Финансовые аспекты НЭП в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Новая экономическая политика (НЭП) – экономическая политика проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.

Содержание

Определение НЭП 3

Предпосылки НЭП и ее становление 4

Денежная реформа 1922-1924 гг. 9

Свёртывание НЭПа 14

Выводы и заключения 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Работа содержит 1 файл

КопияРеферат.docx

— 42.97 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию 

      Государственное образовательное учреждение

      высшего профессионального образования

      «КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

      Кафедра экономического анализа, статистики и  финансов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

      ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ НЭП В РОССИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Определение НЭП 3

Предпосылки НЭП и ее становление 4

Денежная  реформа 1922-1924 гг. 9

Свёртывание НЭПа 14

Выводы  и заключения 15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16 

 

     Финансовые  аспекты НЭП в  России

     Определение НЭП

 

     Новая экономическая политика (НЭП) экономическая политика проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП – замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге – около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

     Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного  государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана ГОЭЛРО. В основе НЭП лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

     Со  второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). Сталин и его окружение взяли курс на коллективизацию деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров (Шахтинское дело, процесс Промпартии и др.). К началу 1930-х годов НЭП был фактически свёрнут.

     Предпосылки НЭП и ее становление

 

     В период Гражданской войны и интервенции  в России полностью были разрушены товарно-денежные отношения. В этот период наряду с контрибуциями основными денежными налогами были подоходный, промысловый, с прибыли от личных промыслов, на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий.

     К концу 1920 г. и налоги, и платежи  предприятий перестают играть существенную роль в доходах бюджета – основным источником доходов бюджета становится эмиссия денежных знаков. Так, эмиссия наличных денег за период 1922-1925 гг. возросла с 11,2 млн р. до 928,3 млн р. В это же время стал вопрос об отмене денежных налогов. Продразверстка заменяется продналогом. Началась Новая экономическая политика. В это время насчитывалось 13 натуральных налогов, включавших 18 видов продуктов.

     Начиная с 1921 г. постепенно восстанавливаются все финансовые звенья – налоги, займы, сберегательное дело, государственное, имущественное и личное страхование. Базовым преобразованием системы нэп была денежная реформа 1924 г., которая предусматривала постепенный переход от дензнаков к червонцу, обеспеченному золотом. На твердые дензнаки было обменено около 900 квадриллионов рублей. В этот же период государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и соответственно три группы денежных отношений, связанных с их формованием и использованием: государственный бюджет, фонд государственного имущественного и личного страхования и фонд государственного социального страхования.

     Основным  звеном финансовой системы становится бюджетная система, где главную роль играет союзный бюджет. Государствено-имущественное и личное страхование, государственное социальное страхование и социальное обеспечение, кредитная система, хотя и считались самостоятельными звеньями общегосударственных финансов, но на практике были настолько тесно связаны с государственным бюджетом по использованию их финансовых ресурсов, что фактически становились вспомогательными звеньями, подчиненными бюджетной политике.

     Вторая, более обширная сфера финансовых отношений – финансы предприятий и отраслей народного хозяйства, – тоже была только относительно самостоятельной. Сфера финансовых прав субъектов финансовых отношений ограничивалась практически только распределением той части прибыли, которую государство оставляло предприятию на его нужды. Порядок ее распределения и организации финансовых отношений с бюджетной и банковской системами жестко регламентировался государством и не давал самостоятельности в финансовой деятельности предприятия. Первые годы нэпа характеризуются большими трудностями в создании и развитии советской налоговой системы.

     В.И. Ленин в этот период создает работы, связанные с решением тактических задач, возникающих перед государством. Наиболее активно им были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведения денежной реформы и осуществления финансовой политики государства на различных этапах послереволюционного развития. К этому времени относится появление крупных работ М. Боголепова, П. Гензеля, Ф. Менькова, В. Твердохлебова.

     Лидеры  большевиков расценивали нэп  как путь построения социализма через  относительно длительное сосуществование  социалистического и несоциалистического укладов, постепенное вытеснение чуждых новому строю хозяйственных форм. Финансовая политика этого периода строилась на принципах поддержки государственного сектора и подавления частника. Так, для укрепления позиций социалистического сектора устанавливались пониженные ставки налогов с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, а для частного сектора они были, как правило, в два раза выше.

     Аналогичный подход наблюдался и при исчислении подоходного налога с физических лиц. В 1924 г. прогрессивная высшая ставка по подоходному налогу составляла 37,3% и распространялась на всех плательщиков. Но к 1926 г. ставки дифференцировали по группам плательщиков. Максимальная ставка для капиталистических элементов была повышена до 67,5%, а с 1927 г. - до 81%. В 1931 г. был введен специальный сбор на нужды культуры и жилищного строительства. И если с рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога, то для частника эта надбавка достигала 200%, т.е. фактически изымался не только доход частника, но и часть его капитала.

     Налоговая система данного периода характеризовалась множественностью налогов: налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строение, подоходный налог населения, сельскохозяйственный налог и др. Значительную долю в бюджет приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая его часть оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Однако этот налог не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета, так как условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, – соответственно и взносы в бюджет могли быть с такой же периодичностью.

     Регулярные  поступления в бюджет давал государственный  гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т.д. Особо следует отметить роль промыслового налога в налоговой системе нэпа. Этот налог состоял из двух самостоятельных платежей – патентного и уравнительного сборов. Первый взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Наблюдалась многократность обложения, т. е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю. Косвенные налоги взимались в виде акцизов на товары широкого потребления. В этот период широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда относились: арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и пр.

     В 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой показатель за 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень животноводства. Приблизился к довоенному уровню объем промышленного производства. «Преобразования, проводимые в 1924-1927 гг., носили рыночную направленность. Концепции рыночных реформ в то время не было, но многие мероприятия в денежно-кредитной и бюджетной сферах создавали основу для восстановления и развития промышленности, сельского хозяйства и торговли на основе использования товарно-денежных отношений».

     Узким местом в движении товаров и денег  в 1922-1923 гг. была банковская система. Поэтому ее пришлось спешно строить и расширять фактически без достаточных капиталов, кадров и опыта. Первым открыл свои двери для клиентов в октябре 1921 г. Государственный банк. Наряду с разрешением главной задачи – созданием устойчивой системы денежного обращения – ему было поручено кредитование крупной государственной промышленности, кооперации, сельского хозяйства, а также частных предприятий. Поначалу Госбанк получал необходимые для этого денежные ресурсы из бюджета, в совзнаках. Хотя по номиналу речь шла о десятках миллиардов рублей, реально за ними не стояло практически ничего. Поэтому какой-либо существенной кредитной помощи государственным и другим организациям, по крайней мере, до осени 1922 г., т.е. до выпуска в обращение червонцев, Госбанк оказать не мог. Тем не менее, строительство новой кредитной системы продолжалось.

     За  очень короткий срок в СССР удалось  создать разветвленную и действенную сеть государственных, кооперативных и частных кредитных учреждений, которые стали важным звеном нового хозяйственного механизма, способствовавшего относительно устойчивому кругообороту товаров, денег и капитала в рамках весьма противоречивой рыночной экономики. Возглавлял эту систему Госбанк СССР. Ступенькой ниже располагались шесть банков союзного значения: Центральный сельскохозяйственный, Торгово-промышленный, Всероссийский кооперативный, Внешторгбанк, Банк для электрификации и Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства. Затем шли банки республиканского и областного значения: Московский городской, Дальне-Восточный, Средне-Азиатский, сельскохозяйственные банки России, Украины, Белоруссии, Закавказья и т.д. В общей сложности в 1926 г. функционировало 18 банков. Замыкали перечень местные кредитные учреждения: коммунальные банки, общества сельскохозяйственного кредита, общества взаимного кредита, городские ломбарды и сберегательные кассы. Всего в 1926 г. в СССР было 12,4 тыс. крупных, средних и мелких кредитных учреждений (без филиалов и отделений).

     Важная  особенность становления банковской системы в Советской России состояла в том, что этот процесс происходил в условиях стремительного падения покупательной способности государственных денежных знаков, которые обслуживали почти весь товарооборот в стране примерно до середины 1923 г. Затем еще чуть больше года в обращении параллельно использовались два вида денег: совзнаки и червонцы, что отнюдь не упростило ситуацию на рынке. Только с конца 1924 г. и до 1927 г. включительно банки выполняли все свои функции в обстановке единой и твердой червонной валюты. 

Информация о работе Финансовые аспекты НЭП в России