Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 16:16, курсовая работа
Актуальность, сложность и многоплановость проблемы регулирования деятельности естественных монополий требует адекватного отношения к себе со стороны ученых и практиков. В передовых промышленных странах по данной проблеме в настоящее время имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение этой проблемы, в том числе и научное познание ее сути, находится на стадии становления. Отсутствие в российских условиях должного механизма регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях и имеющих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления теоретических исследований по данной проблеме очевидна.
Введение
1 Монополия и её формы
2 Общая характеристика естественных монополий
3 Причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий
4 Государственное регулирование естественных монополий
5 Регулирование деятельности естественных монополий в РФ
6 Примеры естественных монополий в России
6.1 Акционерное общество «Газпром»
6.2 ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»)
6.3 Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России».
Заключение
Список используемой литературы
В декабре 1992 Борис Ельцин назначил Виктора Черномырдина Премьер-министром, что способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.
В октябре 1996 «Газпром» продал 1 % своих акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 — облигации на сумму 2,5 млрд долларов.
В 1998 Борис Ельцин освободил Виктора Черномырдина от должности Премьер-министра, и тогда же Правительство предъявило «Газпрому» требования выплаты многомиллиардной налоговой задолженности. После того как налоговая полиция начала конфисковывать имущество «Газпрома», компания была вынуждена заплатить налоги. В этом году компания впервые показала убытки.
В 2001—2003 годах Владимир Путин активно реформировал руководство «Газпрома». Этим реформам активно помогали бывший министр финансов России Борис Фёдоров и директор Hermitage Уильям Браудер.
К началу 2004 Российская Федерация владела 38,7 % акций «Газпрома» и имела большинство в Совете директоров. В 2004 Президент России Владимир Путин пообещал присоединить к «Газпрому» государственную компанию «Роснефть». Это довело бы долю государства в «Газпроме» до более 50 %, после чего все ограничения по продаже акций «Газпрома» за рубеж были бы сняты. «Газпром» не сумел купить обанкротившуюся компанию ЮКОС, вместо этого его купила «Роснефть». Причина была в том, что 15 декабря 2004 года ЮКОС объявил себя банкротом в Хьюстоне, штат Техас, США, после чего покупка этой компании стала противоречить американским законам. Боясь американских санкций, «Газпром» отступил, в результате чего 19 декабря ЮКОС (вернее, 76,79 % акций «Юганскнефтегаза» — основной компании ЮКОСа) был продан малоизвестной компании «Байкалфинансгруп». Через 3 дня, 22 декабря, «Байкалфинансгруп» была продана «Роснефти».
Тем не менее, в 2004 государство довело свою долю в акциях «Газпрома» до более 50 %, купив недостающую часть акций «Газпрома».
9 декабря 2005 депутаты Госдумы 335 голосами «за» (80 — «против») приняли в третьем чтении поправки к закону «О газоснабжении в РФ», направленные на либерализацию рынка акций «Газпрома». Согласно принятым изменениям доля акций, принадлежащих госкомпаниям, в сумме не может быть ниже 50 % плюс одной акции, а иностранные граждане и компании смогут совместно владеть более чем 20 % акций «Газпрома».
ОАО «Росси́йские желе́зные доро́ги» (ОАО «РЖД») — владелец инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
ОАО «РЖД» было создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС) функции управления железнодорожным транспортом (за МПС остались лишь функции государственного регулирования). РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС.
Деятельность
Основные
направления коммерческой деятельности
компании — грузовые и пассажирские перевозки.
ОАО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных
магистралей в России общей протяжённостью
85 500 км (исключение составляют ряд железных
дорог, управляемых частными компаниями,
например, Норильская
железная дорога
и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими
системами. По состоянию на конец 2007 года
она присутствует в 79 субъектах России
и планирует экспансию ещё в пять.
Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.
В начале 2008 года ОАО «РЖД» выиграло тендер на крупный контракт за рубежом — строительство участка железной дороги Север — Юг в Саудовской Аравии. Протяжённость участка — 520 км, стоимость контракта — $800 млн.[8] Уже в мае 2008 года результаты тендера были отменены, причём президент РЖД Владимир Якунин назвал это решение политическим[9].
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России») — российская энергетическая компания, существовавшая в 1992—2008 годах. Монополист на рынке генерации и энерготранспортировки России. Компания объединяла практически всю российскую энергетику.
В России компании группы РАО «ЕЭС России» владели 72,1 % установленной мощности или 69,8 % электроэнергии и 32,7 % теплоэнергии и транспортировали практически всю (96 %) электроэнергию (2004). Установленная мощность компаний группы превышала 156 ГВт, что делало её по этому показателю крупнейшей энергокомпанией мира. Ближайшие конкуренты — SPCC (Китай), у которой установлено 151 ГВт и EDF (Франция) — 121 ГВт. Поскольку компании группы РАО «ЕЭС России» в настоящее время совмещают деятельность по передаче электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по генерации электроэнергии и сбыту ее конечным потребителям, в соответствии с федеральным законодательством (в частности ФЗ «Об Электроэнергетике» и ФЗ «О естественных монополиях») цены на услуги компании устанавливались Федеральной службой по тарифам.
После реформирования электроэнергетики (2002—2008 годы) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании.
РАО «ЕЭС
России» было создано в 1992 году на
основании указа Президента РФ №
923 от 15 августа 1992 г. «Об организации
управления электроэнергетическим комплексом
Российской Федерации в условиях приватизации»
путём частичной приватизации отдельных объектов,
используемых для выработки, передачи
и распределения электроэнергии, до этого находившихся
под контролем Комитета электроэнергетики
Министерства топлива и энергетики Российской
Федерации и корпорации «Росэнерго». Свою
деятельность компания начала 31 декабря 1992
года . Атомные электростанции были переданы
не РАО ЕЭС, а госконцерну «Росэнергоатом».
В процессе реформы РАО «ЕЭС» была ликвидирована вертикальная интеграция генерирующей и сетевой деятельности. Сетевая, распределительная, а также диспетчерская деятельность осталась под контролем государства. Тарифы на неё устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Согласно плану генерирующая и сбытовая деятельность была открыта для частных компаний, в течение 2005—2011 годов подлежит дерегуляции и переходу в режим свободной конкуренции на основе биржевой торговли через ОАО «Администратор Торговой Системы».
Генерирующие компании, за исключением ОАО «РусГидро» и ФГУП «Росэнергоатом» ( преобразовано в ОАО «Концерн Энергоатом»), были приватизированы в течение 2006—2008 года.
В течение 2007 года почти половина электростанций и 22 сбытовые компании страны перешли в частные руки. Поступления от приватизации в ходе дополнительных эмиссий акций составили около $25 млрд.[11]
В соответствии с планом реорганизации РАО «ЕЭС России» было ликвидировано 1 июля 2008 года.[8]
31 мая
2008 года состоялось последнее
собрание акционеров единой
Заключение
Список используемой литературы
Информация о работе Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности