Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Государственный бюджет - 1) это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств,
2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.
ведение…………………………………………..………………………………2
Глава 1. Сущность государственного бюджета ….…………………………....5
§1. Экономическая сущность государственного бюджета…..………………....5
§2. Функции государственного бюджета……………………..………………....8
§3. Структура государственного бюджета и источники его формирования...11
Глава 2. Современные проблемы бюджетного регулирования в России…...17
§1. Сущность и основные задачи бюджетного регулирования……………….17
§2. Формы сбалансированности бюджетов…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Бюджетный контроль преследует три основные цели:
мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;
соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;
повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:
1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;
2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:
1. Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
2. Принцип полноты - означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
3. Принцип реальности - предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
4. Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы разделяются на: налоговые и неналоговые.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от реализации государственных запасов;
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической деятельности.
В качестве примера предлагаю рассмотреть таблицу доходов федерального бюджета РФ за 2011 год (см. таблицу 1).
Таблица 1*. Доходы федерального бюджета РФ за 2011 год.
| Виды доходов | Кол-во (млрд. руб.) |
| Всего доходов | 11 366 |
1 | Доходы от внешнеэкономической деятельности | 4 664,7 |
2 | Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
2 046,9
|
3 | Налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 985,0 |
4 | Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 1 543,8 |
5 | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
380,1 |
6 | Прочее | 745,5 |
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. Расходы федерального бюджета:
расходы на государственное управление и местное
самоуправление;
судебная власть;
расходы в сфере международной деятельности;
расходы на международное сотрудничество;
расходы на реализацию международных договоров в
рамках СНГ;
фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу;
промышленность, энергетика и строительство, технические
регламенты, стандартизация и обеспечение единства
измерений;
государственная поддержка угольной отрасли;
государственная поддержка народных художественных
промыслов;
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
сельское хозяйство и рыболовство;
охрана окружающей среды и природных ресурсов;
транспорт, связь и информатика;
автомобильный транспорт;
железнодорожный транспорт;
водный транспорт;
воздушный транспорт;
связь и информатика;
расходы в области социально-культурной сферы;
расходы на образование;
культура, искусство и кинематография;
расходы на здравоохранение, физическую культуру и
спорт;
расходы на социальную политику;
расходы по обслуживанию государственного долга;
финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы;
исследование и использование космического пространства;
дорожное хозяйство.
Более подробные сведения о расходах федерального бюджета РФ за 2011 год приведены в таблице 2.
Таблица 2*. Расходы федерального бюджета РФ за 2011 год.
| Наименование статьи расходов | Кол-во (млрд. руб.) |
| По всем разделам и подразделам | 10 935,2 |
1 | Социальная политика | 3 128,5 |
2 | Национальная экономика | 1 790,2 |
3 | Национальная оборона | 1 516 |
4 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 259,8 |
5 | Общегосударственные вопросы | 787,4 |
6 | Прочие расходы | 2 453,4 |