Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 17:20, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть способы финансирования и производства товаров и услуг в общественном секторе. Задачи контрольной работы: изучить особенности финансирования и производства товаров и услуг в общественном секторе; рассмотреть понятия контрактации и квази-рынков; рассмотреть основные виды контрактов и описать типы организаций, оказывающих услуги на контрактной основе.
Введение
Общественные расходы и государственные предприятия
Контрактация и квази-рынки
Контрактация
Квази-рынки
Виды контрактов
Типы организаций
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...……
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир – это мир
смешанных экономик. Основную массу
товаров и услуг в нем
Применительно к смешанной рыночной
экономике ответы на фундаментальные
вопросы: что, как и для кого производится,
не могут ограничиться одними лишь
указаниями на частные блага, механизмы
функционирования прибыльных предприятий
и интересы индивидуальных потребителей,
непосредственно проявляющиеся
на рынке. Экономика общественного
сектора имеет дело с закономерностями
и практическими проблемами, которые
связаны с производством
Цель контрольной работы – рассмотреть способы финансирования и производства товаров и услуг в общественном секторе. Задачи контрольной работы: изучить особенности финансирования и производства товаров и услуг в общественном секторе; рассмотреть понятия контрактации и квази-рынков; рассмотреть основные виды контрактов и описать типы организаций, оказывающих услуги на контрактной основе.
1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ
РАСХОДЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
Современная рыночная экономика
– это экономика, в которой
наряду с частным сектором и частным
предпринимательством имеются государственный
сектор и государственное
Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач.
Государство в рыночной экономике является производителем общественных товаров и услуг (благ). Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.
Обеспечение чистыми общественными благами осуществляется только в рамках государственного сектора. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, поддержка общественного порядка и законности. При этом правительство сталкивается с той же проблемой, что и частная компания, производящая частные блага, а именно с проблемой финансирования производства общественного блага. Если для покрытия своих расходов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия расходов вводит налоги.
Кроме проблемы финансирования встает вопрос об определении оптимального объема общественных благ. Для определения объема производства общественного блага требуются коллективные действия. Они необходимы для выявления общественных предпочтений и для решения проблемы безбилетника. (4)
С ростом объема и разнообразия общественных благ, повышением требований к качеству жизни и усилением тенденции к местному самоуправлению и корпоративности, а также к общественной самостоятельности и инициативе личности, институциональная организация общественной экономики стала более сложной, границы между общественным и рыночным секторами экономики стали более гибкими и подвижными, появились различные организационные формы их взаимодействия.
Так, некоторые виды общественных благ обладают свойствами, чертами частных благ и могут быть платными, а также быть предоставлены частным образом.
Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, дающая возможность отделить функцию потребления от функции оплаты и организовать коллективное потребление независимо от организации производства общественных услуг. (3)
На практике государственное финансирование и производство в общественном секторе выступают в различных сочетаниях, как видно из табл.1, в которой приведены некоторые примеры. (5, с.283-284)
Представленные в таблице варианты не являются единственно возможными. Так, железнодорожный транспорт в России и многих других странах эксплуатируется государством, но имеются примеры частных корпораций, работающих в этой отрасли. Строительство новых зданий для государственных нужд ведется в настоящее время в основном по контрактам с частными фирмами, но строительные работы осуществляют также и государственные организации , например воинские части.
Государственное финансирование и производство в общественном секторе
Таблица 1
Финансирование | |||
Частное |
Государственное | ||
Производитель |
Частный |
Продукты питания (за исключением закупаемых для военнослужащих, пациентов) |
Канцелярские принадлежности, используемые в государственных учреждениях |
Государственный |
Коммунальные услуги |
Услуги по обеспечению обороны и общественного порядка |
Частное и общественное финансирование нередко сочетаются. Это относится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем как наличие субсидии, так и ее отсутствие совместимо с оказанием услуги как государственным (муниципальным), так и частным предприятием. В роли специфической формы участия государства в финансовом обеспечении производства некоторых благ выступают также налоговые льготы. Подобно субсидиям льготы обычно увязываются с конкретными, социально приоритетными вариантами размещения ресурсов. Если организация выбирает именно такой вариант, государство, предоставляя льготу, отказывается в пользу этой организации от средств, которые при иных решениях подлежали бы зачислению в бюджет.
Наличие разнообразных вариантов
предполагает рациональный выбор наилучших
из них. При этом оно свидетельствует,
что основания для государстве
Использование различных форм предоставления общественных товаров и услуг, вплоть до отказа от производства в сферах, привлекательных для частного бизнеса, получило широкое распространение в развитых странах в последние 15-20 лет. Это было связано с задачами повышения эффективности и результативности хозяйственной деятельности государства на основе внедрения рыночных стимулов и механизмов в управление общественными финансами, получивших название новой модели управления.
Центральными направлениями
этого реформирования являются сокращение
прямого участия государства
в производстве общественных товаров
и услуг, передача их в частный
сектор и создание конкурентной среды
для производителей государственного
сектора. Если материальные ресурсы
для функционирования государственного
сектора традиционно
2. КОНТРАКТАЦИЯ И КВАЗИ-РЫНКИ
2.1. Контрактация
Стремясь повысить эффективность расходования бюджетных средств государство передает часть своих функций по производству и поставке общественных благ частному секторуна контрактной основе.
Контрактация–это форма взаимодействия государства и предпринимательства, построенная на хозяйственно-договорных отношениях между ними по поводу производства частным сектором товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Контрактная система базируется на передачу частным предпринимателям на основе тендера тех функций, которые ранее выполнялись государственными организациями. (3)
При контрактации наилучшим образом
сочетается государственное финансирование
с частной формой организации
производства. В настоящее время
в странах со сложившейся рыночной
экономикой именно контрактация является
наиболее распространенной формой разгосударствления.
Причем, если раньше на основе контрактов
в основном обеспечивалась деятельность
предприятий общественного
Стимулирование производства в
частном секторе означает сокращение
участия государства в
Широкое распространение контрактации привело к формированию "полугосударственного" сектора, который образуют частные коммерческие и некоммерческие организации, производственные программы которых в значительной или даже преобладающей части ориентированы на государственные контракты.
Рыночное поведение таких организаций определяется не столько непосредственными проявлениями спроса со стороны индивидов, сколько политикой государства, выраженной в спросе со стороны общественного сектора.
Контрактация имеет смысл прежде всего потому, что предприниматель гораздо более бюрократа заинтересован в экономии. Однако, если, например, в контракте указан объем услуг, но недостаточно конкретно оговорены их качественные параметры, ближайшим резервом экономии может оказаться снижение качества.
Когда услуги оказываются под прямым административным контролем правительственного агентства, существует политическая зависимость производителей от настроений конечных потребителей, пусть даже она зачастую слаба. Частный производитель, работающий по контракту, вправе строить свои отношения с конечными потребителями по собственному усмотрению, если он не нарушает закон и контракт.
Если требования к качеству удается сформулировать достаточно четко, то их выполнение можно контролировать с высокой степенью надежности. Именно в тех областях и видах деятельности, где наличествуют операционально выражаемые требования к качеству, наблюдаются наибольшие достижения в использовании контрактации.
Даже если требования к конечным результатам деятельности не поддаются формализованному описанию (например, в сферах народного образования и здравоохранения), существуют два пути эффективного использования отношений контрактного типа.
Во-первых, на контрактной основе, как правило, целесообразно формировать отдельные факторы и условия достижения конечных результатов. Этот путь является, по сути, традиционным. Во-вторых, если речь идет не об общественных благах, а об услугах, потребляемых индивидуально (но обычно обладающих значительными позитивными экстерналиями), решению проблемы качества может способствовать вовлечение конечных потребителей в контрактные отношения. Для этого необходимо, чтобы не только правительственные агентства, но и сами потребители имели свободу выбора услуг и их поставщиков, конкурирующих между собой. Данная идея лежит в основе так называемых ваучерных систем.
Среди них имеются два различных типа обязательств. К одному типу относятся унифицированные обязательства государства перед конечными потребителями. Именно эти обязательства называются ваучерами. Контракты другого типа заключаются без прямого участия государства, такие контракты представляют, по сути, частный случай добровольного рыночного взаимодействия на рынке с субсидируемым спросом. Они предполагают, в принципе, обычный рыночный механизм селекции качества: потребители, не удовлетворенные работой какой-либо организации, способны обратиться к ее конкурентам.
Информация о работе Финансирование и производство товаров и услуг в общественном секторе