решение следующих задач:
Правительство не стало проводить так называемый «секвестр», то есть фронтальное урезание всех статей бюджета подряд. Правительство сохранило запланированный объём бюджета, перераспределив его в сторону мер, которые поддержали социально-экономическую стабильность в стране.
Расходы бюджета по сравнению с 2008, докризисным годом, — существенно возросли. Расходы бюджета возросли на 27,3 %. И это при том, что доходы — наоборот — упали на 20,9 %. Чтобы профинансировать образовавшийся дефицит, использовали накопленные резервы.
Правительство нацелило бюджет на решение самых неотложных, острых проблем.
50 % бюджета было направлено на оплату труда, пенсии, социальные пособия, образование, здравоохранение и жилье, то есть на те сферы, которые определяют качество жизни людей. Это порядка 5 трлн рублей. На 1 триллион больше, чем в 2008 году.
В развитие национальной экономики вложен 1,65 трлн рублей. При этом сотни миллиардов пошли на поддержу высокотехнологичных отраслей. Хотя ещё годом раньше на эти цели мы тратили в три раза меньше.
На обеспечение боеготовности Армии и Флота, на покупку вооружений и военной техники направлен 1,1 трлн рублей. И здесь был рост на 150 млрд рублей по сравнению с 2008 годом.
С учётом средств федерального бюджета,
Фонда национального
Большинство принятых мер сработало.
Правительство предотвратило
В некоторых отраслях зарплаты были заморожены или снижались. Но в среднем — доходы граждан в 2009 году даже немного выросли — на 2,3 %. За счёт бюджетников, за счёт пенсионеров прежде всего. Не за счёт олигархов, которые тоже в это время прилично обнищали.
Удалось сохранить все основные социальные программы, а также осуществить «точечные» меры поддержки граждан. Помочь тем, кто столкнулся с потерей работы или значительным снижением доходов.
Правительство действовало на опережение, стремилось предотвратить критический рост безработицы, дать возможность людям сохранить рабочее место, получить новую профессию или открыть собственный бизнес. А предприятиям — сберечь наиболее ценные профессиональные кадры.
Всего же программы поддержки занятости охватили 2,8 млн человек.
И если в феврале 2009 года безработица достигла максимального за кризисный период уровня — 7,1 млн человек, то год спустя, в марте 2010 года её уровень оказался существенно ниже — 6,4 млн человек. И это много, но всё-таки тренд очевиден.
Это значит, что при всех сезонных колебаниях, правительству удалось запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и создания новых рабочих мест.
Правительство против конъюнктурных увольнений — когда люди теряют работу из-за временного снижения спроса. Именно для предотвращения таких ситуаций и были запущены программы поддержки занятости.
И собственники предприятий, и менеджмент — они тоже достаточно бережно относятся к кадрам, понимают, что если избавиться от квалифицированной рабочей силы, то потом уже будет людей не найти.
Но сокращения могут быть связаны
и с техническим
Правительство и дальше будет применять точечные антикризисные меры. До тех пор, пока они сохраняют свою актуальность. Например — поддерживать жилищный рынок и автопром.
Не только специальные антикризисные меры, но и все шаги правительства, все ресурсы бюджета работают сейчас на скорейшее восстановление экономики, на оживление рынка труда.
Россия единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение пенсий.
В 2009 году пенсии индексировались 4 раза — в марте, апреле, августе и декабре; в реальном выражении их среднегодовой рост — в реальном за минусом инфляции — составил 10,7 %.
Правительство стремилось помочь отечественному автопрому, который оказался в наиболее сложной ситуации в мире вообще и в России в частности. Некоторые руководители крупных предприятий прямо говорят: «Если бы не было этой программы — не было бы уже и предприятия. Все просто встало бы. Не работали бы совсем, и распустили бы трудовые коллективы». Правительство субсидировало ставку по кредитам на легковые автомобили, напрямую предоставило средства одному из крупнейших наших предприятий — «АВТОВАЗу».
В период кризиса правительство
оказало целенаправленную поддержку
оборонно-промышленному
Объём выпуска военной продукции в 2009 году увеличился почти на 13 %. Рост производства в судостроении составил 31,6 %, в ракетно-космической промышленности — 16,5 %, в авиации — 9 %.
В 2008 году первые проявления глобального кризиса были в банковской сфере и на фондовых площадках. Именно с финансовой сферы началась реализация антикризисных мер.
В результате принятых мер угроза масштабного кризиса банковской системы осталась в прошлом. Нестабильность на финансовых рынках не затронула рядовых граждан Российской Федерации.
Правительство считает главными задачами на ближайшие два года:
В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:
Для оценки инструментов, используемых
при реализации антикризисных мер,
важно сначала разделить
К мерам экономической политики отнесены те, которые затрагивают всех хозяйствующих субъектов (не обязательно в равной степени): главным образом меры по изменению общего налогового режима либо меняющие «правила игры» на всех или большей части рынков, а также затрагивающие неопределенный круг субъектов. К мерам промышленной политики отнесены те, которые направлены на поддержку отдельных предприятий (селективные меры), групп предприятий в одном секторе, отдельных отраслей (секторов) экономики.
Спектр инструментов, с
помощью которых государство
реализует те или иные антикризисные меры,
довольно широк и включает почти полный
набор имеющихся в его распоряжении рычагов
— от налоговой политики до административно-
Бюджетные расходы в России крайне неэффективны. По данным Всемирного банка, расходы на поддержку (ремонт и т. д.) дорожной сети в России составляют от 27 до 55 долларов на 1 км по сравнению примерно с 9,5 долларов на 1 км в сходной по климату Финляндии. Другими словами, тех же результатов можно было бы достичь при затратах в 3—5 раз ниже. При этом потребности в создании инфраструктуры в России огромны. По данным Всемирного банка, плотность автодорог в нашей стране составляет в среднем около 37 км на 1000 кв. км по сравнению с 110 км на 1000 кв. км в сопоставимой по территории и климату Канаде. Таким образом, в условиях необходимости бюджетной консолидации и одновременного реформирования государственного сектора экономики, его модернизации ключевым вопросом бюджетной политики должно стать повышение эффективности расходов по всем направлениям, без роста их объема.
Повышение эффективности расходов должно сопровождаться переходом к рыночным и прозрачным механизмам распределения бюджетных средств, что необходимо для модернизации государственного сектора российской экономики.