Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:18, реферат
Новая экономическая политика (НЭП) – экономическая политика проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.
Определение НЭП 3
Предпосылки НЭП и ее становление 4
Денежная реформа 1922-1924 гг. 9
Свёртывание НЭПа 14
Выводы и заключения 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Денежная
реформа 1922-1924 гг.
На основе развертывания товарно-денежных отношений необходима была денежная реформа 1922-1924 гг. Воссозданная в 1921 г. деятельность Государственного банка была направлена на подготовку денежной реформы. Была разработана концепция выпуска червонцев как твердой устойчивой денежной единицы при временном сохранении в обороте совзнаков – падающих в цене.
Это и стало первым этапом денежной реформы, когда Госбанку было предоставлено Постановлением СНК от 11 октября 1922 г. право эмиссии и выпуска червонцев в обращение. Госбанк должен был увеличить оборотные средства для коммерческих операций. В соответствии с этим Законом «банковские билеты полностью обеспечивались не менее чем на 25% драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу ее на золото, а в остальной ее части легко реализуемым товаром, краткосрочными векселями, иными обязательствами».
Согласно этому закону эмиссия являлась ресурсом Госбанка для краткосрочного кредитования народного хозяйства. Летом 1923 г. червонец был принят в качестве твердой валюты; устойчивой по отношению к золоту. Червонец очень быстро вытеснил из оборота золото и иностранную валюту. Объяснялось это тем, что червонец был выпущен Госбанком для первоочередного кредитования государственных промышленных торговых операций. Червонец стал выполнять следующие функции: средства учета, средства обращения, платежного средства, средства накопления и трудовых сбережений.
Постановлением СНК в августе 1923 г. бюджет страны был переведен на червонное исчисление, с октября за червонцем закрепилось монопольное положение твердой единицы расчетов, но одновременно резко повысился темп обесценивания совзнаков. В конце 1923 г. обострился разменный голод, необходимо было пустить в оборот достаточное количество мелкокупюрных устойчивых денежных знаков, тем более что появились суррогаты денег в виде бон, талонов и т.п. С декабря 1923 г. по февраль 1924 г. эмиссия совзнаков вырастала ежемесячно на 80-100%. В городах широко обращался червонец, в теневой экономике - золото и иностранная валюта, в сельской местности – преимущественно совзнаки.
С системой параллельного обращения устойчивой и «падающей» валют было покончено на втором этапе денежной реформы в начале 1924 г. К этому времени были достигнуты определенные успехи в оздоровлении всей финансовой системы. Сократились административно-коммерческие расходы. В 1922-1923 гг. народное хозяйство было профинансировано на 335 млн червонных рублей больше из Госбюджета и 544 млн р. – из ресурсов кредитной системы.
Расширилась сеть кредитных учреждений, были созданы: Промбанк и крупные кооперативные банки, Всекобанк и Украинбанк, общество «Электрокредит», сеть городских коммунальных банков, Роскомбанк.
Если на 1 января 1923 г. золотой и инвалютный запасы Госбанка составляли 15 млн р., то через год увеличились уже в 10 раз-до 147,9 млн р. Большую роль в накоплении этих запасов сыграли доходы внешней торговли. Однако золотой запас Госбанка СССР составил в январе 1924 г. лишь 8,7% золотого запаса России 1914 г.
Накануне завершающего этапа реформы был проведен опыт эмиссий средств обращения с твердым курсом на золото достоинством ниже червонца – так называемых транспортных сертификатов пятирублевыми купюрами. Это были краткосрочные беспроцентные заемные обязательства правительства, выпущенные «в целях усиления средств НКПС в период реализации урожая». С сентября 1923 г. по март 1924 г. транспортные сертификаты выпустили стоимостью 20786 тыс. золотых рублей. В обращении сертификаты считали мелкой купюрой червонца.
До 10 марта 1924 г. в обороте находились червонцы, разменные боны, серебряные и медные монеты, совзнаки. Наркомфин допустил ряд ошибок в регулировании состава денежной массы, что породило разменный кризис. Нельзя было ограничивать эмиссию для удовлетворения спроса платежного оборота на размен червонцев. Ошибки Наркомфина и Госбанка дискредитировали червонец в глазах населения. Выросли цены на продукты и товары.
Государство
усилило нажим с помощью
В итоге ликвидации совзнаков произошло значительное расширение емкости денежного обращения. «Разменный голод» был устранен в 1925 г. Червонец теперь был равен бумажным золотым рублям, или 7,74 г чистого золота. На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом, червонцы вплоть до 1926 г. свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (один американский доллар был равен 1,94 р.). На завершающем этапе реформы совзнаки старого образца обменивали на новые: 1 р. государственных казначейских билетов обменивался на 50 тыс. р. образца 1923 г. Главным положительным значением денежной реформы было следующее:
10) создание
предпосылок для укрепления связи с мировой
экономикой.
Особенностью денежной реформы 1922-1924 гг. явилось ее проведение без использования иностранных займов. Одновременно с этими переменами большие изменения происходили в системе управления экономикой. Основной формой управления производством в государственном секторе стали тресты, т.е. объединения однородных или взаимосвязанных предприятий. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий объединились в 421 трест, из них 40% были центрального, а 60% – местного подчинения.
Тресты наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это известно как хозяйственный расчет (хозрасчет), в соответствии с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов. После обязательных фиксированных платежей в государственный бюджет предприятия распоряжались доходами от реализации продукции, самостоятельно используя прибыль и покрывая убытки. По закону предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».
В соответствии с принципами хозрасчета тресты были обязаны направлять на формирование резервного капитала не менее 20% полученной прибыли, при этом резервный капитал должен был достигать величины, равной половине уставного фонда. Позже этот норматив был снижен: в резервный капитал надо было отчислять не менее 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал трети первоначального капитала. Резервный капитал создавался для будущего расширения производства и возмещения убытков производственной деятельности предприятия. Члены правления треста получали специальные тантьемы (премии) и наградные в зависимости от размера прибыли, из которой получали премии и рабочие. Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты, т.е. добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынках. В конце 1922 г. 80% трестов было охвачено синдикатами. К 1928 г. в СССР насчитывалось 23 синдиката, действовавших почти во всех отраслях промышленности и сосредоточивших в своих руках в основном оптовую торговлю.
В промышленности и других отраслях экономики была восстановлена денежная оплата труда, введена тарифная система, по которой заработная плата выплачивалась в зависимости от квалификации рабочих и от количества произведенной продукции, были сняты ограничения на увеличения заработков при росте выработки. Таким образом отменялась уравниловка в оплате труда, распространенная в годы военного коммунизма.
С октября 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. При этом в качестве плана на первую пятилетку был принят не проект, разработанный Госпланом СССР, а завышенный вариант, составленный ВСНХ не столько с учётом объективных возможностей, сколько под давлением партийных лозунгов. В июне 1929 года началась массовая коллективизация (противоречившая даже плану ВСНХ) – она проводилась с широким применением принудительных мер. Осенью она дополнилась насильственными хлебозаготовками.
В результате этих мер объединение в колхозы действительно приобрело массовый характер, что дало повод Сталину в ноябре того же 1929 года выступить с заявлением о том, что середняк пошёл в колхозы. Статья Сталина так и называлась – «Великий перелом». Сразу после этой статьи очередной пленум ЦК одобрил новые, повышенные и ускоренные, планы коллективизации и индустриализации.
Юридически НЭП прекратил существование 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР. К тому времени частный сектор в советской экономике уже практически отсутствовал.
Несомненным
успехом НЭПа было восстановление разрушенной
экономики, причём, если учесть, что
после революции Россия лишилась
высококвалифицированных кадров (экономистов,
управленцев, производственников), то
успех новой власти становится «победой
над разрухой». В то же время, отсутствие
тех самых
Значительные
темпы роста экономики, однако, были
достигнуты лишь за счёт возвращения
в строй довоенных мощностей,
ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла
экономических показателей
Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства. – М.: Академический проспект, 2004. – 456 с.
2. Смушков В. «Экономическая политика СССР», Изд-во «Пролетарий», 1925 г
3. Голанд Ю. М. Дискуссии об экономической политике в годы денежной реформы 1921—1924
Изд. «Экономика» 2006 г, 630 с.
4. История социалистической экономики. М., 1977. – 275 с.
5. Л.В. Гудакова, В.М. Желтоносов Финансово-кредитные отношения в России: Исторический аспект, Краснодар 2010. с 174 - 184