Естественные монополии в России: перспективы развития и реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать эту тему и изучить само понятие естественных монополий.

Задачи работы: рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы, а также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю над деятельностью данных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

I.Глава: естественные монополии и их
функционирование ………………………………………………………..5

1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………….5

2. Государственное регулирование и контроль в сферах

естественных монополий………………………………………………..…9

3. Современные монополии в России……………………………………12

4. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России………………………………………………………………………15

II.Глава: государственное регулирование естественных
монополий………………………………………………………………….19

1. История и перспективы развития системы регулирования…………..19

2. Регулирование естественных монополий……………………………...25

3. Регулирование ценовой политики естественных монополий………..30

Заключение…………………………………………………………………34

Список литературы………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Микроэкономика.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     - во-первых, органы регулирования  естественных монополий могут  применять ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  цен или их предельного уровня. Государство не вправе использовать  ценовое регулирование в рыночных  отношениях. Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях  применяются цены (тарифы, расценки, ставки и. т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

     Второй  специфический метод регулирования  – определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

     Решение о применении методов регулирования  принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом оценивается  обоснованность затрат и принимаются  во внимание:

     -издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

     -налоги  и другие платежи;

     -стоимость  основных производственных средств,  потребности в инвестициях, необходимых  для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

     -прогнозируемая  прибыль от возможной реализации  товаров по различным ценам  (тарифам);

     -удаленность  различных групп потребителей  от места производства товаров;

     -соответствие  качества производимых (реализуемых)  товаров спросу потребителей;

     -государственные  дотации и другие меры государственной  поддержки.

     Сами  органы регулирования деятельности естественных монополий строят свою работу в обстановке широкой гласности. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что касается решений по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.

     3. Современные монополии в России.

     Особое  и значительное место в экономике  России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

     Три главных естественных монополиста  России:

     РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

     ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

     МПС (железнодорожные перевозки);

     Четвёртым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).

     Санкт-Петербургские  естественные монополисты: ПТС, Водоканал, Метрополитен и др.

     В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

     Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

     Как правило, монопольно высокой ценой  компенсируются необоснованные затраты предприятий.

     Анализ  затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

     1. отсутствие конкурентного давления  на норму прибыли ведет к  более слабому контролю над  расходами;

     2. искушение получить монопольную  сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

     В условиях современной российской экономики  монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

     Помимо  ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.

     Для преодоления высокой степени  монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

     Особое  место в проблеме демонополизации  экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

     Цели  реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

     Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

     Реформа МПС предполагает три этапа : 1-й этап - создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями,  МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

     У каждой из концепций реформ есть как  сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном  :  реформы следует проводить постепенно, и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     4. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России.

       Россия не избежала негативного воздействия отраслей естественных монополий  в условиях рынка. В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500.

     С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей естественных монополий,  за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

     Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет  других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

     В 1993 - 1996 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики . Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

     Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи  и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

     Учитывая  основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

     Однако  нельзя однозначно утверждать, что  отраслей естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной  экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

     По  данным отраслевых структур, входящих в систему Минтопэнерго, задолженность дебиторов по расчетам и платежам предприятиям электроэнергетики составила к 1 августа 1994 г 12,9 трлн. руб.  и продолжала увеличиваться дальше в среднем на  36 млрд. руб. в день, половина отпущенной энергии не оплачивалась в срок. Мин. экономики представило правительству РФ проект решения, предусматривающего реализацию заключенного ранее соглашения между базовыми отраслями промышленности, энергетикой и транспортом о совместных действиях по стабилизации цен и тарифов и улучшению расчетов между предприятиями. Проект не был принят.

Информация о работе Естественные монополии в России: перспективы развития и реформирования