Естественные монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….………3

Глава I. Понятие и виды естественной монополии
Монополии и виды монополии…………………………….……………..…….4
Государство и естественные монополии………………………………………..………..6
Причины существования естественной монополий……………………………………………......10

Глава II. Естественная монополия в российской экономике

2.1. Воздействие естественной монополии на

экономику России…………………………………………12

2.2. Крупнейший монополист России – ОАО «Газпром»…..13

2.4. Железнодорожный транспорт……….……………….17

Глава III. Антимонопольная политика в России
Государственное регулирование естественной монополии………………………………………………….18
Особенности регулирования естественных монополий в России……………………………………………………… 23

Заключение………..………………………………………………………….…29

Список использованной литературы……………...…...……………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по Экнономической теории.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Развитие  нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики  – стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании.

     Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

     Профильное  направление деятельности для Газпрома и электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2008 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.

     Сохранение  природной среды и обеспечение  экологической безопасности в районах  производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих веществ, промышленная и экологическая безопасность при строительстве новых объектов – приоритеты Газпрома в области охраны окружающей среды. Затраты Газпрома на охрану окружающей среды выросли в 2007 году на 30,6%, составив 12,7 млрд. руб.

     Крупнейшим  социально ориентированным проектом Газпрома является «Программа газификации регионов РФ на 2005-2007 гг.», приоритетом которой является газификация сельской местности. В строительство объектов газификации в этот период будет инвестировано 43 млрд. руб. В результате реализации Программы природным газом станут пользоваться еще более 13 млн. граждан страны.

     Газпром совершенствует корпоративную структуру  управления. Реформа направлена на повышение эффективности работы Газпрома как вертикально-интегрированной компании. Начато создание дочерних обществ по видам деятельности, таким как подземное хранение газа, подземный ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.

     Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2008 году капитализация ОАО «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil.

     Это значительный шаг к укреплению ведущих позиций Газпрома на глобальном энергетическом рынке, росту авторитета и влияния компании в мировом сообществе, обеспечению долгосрочного роста ее стоимости. 
 

       2.4. Железнодорожный транспорт. 

       На  долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

       Основная  продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

       В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых  по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Антимонопольная политика в России 

     3.1. Государственное регулирование естественной монополии.  

     Способы регулирования естественной монополии:

    1. прямое государственное регулирование (возможности и границы),
    2. торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях),
    3. ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты).

     Начать  следует с прямого государственного регулирования естественной монополии. Чаще всего механизм и границы  такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования .

     Считается, что прямое государственное регулирование  посредством определения тарифов  или решающего влияния на них  естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий  снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

     При реализации данного подхода возникает  сразу же несколько проблем:

     необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного  монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре,

     сложность точного определения реальных издержек производителя услуг - естественной монополии.

     Рассмотрим  их по порядку.

     Создание  любого государственного органа несет  в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание госчиновников.

     С другой стороны, хорошо известны “расточительные  нравы” таких предприятий. Рядовой  гражданин (потребитель) в конечном итоге и оплачивает это чрезмерное потребление предприятий - естественных монополистов. В прессе описан пример одного карельского предприятия - естественного монополиста, которое при снижении объема производства за последние годы увеличило штат примерно на половину, сохранив при этом условия оплаты персоналу. Заработная плата работников на данном предприятии является элементом постоянных затрат, т. е. не зависит от объема выпускаемой продукции.

     Другой  способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это - торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Очевиден вывод об ограниченности решения данного вопроса, как рынком, так и государством, в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование.

     В первом случае - частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой  цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с  прямым общественным вредом монополии).

     Во  втором случае - проявляются все  недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах  государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).

     Легко сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который  предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.).

     Стоит ли ожидать, что контрактная система  позволит раз и навсегда решить проблему естественной монополии? Конечно, нет.

     Феномен естественной монополии не является исключением, поэтому торги за франшизу в деле регулирования естественных монополий выступают в качестве одного из равновероятных вариантов действий.

     Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными  монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами  их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

     Говоря об естественных монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования - ценовые дискриминации.

     Возможность использования ценовых дискриминаций  имеется как у естественной монополии  для увеличения чистого дохода, так  и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста.

     Естественные  монополии достаточно часто прибегают  к практике ценовых дискриминаций  для максимизации своего чистого  дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов - для граждан.

     Возможно  также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и проч.).

     Однако  этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится  облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.

     Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих  расчетов, безосновательно, перекладывается  на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. Количество “льготников” уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

     Практика  использования ценовой дискриминации может быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу.

     Таким образом, ценовая дискриминация  становится “обоюдоострым орудием”, которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих целей. В результате возникает определенный “баланс интересов” и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).

     Благодаря отсутствию эффективного антимонопольного законодательства в разных отраслях экономики создавались фирмы, занимающие монопольное положение на рынке за счет поглощения одних компаний другими или просто путем заключения договоров о согласовании цен и объема выпуска продукции.

     В тех случаях, когда сохранение конкуренции  на данном рынке становится невозможным  или неэффективным (случай так называемой естественной монополии), государство  допускает монополистическую деятельность, но осуществляет другие меры воздействия на монополистов, например ограничивает рост цен на их продукцию.

     Первые  законы, ограничивающие монополистическую  деятельность, были приняты в США  на рубеже XIX–XX веков. Они были направлены, прежде всего, на защиту мелких фирм, должны были дать им преимущества в конкурентной борьбе с крупными трестами, а также способствовали либерализации торговли между штатами.

     Но, как правило, основной целью современного антимонопольного законодательства является все же не уничтожение монополистов, а защита конкуренции. Руководство фирмы должно помнить: можно быть монополистом, но нельзя ограничивать конкуренцию.

     Закон может запретить такое слияние  фирм, в результате которого вновь  возникшая крупная фирма стала  бы монополистом. Но если фирма-монополист возникла естественным путем, в результате рыночных процессов, то это еще не является основанием для ее немедленного принудительного разделения.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России