Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Государственный бюджет - 1) это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств,
2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.
ведение…………………………………………..………………………………2
Глава 1. Сущность государственного бюджета ….…………………………....5
§1. Экономическая сущность государственного бюджета…..………………....5
§2. Функции государственного бюджета……………………..………………....8
§3. Структура государственного бюджета и источники его формирования...11
Глава 2. Современные проблемы бюджетного регулирования в России…...17
§1. Сущность и основные задачи бюджетного регулирования……………….17
§2. Формы сбалансированности бюджетов…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Также, хотелось бы уделить внимание общей сумме доходов и расходов федерального бюджета РФ за последние годы (см. таблицу 3).
Таблица 3*. Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2006 - 2011г.
Год | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Доходы |
6 278,9** |
7 781,1 |
9 275,9 |
7 337,8 |
8 305,4 |
11 366 |
Расходы |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 117,4 |
10 935,2 |
Дефицит(-)/ Профицит(+) |
+1 994,1 |
+1 794,5 |
+1 705 |
-2 322,3 |
-1812 |
+430,8 |
* - все таблицы разработаны автором. Сведения получены с официального сайта министерства
финансов (www.minfin.ru)
** - млрд. руб.
Проблема совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации включает в себя важнейшие вопросы современного бюджетного механизма, основными из которых являются проблемы бюджетного регулирования.
Эти проблемы логично разделить на две основные группы. К первой группе проблем относятся те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны - вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, учитывая вековой опыт ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального, так и местных бюджетов.
Вторая группа проблем сегодняшнего бюджетного устройства - собственно финансовая проблема, которая непосредственно вытекает из первой. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.
Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами, и, прежде всего процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Одним из главных элементов, через которые могут взаимодействовать субъекты управления, являются бюджетные отношения. Поэтому проблемы бюджетного выравнивания все чаще становятся объектом пристального внимания не только в теоретических разработках экономистов, но и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.
Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские полномочия с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
Единство бюджетной системы Российской Федерации предполагает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Напротив, каждoe бюджетное звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, последние - в федеральный бюджет. Однако в случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для обеспечения реализации стоящих перед ними задач, из бюджетов вышестоящих уровней (федерального и регионального) им могут направляться дополнительные доходные ресурсы, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.
Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов - это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы, которые в силу исторически сложившихся экономических условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.
Естественно, что полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов. Более того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться в целях воздействия на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.
Рассматривая формы бюджетного регулирования, целесообразно выделить два потока бюджетных ресурсов: восходящий поток денежных средств, формирующий доходы государственного бюджета, и нисходящий, обеспечивающий дополнительные поступления централизованных финансовых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации.
Регулирование движения нисходящего потока осуществляется в Российской Федерации посредством таких методов бюджетного субсидирования из федерального бюджета, как субвенции, дотации, взаимозачеты, ссуды федерального бюджета, трансферты.
Самым серьезным недостатком действующего механизма бюджетного субсидирования является то, что он состоит из разрозненных и не регламентируемых определенными законодательными нормами форм перераспределения бюджетных средств. Поэтому сфера действия каждой из вышеназванных форм, их сочетание, конкретные размеры перераспределяемых с их помощью финансовых ресурсов каждый раз определяются по-разному, индивидуально, и соответственно влияние этих методов разнонаправленное, а зачастую и просто взаимоисключающее, что, как правило, приводит к субъективизму и администрированию при принятии финансовых решений.
Необходимо отработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи и в максимальной степени реализовать потенциал их совокупного целенаправленного воздействия на экономику региона. Это позволит изменить методологию бюджетного выравнивания, понимаемого как совокупность выделяемых регионам с федерального уровня средств, с целью достижения определенных стандартов государственных услуг на всей территории страны. Соответственно совершенствование механизмов бюджетного выравнивания посредством оказания финансовой помощи регионам необходимо проводить в целях повышения заинтересованности органов государственной власти на местах, в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов.
В федеративном государстве различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы. Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций, т.е. устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой - на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.
При этом чрезвычайно важно понимать, что укрепление федерального государства должно осуществляться не силой, а выгодой. Это требует оптимального распределения не только доходов, но и ответственности за предоставление государственных услуг между различными уровнями власти, совершенствования системы платежей за эти услуги и повышения эффективности расходования средств.
Корректирование вертикальных диспропорций нацелено на устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем. Однако даже в том случае, когда налоговых поступлений и субсидий вполне достаточно для финансирования совокупных расходов территориальных бюджетов, между бюджетными балансами различных районов могут сохраняться различия, определяющие дифференциацию бюджетных возможностей по финансированию властных полномочий региональных органов по реализации их социальных и управленческих функций. Поэтому субсидирование из федерального бюджета используется также для уменьшения такой горизонтальной диспропорции, т.е. для выравнивания стоимости социально-необходимых расходов между богатыми и бедными районами страны.
Вертикальная несбалансированность потенциально заложена в любой модели бюджетной системы вследствие различия функций, выполняемых разными уровнями власти.
Система бюджетного федерализма может нормально работать только при условии достаточности финансовых ресурсов органов власти каждого уровня для осуществления их полномочий. Достижение такого соответствия обеспечивается методами вертикального выравнивания бюджетов, основанного на следующем принципе: финансовые запросы (расходная часть бюджетов территорий) должны исходить из фактического финансового потенциала (доходной части бюджета).
Горизонтальная несбалансированность бюджетной системы объективно обусловлена различным положением территориальных единиц, составляющих государство, вследствие исторических, географических, экономических, природных и прочих особенностей. Горизонтальная несбалансированность проявляется, с одной стороны, в разной потребности, а с другой - в разной стоимости предоставляемых государственных услуг. При этом один и тот же набор государственных услуг будет по-разному обходиться налогоплательщику в зависимости от финансового положения его территориальных властей. Выравнивание острых горизонтальных различий важно само по себе как выражение требования социальной справедливости.
Вертикальное и горизонтальное выравнивание российского бюджетного поля - процесс единый и одновременно противоречивый. Действующая модель межбюджетных отношений в России до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов различных уровней, а не на рациональное распределение их расходных функций. Естественно, что эта модель не может эффективно работать в условиях реальной рыночной экономики, поскольку в ней отсутствует стержневая основа распределительных отношений, отражающая интересы региональных и местных органов государственной власти. Такой стержневой основой должно стать разумное распределение и законодательное закрепление расходных функций всех уровней бюджетной системы и ответственности за финансирование различных видов государственных расходов, что является первым шагом на пути совершенствования системы бюджетных отношений между различными уровнями власти.
В своей курсовой работе я рассмотрел основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.