Финансовые аспекты НЭП в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Новая экономическая политика (НЭП) – экономическая политика проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.

Содержание

Определение НЭП 3

Предпосылки НЭП и ее становление 4

Денежная реформа 1922-1924 гг. 9

Свёртывание НЭПа 14

Выводы и заключения 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Работа содержит 1 файл

КопияРеферат.docx

— 42.97 Кб (Скачать)

     Денежная  реформа 1922-1924 гг. 

     На  основе развертывания товарно-денежных отношений необходима была денежная реформа 1922-1924 гг. Воссозданная в 1921 г. деятельность Государственного банка была направлена на подготовку денежной реформы. Была разработана концепция выпуска червонцев как твердой устойчивой денежной единицы при временном сохранении в обороте совзнаков – падающих в цене.

     Это и стало первым этапом денежной реформы, когда Госбанку было предоставлено Постановлением СНК от 11 октября 1922 г. право эмиссии и выпуска червонцев в обращение. Госбанк должен был увеличить оборотные средства для коммерческих операций. В соответствии с этим Законом «банковские билеты полностью обеспечивались не менее чем на 25% драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу ее на золото, а в остальной ее части легко реализуемым товаром, краткосрочными векселями, иными обязательствами».

     Согласно  этому закону эмиссия являлась ресурсом Госбанка для краткосрочного кредитования народного хозяйства. Летом 1923 г. червонец был принят в качестве твердой  валюты; устойчивой по отношению к золоту. Червонец очень быстро вытеснил из оборота золото и иностранную валюту. Объяснялось это тем, что червонец был выпущен Госбанком для первоочередного кредитования государственных промышленных торговых операций. Червонец стал выполнять следующие функции: средства учета, средства обращения, платежного средства, средства накопления и трудовых сбережений.

     Постановлением  СНК в августе 1923 г. бюджет страны был переведен на червонное исчисление, с октября за червонцем закрепилось монопольное положение твердой единицы расчетов, но одновременно резко повысился темп обесценивания совзнаков. В конце 1923 г. обострился разменный голод, необходимо было пустить в оборот достаточное количество мелкокупюрных устойчивых денежных знаков, тем более что появились суррогаты денег в виде бон, талонов и т.п. С декабря 1923 г. по февраль 1924 г. эмиссия совзнаков вырастала ежемесячно на 80-100%. В городах широко обращался червонец, в теневой экономике - золото и иностранная валюта, в сельской местности – преимущественно совзнаки.

     С системой параллельного обращения  устойчивой и «падающей» валют было покончено на втором этапе денежной реформы в начале 1924 г. К этому времени были достигнуты определенные успехи в оздоровлении всей финансовой системы. Сократились административно-коммерческие расходы. В 1922-1923 гг. народное хозяйство было профинансировано на 335 млн червонных рублей больше из Госбюджета и 544 млн р. – из ресурсов кредитной системы.

     Расширилась сеть кредитных учреждений, были созданы: Промбанк и крупные кооперативные  банки, Всекобанк и Украинбанк, общество «Электрокредит», сеть городских коммунальных банков, Роскомбанк.

     Если  на 1 января 1923 г. золотой и инвалютный запасы Госбанка составляли 15 млн р., то через год увеличились уже в 10 раз-до 147,9 млн р. Большую роль в накоплении этих запасов сыграли доходы внешней торговли. Однако золотой запас Госбанка СССР составил в январе 1924 г. лишь 8,7% золотого запаса России 1914 г.

     Накануне  завершающего этапа реформы был  проведен опыт эмиссий средств обращения  с твердым курсом на золото достоинством ниже червонца – так называемых транспортных сертификатов пятирублевыми купюрами. Это были краткосрочные беспроцентные заемные обязательства правительства, выпущенные «в целях усиления средств НКПС в период реализации урожая». С сентября 1923 г. по март 1924 г. транспортные сертификаты выпустили стоимостью 20786 тыс. золотых рублей. В обращении сертификаты считали мелкой купюрой червонца.

     До 10 марта 1924 г. в обороте находились червонцы, разменные боны, серебряные и медные монеты, совзнаки. Наркомфин допустил ряд ошибок в регулировании состава денежной массы, что породило разменный кризис. Нельзя было ограничивать эмиссию для удовлетворения спроса платежного оборота на размен червонцев. Ошибки Наркомфина и Госбанка дискредитировали червонец в глазах населения. Выросли цены на продукты и товары.

     Государство усилило нажим с помощью налогового пресса на частные торговые фирмы. Деятельность более 100 товарных бирж с фондовыми  отделами находилась под полным контролем  государства, которое стремилось к экономическому регулированию рыночных цен.

     В итоге ликвидации совзнаков произошло значительное расширение емкости денежного обращения. «Разменный голод» был устранен в 1925 г. Червонец теперь был равен бумажным золотым рублям, или 7,74 г чистого золота. На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом, червонцы вплоть до 1926 г. свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (один американский доллар был равен 1,94 р.). На завершающем этапе реформы совзнаки старого образца обменивали на новые: 1 р. государственных казначейских билетов обменивался на 50 тыс. р. образца 1923 г. Главным положительным значением денежной реформы было следующее:

  1. восстановление единой денежной системы страны, в обращение поступила устойчивая валюта;
  2. падение цен на ряд товаров. Индекс розничных цен снизился с 212,6 в марте 1924 г. (100% в 1913 г.) до 196,6 - в декабре 1924
  3. предотвращение внедрения в обращение иностранной валюты и монет царской чеканки;
  4. устранение опасности экономической изоляции деревни от города в результате упразднения обесценивавшегося совзнака. Денежная реформа означала включение деревни в денежный оборот;
  5. укрепление экономической связи между сельским хозяйством и промышленностью; создание условий для широкого использования экономических рычагов (цены, торговля, кредит, налог) в целях подъема и развития сельского хозяйства;
  6. стимулирование повышения производительности труда на базе дифференцированной по результатам трудового вклада денежной оплаты;
  7. обеспечение реальной основы для действенного планового руководства народным хозяйством;
  8. создание условий для сбалансированности денежных доходов и расходов населения и на этой основе пропорциональности между денежной массой в обращении в новой валюте и объемом товарооборота в денежном выражении;
  9. образование прочной базы для расширения кредитных, расчетных и кассовых операций банков. С упрочением денежного обращения были устранены препятствия к развитию кредитных отношений в хозяйстве и мобилизации банками временно свободных денежных средств;

     10) создание предпосылок для укрепления связи с мировой 
экономикой.

     Особенностью  денежной реформы 1922-1924 гг. явилось  ее проведение без использования  иностранных займов. Одновременно с этими переменами большие изменения происходили в системе управления экономикой. Основной формой управления производством в государственном секторе стали тресты, т.е. объединения однородных или взаимосвязанных предприятий. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий объединились в 421 трест, из них 40% были центрального, а 60% – местного подчинения.

     Тресты  наделялись широкими полномочиями, они  самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это известно как хозяйственный расчет (хозрасчет), в соответствии с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов. После обязательных фиксированных платежей в государственный бюджет предприятия распоряжались доходами от реализации продукции, самостоятельно используя прибыль и покрывая убытки. По закону предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

     В соответствии с принципами хозрасчета тресты были обязаны направлять на формирование резервного капитала не менее 20% полученной прибыли, при этом резервный капитал должен был  достигать величины, равной половине уставного фонда. Позже этот норматив был снижен: в резервный капитал  надо было отчислять не менее 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал трети первоначального капитала. Резервный капитал создавался для будущего расширения производства и возмещения убытков производственной деятельности предприятия. Члены правления треста получали специальные тантьемы (премии) и наградные в зависимости от размера прибыли, из которой получали премии и рабочие. Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты, т.е. добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынках. В конце 1922 г. 80% трестов было охвачено синдикатами. К 1928 г. в СССР насчитывалось 23 синдиката, действовавших почти во всех отраслях промышленности и сосредоточивших в своих руках в основном оптовую торговлю.

     В промышленности и других отраслях экономики  была восстановлена денежная оплата труда, введена тарифная система, по которой заработная плата выплачивалась в зависимости от квалификации рабочих и от количества произведенной продукции, были сняты ограничения на увеличения заработков при росте выработки. Таким образом отменялась уравниловка в оплате труда, распространенная в годы военного коммунизма.

     Свёртывание НЭПа

     С октября 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. При этом в качестве плана на первую пятилетку был принят не проект, разработанный Госпланом СССР, а завышенный вариант, составленный ВСНХ не столько с учётом объективных возможностей, сколько под давлением партийных лозунгов. В июне 1929 года началась массовая коллективизация (противоречившая даже плану ВСНХ) – она проводилась с широким применением принудительных мер. Осенью она дополнилась насильственными хлебозаготовками.

     В результате этих мер объединение  в колхозы действительно приобрело массовый характер, что дало повод Сталину в ноябре того же 1929 года выступить с заявлением о том, что середняк пошёл в колхозы. Статья Сталина так и называлась – «Великий перелом». Сразу после этой статьи очередной пленум ЦК одобрил новые, повышенные и ускоренные, планы коллективизации и индустриализации.

     Юридически  НЭП прекратил существование 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР. К тому времени частный сектор в советской экономике уже практически отсутствовал.

     Выводы  и заключения

 

     Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной  экономики, причём, если учесть, что  после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных  кадров стало причиной просчётов  и ошибок.

     Значительные  темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения  в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных  лет. Потенциал для дальнейшего  роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили  в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить  долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

     Также противоречивой была ситуация и в  деревне, где явно притеснялись «кулаки».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ведута Е.  Н. Стратегия и экономическая политика государства. – М.: Академический проспект, 2004. – 456 с.

2. Смушков В. «Экономическая политика СССР», Изд-во «Пролетарий», 1925 г

3. Голанд Ю. М. Дискуссии об экономической политике в годы денежной реформы 1921—1924

Изд. «Экономика» 2006 г, 630 с.

4. История социалистической  экономики. М., 1977. – 275 с.

5. Л.В. Гудакова, В.М. Желтоносов Финансово-кредитные отношения в России: Исторический аспект, Краснодар 2010. с 174 - 184

Информация о работе Финансовые аспекты НЭП в России