Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа
Важнейшим элементом экономической системы России являются естественные монополии. Целью курсовой работы является определение содержания данного явления, принцип его возникновения качественных и количественных характеристик, направлений и эффективности государственного их регулирования.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Естественная монополия: основные черты, классификация……………… 5
1.1. Эволюция и сущность понятия «естественная монополия»..………….. 5
1.2. Количественные и качественные характеристики естественной монополии………………………………………………………………………...7
1.3. Классификация естественных монополий………………………………...12
2. Функции естественных монополий в экономической системе России…....14
2.1. Функция оказания жизненно важных для общества услуг……………....14
2.2. Системообразующая (интегративная) функция…………………………. 15
2.3. Стабилизирующая (дестабилизирующая) функции……………………... 17
2.4. Функция обеспечения национальной безопасности……………………...18
3. Государственное регулирование естественных монополий……………… 19
3.1. Теоретические аспекты государственного регулирования естественных монополий………………………………………………………………………..19
3.2. Законодательное регулирование естественных монополий в РФ……… 27
3.3. Естественные монополии в РФ…………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список использованных источников………………………………………….. 36
Приложение 1…………………………………………………………………….39
Приложение 2…………………………………………………………………….39
Индекс концентрации для т крупнейших из общего числа п компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма ш рыночных долей (Ц) этих компаний:
Индекс концентрации давно применялся экономистами для исследования структуры рынка, а в период 1968-1982 гг. расчет такого индекса для четырех крупнейших компаний в различных отраслях использовался Министерством юстиции США как ориентир при оценке допустимости (или недопустимости) слияний. Следует заметить, что в Статистических ежегодниках США регулярно публиковались данные о доле 4, 8, 50 и 100 крупнейших компаний в производстве важнейших видов продукции. Индекс концентрации не учитывает, однако, особенностей рыночной структуры «на окраине» отрасли. Так, по данным цензов, в 70-х гг. в производстве сигарет в США помимо четырех крупнейших фирм имелось еще девять компаний, тогда как в производстве авиационных двигателей и деталей к ним 185 фирм дополняли четверку крупнейших. При этом индекс концентрации в обеих отраслях был одинаков (80%), хотя рыночная ситуация в них, очевидно, различна. Более того, индекс концентрации вуалирует различия и в самом «ядре» рынка. Представим две отрасли с одинаковым индексом концентрации - 80. Но в одной «ядро» представлено четырьмя фирмами, контролирующими каждая по 20% рынка, а в другой «ядро» представлено четырьмя фирмами, контролирующими соответственно 55, 20, 4 и 1% рынка, т. е. имеет место явное доминирование ведущей фирмы.
При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков.
Тем не менее, этот индекс остается приемлемым грубым индикатором, характеризующим наличие (или отсутствие) в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции. Так, в американском машиностроении, где функционирует около 16 тыс. самостоятельных фирм, индекс концентрации по четырем фирмам составляет лишь 2 %. Это самый низкий отраслевой индекс. В этой отрасли рынок характеризуется монополистической конкуренцией.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в июне 1982 г. Департамент юстиции США официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка так называемый индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).
IHH можно рассматривать также как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.
IHH рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:
Максимальное значение, которое может принимать IHH, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой. В этом случае он будет равен 10000.
С 1982 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана стал основным ориентиром антимонопольной политики в США в отношении оценки допустимости разного рода слияний. Он используется для классификации слияний в три крупные группы в зависимости от значения IHH:
IHH меньше 1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
IHH больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень IHH выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния со стороны Департамента юстиции. Во всяком случае, такой уровень индекса (1400) вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал.
Если IHH превышает 1800, рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост IHH на 51-99 пунктов становится, как правило, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния. Для точного расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана, очевидно, необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара, что при большом их числе не всегда возможно.
Индекс Линда
В странах ЕС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕС в Брюсселе - Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких m крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.
Пронумеруем рыночные доли отдельных фирм в порядке их убывания. Тогда индекс Линда (IL) для двух
крупнейших фирм будет равен процентному отношению их рыночных долей:
Однако самым сложным при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение границ рынка в пространстве товаров. Следует ли ограничить рынок лишь определенной маркой товара, включить ли в него и Другие его марки, или расширить границы рынка, включив в него все взаимозаменяемые товары, - вот вопросы, которые приходится решать антимонопольным службам всех стран.
Обычно рекомендуется начинать с изучения рынка данного товара, затем принять во внимание наличие товаров-заменителей, затем расширить анализ, включив в него заменители этих заменителей, и т. д., до тех пор пока не появится определенный разрыв в отношениях заменяемости. Этот разрыв и образует границы рынка. Количественной характеристикой, мерой заменяемости (субституции) является коэффициент перекрестной эластичности. Как вы помните, если некоторое повышение (снижение) цены одного товара вызывает увеличение (снижение) объема спроса на другой товар, то такие товары являются взаимозаменяемыми.
Следовательно, можно попытаться определить, на какие товары и на сколько процентов вырастет (или снизится) спрос при повышении (или снижении) цены блага. Таким образом, определяется круг взаимозаменяемых товаров и степень их заменяемости (субституции). Установив определенный пороговый уровень изменения спроса, можно наметить, по крайней мере, ориентировочно, границы исследуемого рынка.
Качественная характеристика естественной монополии – это возможность естественной монополии воздействовать на конкуренцию.
Естественную монополию характеризует отсутствие конкуренции. Можно сказать: естественная монополия вне конкуренции. Причиной тому являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они предназначены для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям выгоду от экономии на издержках.
Поэтому государство нередко создает легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии. В связи с этим полностью блокирована вся потенциальная конкуренция.
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя правилу MR и МС, считают выгодным расширять производство. Чтобы избавить общество от неблагоприятных ситуаций, скажем, ценовой конкуренции, правительство предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять электричество, воду, природный газ, телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки.
Правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать.
Основные качественные признаки естественной монополии:
1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
1.3 Классификация естественных монополий.
Естественные монополии в РФ можно классифицировать по следующим признакам:
3. Пространственности. Бывают федеральные, региональные, муниципальные и локальные монополии.
4. Отраслевой принадлежности (ТЭК, телефонная связь, транспорт, коммунальное хозяйство, почта, услуги доступа к Интернету и т.п.).
5. Сочетания у субъекта естественной монополии признаков других типов монополии (например, административной, экономической).
6. Наличие прямого государственного регулирования («регулируемые» и «нерегулируемые»).
7. Формы собственности субъекта ЕМ (государственная, муниципальная, частная и смешанная).
2. Естественные монополии в России
Электроэнергетика.
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:
вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;
предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;
намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.
Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.
По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - "необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии".
Информация о работе Естественные монополии в современной России