Естественные монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….………3

Глава I. Понятие и виды естественной монополии
Монополии и виды монополии…………………………….……………..…….4
Государство и естественные монополии………………………………………..………..6
Причины существования естественной монополий……………………………………………......10

Глава II. Естественная монополия в российской экономике

2.1. Воздействие естественной монополии на

экономику России…………………………………………12

2.2. Крупнейший монополист России – ОАО «Газпром»…..13

2.4. Железнодорожный транспорт……….……………….17

Глава III. Антимонопольная политика в России
Государственное регулирование естественной монополии………………………………………………….18
Особенности регулирования естественных монополий в России……………………………………………………… 23

Заключение………..………………………………………………………….…29

Список использованной литературы……………...…...……………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по Экнономической теории.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Для того чтобы обозначить фирму, которая  имеет потенциальную возможность  влиять на условия ценообразования  и иные рыночные процессы, российское законодательство использует термин "доминирующее положение на рынке".

     Мелкие  фирмы выпадают из-под контроля антимонопольных  органов, так как при всем желании  они не смогут оказать существенного  влияния на рынок. Контроль осуществляется за фирмами, занимающими доминирующее положение. И только если они воспользуются (вернее, злоупотребят) своими возможностями и нарушат антимонопольное законодательство, то антимонопольные органы получат основание для применения мер воздействия. Принудительное разделение является самой суровой мерой воздействия и поэтому может применяться, как правило, только за очень существенные или неоднократные нарушения антимонопольного законодательства.  

     3.2.Особенности регулирования естественных монополий в России.

Обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности

    Деятельность  ФАС России в рамках достижения данного вопроса направлена на обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий законодательства, обеспечение роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности, обеспечение недискриминационного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и повышение прозрачности их деятельности, снижение доли активов в непрофильных видах деятельности субъектов естественных монополий.

    В рамках реализации указанного вопроса предусматривается решение следующих задач:

    1. Снижение количества нарушений законодательства о естественных монополиях.

    В настоящее время свыше половины нарушений антимонопольного законодательства по монополистической деятельности приходится на субъекты естественных монополий. Поэтому в рамках выполнения ФАС России контрольно-надзорных функций особую актуальность имеет повышение эффективности антимонопольного контроля за данной сферой деятельности.

    Повышение эффективности контроля за соблюдением  законодательства субъектами естественных монополий потребует создания информационных баз данных и автоматизированных рабочих мест по мониторингу судебных дел и анализу правоприменительной практики нарушений законодательства о естественных монополиях. В целом, на решение данной задачи с 2005 года выделяются средства по двум ведомственным целевым программам: «Информатизация и автоматизация», ««Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о естественных монополиях».

    2. Сокращение доли монопольных  секторов в экономике – межведомственная  задача.

    Проводимая  реструктуризация естественных монополий ставит перед ФАС России задачу демонополизации потенциально конкурентных видов деятельности естественных монополий, содействие развитию рыночной инфраструктуры и формированию справедливых правил игры на нарождающихся рынках. Особое значение, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» придается усилению антимонопольного регулирования на сегментах рынка электроэнергии, трансформирующихся из монопольных в конкурентные.

     Очевидно, что степени влияния исключительно  ФАС России на сокращение доли монопольных  секторов в экономике явно недостаточно. В значительной мере способствовать решению данной задачи будут усилия Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России), Министерством информатизации и связи Российской Федерации (Мининфсвязи России), Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России) и Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).

        Участвующими субъектами бюджетного  планирования для решения данной  межведомственной задачи являются:

  1. ФАС России;
  2. Минэкономразвития России;
  3. Минпромэнерго России;
  4. Мининфсвязи России;
  5. Минтранс России;
  6. ФСТ России.

    Решение данной тактической задачи приведет к росту доли независимых производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах естественных монополий.

    Для решения данной задачи с 2005 года привлекаются средства по ведомственной целевой программе «Совершенствование конкурентного законодательства».

      3. Повышение прозрачности деятельности  субъектов  естественных монополий и доступности производимых ими  товаров (услуг) – межведомтсвенная задача.

      Осуществляя нетарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ФАС России обеспечивает недискриминационный  доступ к производимым ими товарам (услугам), внедряет стандарты раскрытия  информации, обеспечивая прозрачность их деятельности.

      В рамках решения данной задачи предполагается снизить долю активов в непрофильных видах деятельности субъектов естественных монополий, повысить долю потребителей услуг естественных монополий, считающих, что доступность услуг естественных монополий возросла за соответствующий  год.

      Решая задачу повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, ФАС России косвенным образом  воздействует и на тарифообразование, регулирование которого осуществляется ФСТ России. В то же время, комплексная экспертиза тарифных решений, осуществляемая ФСТ России, способствует росту прозрачности инвестиционной деятельности, закупок, отношений с потребителями естественных монополий.  

     Заключение

     Поставленные  цели в курсовой работе были достигнуты. На основе задач сделаны следующие выводы:

     1. В условиях перехода к рыночным  отношениям естественные монополии должны подвергаться жесткому государственному регулированию, иначе  они неизбежно будут стремится злоупотреблять своей рыночной властью.  При этом, как показывает зарубежный опыт, возникает множество сложных проблем, связанных с обеспечением эффективности государственного  регулирования.

     2. Одной из основных причин разразившегося  экономического кризиса России является ценовая политика естественных монополий.

     3. Система государственного регулирования  естественных монополий в  
России на современном этапе развития не способна обеспечить  
нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей  
страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему  
совершенствованию этой системы.

     4. Среди уже созданных механизмов  формирования цен в естественных  
монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной и  
региональных энергетических комиссий. Тем не менее до сих пор в  
большинстве регионов России действуют завышенные тарифы на энергию,  
а в ряде других регионов - заниженные тарифы, не обеспечивающие  
нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде  
территорий Российской Федерации тарифы на электро- и теплоэнергию  
должны быть значительно уменьшены.

     5. Пути дальнейшего совершенствования  механизмов государственного  
регулирования цен на продукцию отраслей-естественных монополий лежат  
в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт  
в этой сфере народного хозяйства и требования внутренних российских  
условий.  

    Список  использованной литературы:

  1. Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий. Мировая экономика и международные отношения №12 2003.-512 с.
  2. Вильсон Дж., Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования. / Вопросы экономики, 1995.- 214 с. 
  3. Дерипаска О.  От бедности к богатству.- М.: Эксперт, 2003.-154 с.
  4. Земляков Д.Н.  Конспект лекций по курсу "Микроэкономика". Учебное  
    пособие /– М.: КОНУС, 2007.- 214с.
  5. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрист, 2003. - 861с.
  6. Камаева В.Д., М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская  «Экономическая теория: Краткий курс: учебник» /. – 2-ое изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 384с.
  7. Липсец И.В. «Экономика: В 2 книгах. Книга 2 Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд. – 7-е изд., доработанное. – М.:  
    Вита-Пресс, 2002. – 352 с.
  8. Нельговский И. Е. « Экономические основы понятия естественных монополий»// «Черные дыры» в российском законодательстве 2004.-145с.
  9. Покрытан П. «О регулировании монопольных тарифов»// Экономист 2006.-178с.
  10. Сапир Жак «Естественные монополии: проблемы определения и контроля» // Проблемы прогнозирования 6/2004.-215с.
  11. Сафрончук М.В. Макроэкономика: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2007. - 256с.
  12. Чепурина М. Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник.-Киров: «АСА», 2001.-752 с.
  13. Цапелик В.Е. «Регулирование естественных монополий». – М.: КНОРУС, 2007. – 287с.                                                                                      

Информация о работе Естественные монополии в экономике России