Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:56, реферат
В современной российской экономике финансово-промышленные группы - это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России. Одновременно это основные формы организации российского крупного бизнеса, через которые осуществляется его целенаправленное влияние на происходящий в стране социальный и политический процесс.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История образования финансово-промышленных групп……………………4
2. Понятие финансово-промышленной группы…………………………………6
3. Анализ практики создания ФПГ в России……………………………………8
4. Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп…………………………………………………………...11
5. Транснациональные финансово-промышленные группы………………….16
6.Заключение…………………………………………………………………......20
7. Список литературы……………………………………………………………21
Изучение организационно-правовых проблем ФПГ показало, что в ряде стран СНГ также идет процесс законодательного оформления процесса создания ФПГ. Причем следует отметить важнейшую особенность: в этом процессе участвует Россия, и большинство принятых законодательных актов в значительной мере повторяют, следуют за законодательством России. Так, между Правительством РФ и правительством Киргизской республики заключено соглашение об основных принципах создания финансово-промышленных групп. Аналогичное соглашение подписано с правительством Республики Таджикистан. Согласно этим договорам, под ФПГ стороны понимают группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, созданную на основе объединения капиталов ее участников в соответствии с национальным законодательством сторон. Регистрация ФПГ осуществляется компетентными органами того государства, на территории которого в соответствии с учредительными документами будет находиться головное предприятие группы или ее управляющая компания в порядке, установленном законодательством этого государства. Выделена специальная статья о поддержке в создании ФПГ важных приоритетов: для Киргизской республики в сфере производства цветных и драгоценных металлов, выпуска комплектующего оборудования для кораблестроения, радиоэлектронного приборостроения; для Республики Таджикистан в сфере производства и переработки хлопка-волокна, овощей и фруктов, горнорудной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности, строительства, энергетики.
Постановлением
Кабинета Министров Республики Узбекистан
12 сентября 1995 г. № 354 утверждено Положение
о ФПГ. Его анализ показывает, что
это положение практически
Интересен опыт создания законодательной базы для ФПГ в Украине. В ноябре 1995 г. был принят Закон "О промышленно-финансовых группах в Украине". В соответствии с ним, промышленно-финансовая группа (ПФГ) - объединение, в которое могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получение прибыли, и которое создается по решению правительства Украины на определенный срок в целях реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с международными договорами, а также производства конечной продукции. В составе ПФГ может находиться только одно головное предприятие и один банк. В законе выделяются понятия главного предприятия ПФГ, конечной продукции ПФГ и промежуточной продукции ПФГ.
В
Беларуси на сегодняшний день действует
Указ Президента РБ "О создании и
деятельности хозяйственно-промышленных
групп" от 27 ноября 1995 г. и постановление
КМ "О государственной
Еще
одно достоинство подобной формы
финансовой отчетности заключается
в том, что участники
Определенные надежды на повышение загрузки белорусских предприятий связываются с их участием в ТФПГ, ведущая роль в которых закономерно должна принадлежать российскому капиталу как более мощному. Опыт последних лет доказывает это. В 1995 г. к ТФПГ "Нижегородские автомобили", имеющей своей целью производство грузовых автомобилей, присоединились ГП Борисовский завод "Автогидро-усилитель" и ЗАО "Борисовский завод автотракторного электрооборудования". Доля государственной собственности белорусских предприятий в уставном капитале ТФПГ составляет 0,55%.
В 1996 г. в состав ТФПГ "Точность" вошло АО "Пеленг" (доля в уставном капитале - 2%).
24
апреля 1997 г. участником ТФПГ "Гранит"
стало белорусское НПО "Агат",
а в состав ТФПГ АЭРОФИН?
вошли Национальная
Прорабатываются
возможности участия
Все
перечисленные ФПГ
Кроме
того, в стадии подготовки находится
проект еще одной белорусско-
В
некоторых из перечисленных ФПГ
имеются достаточно мощные финансово-кредитные
учреждения (крупные российские банки,
страховые и инвестиционные компании).
Например, в состав Межгосударственной
ФПГ "Формаш" входят КБ "Российский
кредит", АО "Межэконом-сбербанк",
АО "Страховая компания "Стройполис"
и др. Но во многих ФПГ в списке участников
такие учреждения не приводятся. Возможно,
это связано с запретом для российских
банков участвовать более чем в одной
ФПГ. Однако если организаторы ФПГ действительно
не предполагают включения в состав своих
групп финансово-кредитных учреждений,
то возникает закономерный вопрос: в какой
мере состав данных ФПГ соответствует
смыслу словосочетания "финансово-промышленные"
и каким образом эти группы будут координировать
финансовую деятельность и консолидировать
свободные финансовые ресурсы участников.
По всей видимости, эти функции должна
взять на себя специально создаваемая
центральная компания группы (холдинг),
которая будет обслуживаться одним из
крупных российских банков. Такие холдинги
существуют в структуре ТФПГ "Точность"
(АОЗТ Специальная страховая компания
"Витязь"), ТФПГ АЭРОФИН (ОАО Международная
финансовая корпорация АЭРОФИН), МФПГ
"Формаш" (ОАО Центральная компания
МФПГ "Формаш") и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основе всего вышеизложенного можно
заключить, что ФПГ - бурно развивающаяся
форма взаимодействия финансовых и
промышленных структур, позволяющая
финансовым учреждениям наиболее эффективно
не только распределять свои ресурсы,
но и некоторым образом управлять
их использованием заемщиком. С другой
стороны, промышленные структуры получают
надежного и постоянного
Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного
Укрупнение
производственных комплексов, все большая
необходимость использования
Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.
Однако,
несмотря на полезность и необходимость
для нашей экономики как холдингов,
так и ФПГ, они относятся к монопольным
структурам. И при их создании необходимо
устанавливать их соответствие антимонопольному
законодательству, и в частности Государственной
программе демонополизации экономики
и развития конкуренции на рынках Российской
Федерации. В соответствии с данной программой
именно вся группа предприятий и организаций,
входящих в ФПГ, рассматривается как единый
хозяйствующий субъект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Закон Российской Федерации "О
финансово-промышленных
2.
И.М.Абрамов, И.А.Михайлова-
3. А. Г. Мовсесян. "Интеграция банковского капитала - необходимое условие развития современной экономики России", председатель правления коммерческого банка "Паритет".
4.
Рожков М., Балабаева Н., "Международные
финансово-промышленные группы
5.
Рожков М., Попов И., "Проблемы
самофинансирования финансово-
6. Сборник/Кол. авт. "Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России". Москва.: Центр политических технологий, 1997
7. Т. Гурова. "Финансово-промышленные группы: современное состояние и перспективы". "Эксперт" №13 от 6 апреля 1998 года.
Информация о работе Финансово-промышленные группы в экономике России