Автор: Алексей Ильюшихин, 02 Ноября 2010 в 14:27, курсовая работа
Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции. Именно конкурентный рынок признается многими крупными учеными и политиками как наиболее эффективная организация экономики. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки и т.д., а на региональном уровне - теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Отличительная черта таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Очевидно, что все эти отрасли непосредственно влияют на нашу повседневную жизнь и необходимо иметь представление о том, по каким принципам устанавливается цена для конечного потребителя.
Следует заметить, что сферы естественных монополий могут меняться со временем. Они, то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары, и состояния науки на сегодняшний день, а так же от иных не перечисленных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Отсутствие должного внимания к функционированию и развитию естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключаться в изучении процесса функционирования естественных монополий необходимости и способах регулирования их деятельности государством.
Для достижения данной цели, предстоит решить ряд задач, в частности: определить причины возникновения естественных монополий, рассмотреть механизмы государственного регулирование их деятельности, на конкретных примерах изучить особенности их регулирования, а так же сделать обзор состояния дел на территории РФ в рамках данного вопроса.
Введение…………………………………………………………………………… 2
Понятие и сущность естественных монополий ……………………………5
2. Регулирование естественных монополий
2.1 Причины государственного регулирования ………….............................. 9
2.2 Методы государственного регулирования……………………………...... 10
3. Естественные монополии в России………………………................................. 16
Заключение……………………......................................................................... 26
Список литературы ……………………………………………………………….. 27
-
осуществление расчета цен (
Наличие методических основ для разработки цен и тарифов – безусловно, положительный фактор в реформировании экономике и финансах ЖКХ. Однако методические основы формирования цен и тарифов на услуги ЖКХ необходимо и далее совершенствовать; а размер тарифов устанавливать в регионах с учетом:
-
роста реальных доходов
-
установленных федеральными
- наличия мобильной и эффективной социальной защиты малообеспеченных граждан.
В
отношении связи доходов
- нужно, чтобы местные власти, самостоятельно определяющие тарифную политику предоставления коммунальных услуг, учитывали уровень жизни населения конкретного региона;
- нельзя, чтобы темпы роста тарифов на регулируемые государством коммунальные услуги превышали темпы роста денежных доходов населения;
- платежи за коммунальные услуги не должны стимулировать рост цен на потребительском рынке.
Одна из основных целей реформирования ЖКХ – снижение издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, соответствующих определенным параметрам качества. На конец 2006г. не возникло финансовой заинтересованности в снижении затрат в системе ЖКХ, что автоматически (без роста платежей) увеличило бы долю оплаты населением коммунальных услуг.
Увеличение тарифов на энергоресурсы и ж/д перевозки без одновременного приведения в соответствие тарифов на жилищно-коммунальные услуги привело к росту долгов предприятий ЖКХ перед предприятиями, поставляющими энергоресурсы. Необходимо на местах создавать механизмы для регулирования тарифов естественных локальных монополий, поскольку сегодня нет реальных и прозрачных механизмов воздействия на тарифы сос стороны органов местного самоуправления.
Речь
идет о том, чтобы сам механизм
регулирования цен на продукцию
и тарифов на услуги естественных
монополий был максимально
Стабильность тарифов на услуги естественных монополий имеет принципиальное значение для "скрепления" экономического пространства страны. Учитывая огромную социальную значимость отраслей таких монополий в жизни регионов, целесообразно разработать оперативный механизм согласования их интересов на местном уровне, который позволял бы своевременно решать возникающие проблемы, предупреждать или сводить к минимуму негативные последствия тех или иных действий предприятий-монополистов. |
В настоящее время существуют проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий в России были предприняты важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования естественно-монопольных отраслей.
Заключение
Таким образом, подведем логический итог проведённой работы, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.
В России, технология не является хорошо отработанной, однако, и сами естественные монополии для нашей страны являются нечто большим для государства и его внутренней стабильности, нежели в других странах. Вероятнее всего, что в ближайшее время в России не будет ничего похожего на Европу или страны запада, но по достижению необходимой стабильности и снижению коррупции, возможно отношения между человеком и монополией стантут более похожи на партнерские.
На
последок, хотелось бы отметить, что обеспечение
эффективного производства в отраслях,
где действуют естественные монополии,
регулирующие субъекты, должны постоянно
исследовать изменения сфер действия
естественных монополий, устанавливать
эффективные цены с точки зрения потребителей,
а не лиц обладающих монопольной властью.
Дебаты по поводу некоторых отраслей,
где неизвестно, что же наиболее эффективно:
жесткое регулирование или же предоставление
отрасли рынку будут продолжаться долго.
Список литературы
4.
Дерябина М. Реформирование естественных
монополий: теория и практика//Вопросы
экономики.-2006.-№2.-c.102-
5. Самсонов Р.Институциональный монополизм: сущность и особенности регулирование//вопросы экономики .-2007.-№1.-c.140-143.
6. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий//
Вопросы экономики. 2000. №1. c. 137-146.
7. Е. Торкановский. Государственное предпринимательство: организационно-правовые формы // Вопросы экономики- 1995-№12-c.76-84
8. Салимжанов И.
Конкуренция и ценообразование//Финансы.-
9. Покрытан П. О
регулировании монопольных тарифов//Экономист.-2006.-№2.-
10. Бродская
Т. Г. и др. Экономическая теория// Учебное
пособие. - M.: РИОР.- 2008. – c.25-30.
Информация о работе Естественные монополии необходимость и формы их регулирования