Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 16:16, курсовая работа
Актуальность, сложность и многоплановость проблемы регулирования деятельности естественных монополий требует адекватного отношения к себе со стороны ученых и практиков. В передовых промышленных странах по данной проблеме в настоящее время имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение этой проблемы, в том числе и научное познание ее сути, находится на стадии становления. Отсутствие в российских условиях должного механизма регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях и имеющих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления теоретических исследований по данной проблеме очевидна.
Введение
1 Монополия и её формы
2 Общая характеристика естественных монополий
3 Причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий
4 Государственное регулирование естественных монополий
5 Регулирование деятельности естественных монополий в РФ
6 Примеры естественных монополий в России
6.1 Акционерное общество «Газпром»
6.2 ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»)
6.3 Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России».
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “ Экономическая теория ”
на
тему “Естественные монополии и государственное
регулирование их деятельности”
Ижевск 2010
Содержание
Введение
1 Монополия и её формы
2 Общая
характеристика естественных
3 Причины
государственного
4 Государственное
регулирование естественных
5 Регулирование
деятельности естественных
6 Примеры естественных монополий в России
6.1 Акционерное общество «Газпром»
6.2 ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»)
6.3 Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России».
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, среди прочих крупных проблем обозначила проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение эти проблемы имеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.
В
условиях централизованного
Актуальность, сложность и многоплановость проблемы регулирования деятельности естественных монополий требует адекватного отношения к себе со стороны ученых и практиков. В передовых промышленных странах по данной проблеме в настоящее время имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение этой проблемы, в том числе и научное познание ее сути, находится на стадии становления. Отсутствие в российских условиях должного механизма регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях и имеющих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления теоретических исследований по данной проблеме очевидна. Все вышеуказанное определило актуальность, выбор темы, цели, задачи, методические и практические разработки, положенные в основу данной работы.
1 Монополии и её формы
Монополия (англ. Monopoly) от греч. monos – один и poleo – продаю.
В
экономической жизни монополия
выступает как крупное
Термин "монополия" в буквальном смысле слова означает "единственный продавец товара". В современных условиях он используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.
Критерием оценки степени монополизации в настоящее время служит доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70 %
До
начала XX в. монополии возникали
в ограниченных сферах. Позднее процессы
монополизации становятся закономерными,
что связано с условиями
Фирма имеет монопольную власть в случае, если она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. Степень этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке.
Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену. Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и предельного дохода.
В
экономической науке существуют
различные подходы к
Стремление к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Власть мощных хозяйственных единиц позволяет им произвольно изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее формированию.
Американский экономист М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти:
Некоторые экономисты считают, что основой монопольной власти являются ограничение числа продавцов, концентрация предложения какого-либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших производителей отрасли.
В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу. Монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно — может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти.
Выделяют низшие и высшие формы монополии. Низшие формы— временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.
В
экономической теории выделяют четыре
вида монополии: естественную, организационную,
технологическую и
Естественная монополия — складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение). Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определенных факторов и условий производства, в частности природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.
Организационная монополия— объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).
Технологическая монополия (техническая, производственная) — разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.
Экономическая монополия — возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.
На практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).
2 Общая характеристика естественных монополий
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки и т.п.), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, водоснабжение и канализация, военнопромышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.
На
рис. 1 представлена ситуация естественной
монополии. Здесь LAC и LMC — кривые средних
и предельных затрат длительного периода,
D — кривая спроса, MR — соответствующая
ей кривая предельной выручки. Оптимальный
выпуск и цена (Q1, P1) определяются,
пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста
составит в этом случае сумму, равную площади
СР1АВ. Но, так как выпуск Q1
«слишком мал», а цена Р1 «слишком
высока», регулирующий орган должен установить
на продукцию этой монополии цену Р3
= LMC(Q3) = AR(Q3). Проблема в том,
что такая цена не возместила бы затрат
на производство продукции, она оказалась
бы ниже средних затрат при объеме производства
Q3, Р3 < LAC(Q3) = GQ3
= ОН. В итоге монополист, производящий
оптимальный с точки зрения общества объем
продукции Q3, получал бы отрицательную
прибыль (убыток), равную площади P3HGF.
Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо
было бы предоставить ей дотацию в размере,
по крайней мере равном той же величине
P3HGF. Но, предоставление дотаций
может привести, хотя и не обязательно,
к чистым потерям для общества.
Информация о работе Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности