Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа
Важнейшим элементом экономической системы России являются естественные монополии. Целью курсовой работы является определение содержания данного явления, принцип его возникновения качественных и количественных характеристик, направлений и эффективности государственного их регулирования.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Естественная монополия: основные черты, классификация……………… 5
1.1. Эволюция и сущность понятия «естественная монополия»..………….. 5
1.2. Количественные и качественные характеристики естественной монополии………………………………………………………………………...7
1.3. Классификация естественных монополий………………………………...12
2. Функции естественных монополий в экономической системе России…....14
2.1. Функция оказания жизненно важных для общества услуг……………....14
2.2. Системообразующая (интегративная) функция…………………………. 15
2.3. Стабилизирующая (дестабилизирующая) функции……………………... 17
2.4. Функция обеспечения национальной безопасности……………………...18
3. Государственное регулирование естественных монополий……………… 19
3.1. Теоретические аспекты государственного регулирования естественных монополий………………………………………………………………………..19
3.2. Законодательное регулирование естественных монополий в РФ……… 27
3.3. Естественные монополии в РФ…………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список использованных источников………………………………………….. 36
Приложение 1…………………………………………………………………….39
Приложение 2…………………………………………………………………….39
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
План
Введение…………………………………………………………
1. Естественная монополия: основные черты, классификация……………… 5
1.1. Эволюция и сущность понятия «естественная монополия»..………….. 5
1.2. Количественные и качественные характеристики естественной монополии………………………………………………………
1.3. Классификация естественных монополий………………………………...12
2. Функции естественных монополий в экономической системе России…....14
2.1. Функция оказания жизненно важных для общества услуг……………....14
2.2. Системообразующая (интегративная) функция…………………………. 15
2.3. Стабилизирующая (дестабилизирующая) функции……………………... 17
2.4. Функция обеспечения национальной безопасности……………………...18
3. Государственное регулирование естественных монополий……………… 19
3.1. Теоретические аспекты государственного регулирования естественных монополий………………………………………………………
3.2. Законодательное регулирование естественных монополий в РФ……… 27
3.3. Естественные монополии в РФ…………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….. 36
Приложение 1…………………………………………………………………….39
Приложение 2…………………………………………………………………….39
Введение
Важнейшим элементом экономической системы России являются естественные монополии. Целью курсовой работы является определение содержания данного явления, принцип его возникновения качественных и количественных характеристик, направлений и эффективности государственного их регулирования.
С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.
В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду cнеблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
От того насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны, зависит дальнейшее развитие экономики России и уровень ее благосостояния.
1. Естественная монополия: основные черты, классификация.
1.1. Эволюция и сущность понятия «естественная монополия».
В середине XIX в. под понятием «естественной монополии» подразумевалось разное содержание. Так, не делалось различий между монополий и корпорацией. Это было обусловлено тем, что корпорация создавалась специальными правительственными указами, которые назывались «дарованиями монополии», и получала права и привилегии, недоступные другим производителям. Подобные привилегии были достаточно разнообразны, что предопределяло наличите широкого спектора различных вилов монополий.
Дж. Ст. Милль обосновал объективную природу возникновения естественной монополии и назвал её естественной, противопоставляя исскуственной монополии, т.е. организованной по воли государства. Указав на нефункциональность использования ресурсов в случае строительства двух сетей передач конкурирующих компаний, дублирующих деятельность друг друга, Дж. Ст. Милль на долгое время исключил теоретическую возможность эффективного функционирования сетевых компаний в условиях конкуренции.
Понятие «естественной монополии» сложилось на основе типологии промышленности, предложенной А. Маршаллом. В своей работе «Промышленность и торговля» А. Маршалл впервые выделил в особую группу компании по принципу наличия сетевого хозяйства, так называемых предприятий «way leafs»: железнодорожный транспорт, нефтяная промышленность, водоснабжение, газоснабжение, почта и электроэнергетика. В целом, А. Маршалл исследовал парадигму издержек монопольных компаний, что впоследствии легло в основу неоклассического, или традиционного подхода к определению роли и места естественной монополии в рыночной экономике. Согласно традиционному подходу, естественная монополия возникает тогда, когда экономия от масштаба принимает такие существенные формы, что одна фирма способна обеспечить целиком весь выпуск отрасли по более низкой цене за еденицу товара, что эффективней присутствия на рынке двух или более фирм.
В работе показано, что естественная монополия является разновидностью чистой монополии в рыночной экономике. Поэтому раскрыть её суть невозможно без уточнения сущности монополизма как такового. На ранних этапах анализа сущности, факторов и условий возникновения монополий их появление связывалось с развитием конкуренции. Первые попытки выявить природу ограничения конкуренции в виду разных причин и наделения определенных экономических агентов особыми преимуществами были сделаны в рамках классической школы (В. Петти, А. Смит). В. Петти был одним из первых, кто отметил особенности ценообразования, свойственного данной рвночной структуре. Проблемы монополии в работах А. Смита нашла свое отражение как противопоставление к рынку свободной конкуренции. По его мнению, монополия является инородным рыночной сисеме образованием. А. Смит определяет барьеры входа на рынок монополии, а также использует экономическую категорию монопольной прибыли. Анализируя монополию с точки зрения спроса на товары, А. Смит подчеркивает наиболее естественное её свойство – стремление удовлетворить существующий спрос по «высшей цене, которая только может быть получена», например, путем искусственного занижения объемов выпуска.
Первые практические подходы к исследованию монополии с позиций определения цены, объмов производства и величины монопольной власти появилдись в трудах представителей математической школы (А. Курно Х. Госсена, Л. Вальраса). А. Курно анализирует чистую монополию и методы ценообразования в условиях монополии. Он впервые рассмотрел категорию естественной монополии, однако сделал это с точки зрения установления контроля над испотзованием именно природных, или естественных богатств – ресурсов. Определение специфики обладания исключительными правами на природный ресурс было положено в основу понятия «естественной монополии».
По мнению многих учёных и политиков, конкурентный рынок является наиболее эффективной организацией экономики. Но совершенная конкуренция - это не естественное состояние рынка из-за многих социальных и экономических факторов. Некоторые рынки вообще не могут функционировать на конкурентной основе. Для них характерна и естественна высокая степень монополизации.
При параллельном анализе взглядов я считаю возможным сделать следующие выводы:
- естественная монополия представляет собой использование эффекта масштаба производства для формирования максимально эффективной системы полного удовлетворения рыночного спроса;
- в числе предпосылок для возникновения ситуации естественной монополии, наряду с особенностями технологии, доступом к уникальным ресурсам, географическим положением и другими факторами, значительную роль играют особенности государственной политики.
- основной характеристикой естественно монопольных отраслей является капитало и наукоемкость, социальная значимость.
Определение основных понятий:
1)естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
2)субъект естественных монополий - хозяйственный субъект (юридическое лицо), занятый производством товаров в условиях естественной монополии;
3)потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый субъектами естественных монополий;
4)руководитель субъекта естественной монополии - лицо, уполномоченное выступать от имени субъекта естественной монополии.
В российской промышленности существуют 4000 предприятий-монополистов, из них естественных монополий - 500.
В России, согласно Федеральному закону, к естественным монополиям отнесено несколько сфер:
· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
· транспортировка газа по трубопроводам;
· услуги по передаче электрической энергии;
· железнодорожные перевозки;
· услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;
· услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
· услуги по передаче тепловой энергии;
· услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
1.2 Количественные и качественные характеристики
естественной монополии.
К основным количественным характеристикам естественной монополии относятся: пороговая доля рынка, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Линда.
Пороговая доля рынка
Российским законодательством установлен простейший количественный критерий для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий - монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке - превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 35 %. Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий -монополистов.
Подобный подход имел место в Великобритании в начале осуществления в стране антимонопольной политики.
Первым антимонопольным законом 1948 г. предписывалось информировать Комиссию по монополиям и слияниям о всех случаях, когда доля одной фирмы (единичная монополия) или группа совместно действующих фирм ограничивает конкуренцию, захватывая не менее трети общего объема данного товарного рынка. Законом 1973 г. порог был снижен до 25 %.
Правда, использование этого критерия в английской практике существенно отличалось от его использования в российской: пороговой уровень (треть или 25 % рынка) применялся, прежде всего, для контроля над ограничительной политикой, проводимой группой независимых фирм. Именно факты такого поведения подлежали регистрации с последующим рассмотрением в специальном суде (Restrictive Practice Court). Единичные же фирмы с более высокой, чем пороговая, долей рынка ни в какой реестр не включались, в каждом конкретном случае их ограничивающее конкуренцию поведение (и только оно) расследовалось отдельно, на что уходило нередко несколько лет. 25 %-ная пороговая доля рынка действовала не только в отношении продавцов, но и в отношении покупателей данного товара, тогда как по российскому законодательству 35 %-ный порог применяется лишь к продавцу (производителю).
В настоящее время российским законодательством пороговая доля рынка для доминирующего предприятия ограничена 25 %.
Индекс концентрации
Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в ее отечественной интерпретации) к отдельному предприятию и по сути не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Этого недостатка до определенной степени лишен индекс концентрации (CR), характеризующий долю нескольких, скажем, 3, 4, 8, 12 крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный:
Информация о работе Естественные монополии в современной России