Финансовые рынки, ценные бумаги и фондовые рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Значение фондового рынка для экономики любой страны трудно переоценить. Поэтому во многих странах фондовый рынок рассматривают как национальное богатство, которое нужно охранять и поддерживать в нормальном состоянии. Именно на фондовом рынке встречаются продавцы и покупатели капитала. С одной стороны, фирмы и корпорации находят здесь инвестиции для целей своего развития, что в конечном итоге обеспечивает создание новых рабочих мест и выпуск продукции для личного и производственного потребления.

Работа содержит 1 файл

фондовые рынки.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

 

       
      10.2. ОСНОВНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ 

I РЕГУЛИРОВАНИЯ

         Для того чтобы реализовать  указанные цели, необходимо создание стройной системы регулирования фондового рынка, которая должна включать в себя следующие основные элементы:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • аттестация специалистов фондового рынка;
  • лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка;
  • контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг и применение санкций за нарушения порядка работы на фондовом рынке.

       
      10.2.1. Нормативно-правовая база

          Нормативная база регулирования  фондового рынка строится по иерархическому принципу. Высшим нормативным актом

 

          

Глава 10. Регулирование рынка  ценных бумаг 359

является  закон, устанавливающий основные принципиальные правила функционирования фондового рынка. В России таким документом служит Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», который был принят в 1996 г. Данным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске эмитентом ценных бумаг и их обращении на вторичном рынке, а также устанавливаются правила деятельности профессиональных участников фондового рынка.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг  в России осуществляется путем:

  • установления жестких требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обязательны к выполнению;
  • регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг, раскрытия информации об эмиссионных ценных бумагах и контроля за деятельностью эмитентов при выпуске и обращении ценных бумаг;
  • установления правил работы на фондовом рынке для профессиональных участников;
  • создания системы защиты прав инвесторов.

   Закон прописывает только рамочные принципы функционирования фондового рынка без их подробной детализации. Конкретизация положений, зафиксированных в законе, осуществляется в нормативных актах, издаваемых органами исполнительной власти: Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Министерством финансов, Центральным банком и др. Нормативные акты министерств и ведомств формируют второй уровень правового регулирования фондового рынка. Федеральный закон и нормативные акты создают поле государственного регулирования рынка и обеспечивает единую, признаваемую всеми правовую среду.

    Третий  уровень составляют инструкции, методики, положения, разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, каждая фондовая биржа имеет свои правила членства, процедуру листинга и делистинга, правила осуществления торговых операций в зале, проведения расчетов по совершенным сделкам и т. д. Аналогично этому любой профессиональный участник (брокер, дилер, регистратор и др.) на базе законодательных и нормативных актов разрабатывает свои внутренние документы: договоры, правила, положения, регламентирующие их взаимодействие с клиентами и другими участниками рынка ценных бумаг.

    Только  наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование рынка. Важней-

 

    

360 Часть HI, ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА

шее требование, которому должна соответствовать нормативно-правовая база, — это доходчивость, непротиворечивость, недопустимость двойного толкования одних и тех же положений.

    Разработанная правовая база не остается неизменной. Органы регулирования должны вести мониторинг действия нормативных документов и при изменении условий функционирования фондового рынка вносить соответствующие корректировки.

       
      10.2.2. Аттестация специалистов

          Особенностью рынка  ценных бумаг является то, что через механизм обращения фондовых ценностей эмитенты аккумулируют значительные финансовые ресурсы, в том числе средства частных лиц. Привлечение денежных средств осуществляется при помощи финансовых посредников, которые должны обладать высокими профессиональными качествами. Фондовый рынок, как никакой другой элемент рыночной экономики, нуждается в профессионалах высокого уровня, способных эффективно и добросовестно работать с клиентами. Поэтому необходима жесткая процедура отбора лиц для работы на фондовом рынке через систему аттестации специалистов и лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка.

    Система аттестации специалистов фондового  рынка разработана ФКЦБ и состоит из двух экзаменов. Один экзамен является базовым, который должны сдать все руководители и специалисты организаций, непосредственно связанные с проведением операций на фондовом рынке. После успешного прохождения базового квалификационного экзамена можно переходить к сдаче специализированных экзаменов по соответствующему виду профессиональной деятельности. Специализированные экзамены, в свою очередь, делятся на две группы: первая группа — для руководителей высшего и среднего звена, а также контролеров; вторая группа — для специалистов, которые являются штатными сотрудниками организаций и непосредственно осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг.

    В таблице 10.1 дана классификация специализированных видов экзаменов, которые должны сдавать руководители высшего и среднего звена, а также контролеры и специалисты организаций.

   Лица, успешно сдавшие экзамены, получают соответствующий квалификационный аттестат. Срок действия квалификаци-

 

   

    362 Часть III. ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА

онных аттестатов не может превышать одного года с даты выдачи. По истечении указанного срока осуществляется продление срока действия аттестатов, если не было выявлено нарушений в процессе профессиональной деятельности на фондовом рынке.

    Наличие в штате организации аттестованных  специалистов является одним из обязательных условий для получения лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке.

         
         
        10.2.3. Лицензирование  деятельности профессиональных  участников фондового рынка

         Лицензирование профессиональных участников фондового рынка осуществляет ФКЦБ, которая выдает лицензии на право осуществления:

  • брокерской деятельности;
  • дилерской деятельности;
  • деятельности по управлению ценными бумагами;
  • клиринговой деятельности;
  • депозитарной деятельности;
  • деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг;
  • деятельности по организации биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами.

   Для получения соответствующей лицензии организация должна удовлетворять:

  • квалификационным требованиям, которые проявляются в наличии в штате аттестованных специалистов по профилю деятельности организации;
  • финансовым требованиям, которые заключаются в наличии достаточного собственного капитала компании, обеспечивающего в определенной мере защиту интересов клиентов.

    В таблице 10.2 приведены требования, предъявляемые  ФКЦБ к профессиональным участникам фондового рынка по минимальной величине собственного капитала.

    Государственные органы регулирования устанавливают более жесткие требования к участникам фондового рынка, которые

 

    

    364 Часть III. ОРГАНИЗАЦИИ ФОНДОВОГО РЫНКА

работают  со средствами физических лиц, с тем  чтобы обеспечить защиту мелких инвесторов. Это проявляется не только в требованиях к величине собственного капитала, который для брокерских компаний, оперирующих со средствами граждан, на порядок выше, чем при работе с юридическими лицами, но и в требованиях к сроку деятельности брокерской компании. Прежде чем получить лицензию на право работы со средствами граждан, брокерская компания должна не менее двух лет действовать на фондовом рынке и осуществлять операции с ценными бумагами, привлекая средства юридических лиц.

    Кроме квалификационных и финансовых требований органы регулирования устанавливают основные правила осуществления конкретных видов деятельности на фондовом рынке, которые отражают морально-этическую сторону работы на рынке ценных бумаг. Например, для брокеров и дилеров установлен комплекс требований, которые нацеливают их деятельность на работу с клиентами на принципах информационной открытости, взаимного доверия и добросовестности при исполнении поручений клиентов. Федеральная комиссия требует от брокеров и дилеров соблюдения комплекса условий, они обязаны:

  • исполнять поручения исключительно в интересах клиентов, в полном соответствии с полученными указаниями;
  • обеспечить своим клиентам наилучшие условия исполнения поручений;
  • информировать клиента о всех обстоятельствах, связанных с осуществлением сделок купли-продажи ценных бумаг, в том числе о рисках, присущих данным операциям;
  • не допускать манипулирования ценами и понуждения к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления клиентам умышленно искаженной информации;
  • совершать сделки купли-продажи ценных бумаг в первоочередном порядке по отношению к собственным операциям;
  • исполнять поручения клиентов в порядке их поступления;
  • обеспечить отдельный учет ценных бумаг и денежных средств клиентов, их надлежащее хранение;
  • сохранять конфиденциальность информации об операциях клиентов и состоянии их счетов.
  •  

Глава  10. Регулирование  рынка ценных бумаг 365

          10.2.4, Контроль  за соблюдением правил работы  на фондовом рынке

          Перед органами регулирования  фондового рынка стоит не только задача разработки правил деятельности профессиональных участников на рынке, но и контроль за их соблюдением. Контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в разнообразных формах, в частности:

  • путем предоставления профессиональными участниками ежеквартальной отчетности о своей работе в Федеральную комиссию;
  • путем обязательной ежегодгой аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности компаний, имеющих лицензии на право работы на фондовом рынке;
  • путем выборочных проверок, которые осуществляют органы Федеральной комиссии и саморегулируемых организаций.

    Система контроля за деятельностью профессиональных участников направлена на предупреждение нарушений нормативной и законодательной базы и на защиту интересов клиентов. При выявлении нарушений правил работы на фондовом рынке контролирующий орган должен наложить санкции на организацию-нарушителя. Система санкций должна быть весьма разнообразной и гибкой. Органы регулирования в зависимости от степени нарушений применяют различные санкции. На фондовом рынке можно выделить следующие их виды:

  • административные санкции, которые налагаются в случае незначительных нарушений правил работы на фондовом рынке. Контролирующие органы отмечают выявленные недостатки и дают определенный срок для их устранения, по истечении которого компания должна отчитаться об их устранении;
  • экономические санкции, которые применяются, как правило, к руководителям компаний за грубые нарушения нормативных и законодательных актов. Штрафы за нарушения правил работы на фондовом рынке в ряде случаев составляют весьма значительную величину. Например, в Великобритании саморегулируемая организация может наложить на физических лиц штраф в размере 100 тыс. ф. ст.;
  • приостановление действия лицензии. Для каждого вида деятельности Федеральная комиссия приводит подробный  перечень нарушений, служащих основанием для
 

 

    366 Часть 111. ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА

    приостановления действия лицензии. Например, для брокеров и дилеров основаниями для временного приостановления действия лицензии являются: нарушение законодательства о ценных бумагах, недостаточность собственного капитала по сравнению с установленными нормами, неосуществление операций с ценными бумагами в течение 6 месяцев, недостоверная отчетность, несвоевременное представление отчетности в Федеральную комиссию, деятельность, которая не предусмотрена нормативными актами, осуществление брокером сделок в свою пользу в ущерб интересам клиента и др. Приостанавливая действие лицензии, контролирующий орган направляет компании уведомление, в котором указываются причины, повлекшие за собой установление таких санкций; перечень мер и сроки, в течение которых нарушения должны быть устранены, а также виды деятельности, которые может осуществлять компания до устранения нарушений; — аннулирование лицензии — это крайняя мера, применение которой вызвано грубейшими и неоднократными нарушениями со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг. Отзыв лицензии по сути дела означает ликвидацию компании, так как без лицензии она не может работать на фондовом рынке.

Информация о работе Финансовые рынки, ценные бумаги и фондовые рынки