Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, сложность и многоплановость проблемы регулирования деятельности естественных монополий требует адекватного отношения к себе со стороны ученых и практиков. В передовых промышленных странах по данной проблеме в настоящее время имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение этой проблемы, в том числе и научное познание ее сути, находится на стадии становления. Отсутствие в российских условиях должного механизма регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях и имеющих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления теоретических исследований по данной проблеме очевидна.

Содержание

Введение

1 Монополия и её формы

2 Общая характеристика естественных монополий

3 Причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий

4 Государственное регулирование естественных монополий

5 Регулирование деятельности естественных монополий в РФ

6 Примеры естественных монополий в России

6.1 Акционерное общество «Газпром»

6.2 ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»)

6.3 Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России».

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач монополии.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине “ Экономическая теория ”

    на  тему “Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности” 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Ижевск 2010

 

    Содержание

    Введение

    1 Монополия и её формы

    2 Общая  характеристика естественных монополий

    3 Причины  государственного вмешательства  в экономическую деятельность  естественных монополий

    4 Государственное  регулирование естественных монополий

    5 Регулирование  деятельности естественных монополий  в РФ

    6 Примеры естественных монополий в России

    6.1 Акционерное общество «Газпром»

    6.2 ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») 

6.3 Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России».

    Заключение

    Список  используемой литературы

 

    Введение

     Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, среди прочих крупных  проблем обозначила проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение эти проблемы имеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.

     В условиях централизованного государственного воздействия на экономику в нашей  стране наряду с предприятиями - монополистами  в машиностроении, приборостроении  и других отраслях народного хозяйства сформировались так называемые естественные монополии, функционирующие как на федеральном уровне (транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и др.), так и  в пределах отдельно взятого региона, города, района и населенного пункта (местные системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т.д.). Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия-монополисты и естественные монополии практически всегда имели  и имеют до сих пор потенциальную возможность своими антирыночными действиями не только создавать кризисные явления в экономике, но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикой такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. В нашей стране в этом направлении делаются пока только первые шаги. Созданы законодательная база,  соответствующие федеральные и территориальные антимонопольные органы по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции субъектов республиканского и местных товарных рынков. Непосредственному ограничительному и регулирующему воздействию со стороны специально созданных федеральных служб России подвергаются также естественные монополии в области связи, транспорта и энергетики.

     Актуальность, сложность и многоплановость  проблемы регулирования деятельности естественных монополий требует  адекватного отношения к себе со стороны ученых и практиков. В  передовых промышленных странах по данной проблеме в настоящее время имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение этой проблемы, в том числе и научное познание ее сути, находится  на стадии становления. Отсутствие в российских условиях должного механизма регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях и имеющих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что  необходимость осуществления теоретических исследований по данной проблеме очевидна. Все вышеуказанное определило актуальность, выбор темы, цели, задачи, методические и практические разработки, положенные в основу данной работы.

 

    1 Монополии и её формы

     Монополия (англ. Monopoly) от греч. monos – один и poleo – продаю.

     В экономической жизни монополия  выступает как крупное предприятие  или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть  продукции данной отрасли и обладают определенными экономическими преимуществами. Монополия — рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.

     Термин "монополия" в буквальном смысле слова означает "единственный продавец товара". В современных условиях он используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.

     Критерием оценки степени монополизации в  настоящее время служит доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70 %

     До  начала XX в. монополии возникали  в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными, что связано с условиями производства, конкуренции, усилением организующего  начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями и аутсайдерами.

     Фирма имеет монопольную власть в случае, если она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. Степень этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке.

     Поведение фирмы-монополиста во многом зависит  от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая  высокие цены, либо увеличить его, снизив цену. Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и предельного дохода.

     В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

     Стремление  к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Власть мощных хозяйственных единиц позволяет им произвольно изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее формированию.

     Американский  экономист М. Фридмен называет три  основных источника монопольной  власти:

  • технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
  • прямая или косвенная правительственная поддержка;
  • частный сговор между отдельными лицами.

     Некоторые экономисты считают, что основой  монопольной власти являются ограничение числа продавцов, концентрация предложения какого-либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших производителей отрасли.

     В современных условиях получить монопольную  власть можно не столько путем  достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу. Монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно — может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти.

     Выделяют  низшие и высшие формы монополии. Низшие формы— временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.

     В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.

     Естественная  монополия — складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение). Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определенных факторов и условий производства, в частности природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.

     Организационная монополия— объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).

     Технологическая монополия (техническая, производственная) — разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.

     Экономическая монополия — возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

     На  практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).

 

2 Общая характеристика естественных монополий

     Естественная  монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое  лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

     Естественная  монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

     Еще одной особенностью естественных монополий  является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

     Естественной  монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки и т.п.), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, водоснабжение и канализация, военнопромышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

     На  рис. 1 представлена ситуация естественной монополии. Здесь LAC и LMC — кривые средних и предельных затрат длительного периода, D — кривая спроса, MR — соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q1, P1) определяются, пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площади СР1АВ. Но, так как выпуск Q1 «слишком мал», а цена Р1 «слишком высока», регулирующий орган должен установить на продукцию этой монополии цену Р3 = LMC(Q3) = AR(Q3). Проблема в том, что такая цена не возместила бы затрат на производство продукции, она оказалась бы ниже средних затрат при объеме производства Q3, Р3 < LAC(Q3) = GQ3 = ОН. В итоге монополист, производящий оптимальный с точки зрения общества объем продукции Q3, получал бы отрицательную прибыль (убыток), равную площади P3HGF. Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере равном той же величине P3HGF. Но, предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества. 
 

Информация о работе Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности