Домашнее хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состояла в рассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение потребителей в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие частные задачи:
1. рассмотреть домашнее хозяйство как звено логистической цепи;
2. дать понятие домашнего хозяйства;
3. рассмотреть признаки домашнего хозяйства;
4. рассмотреть уровень благосостояния;
5. рассмотреть управление потреблением.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 63.20 Кб (Скачать)

     Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Домашние хозяйства (в составе одного или  нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и  услуг, с другой – имеют в своем  распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут  продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря  чему они становятся и владельцами  средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

     Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя  полученные доходы для расширения производственной деятельности.

     В модели кругооборота участвует и  государство, которое предоставляет  домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны  страны, систему образования и  медицинского обслуживания и т.д. Для  обеспечения производства этих услуг  государство с домохозяйств и  фирм собирает денежные средства в  виде налогов. У них же государство  покупает необходимые для своей  деловой активности ресурсы, товары и услуги.

     Кроме предоставления услуг, государство  осуществляет различные денежные выплаты  фирмам и домохозяйствам. Главным  образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные  денежные выплаты на социальные нужды  – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным  и другим малообеспеченным слоям  населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые  государством фирмам для поощрения  производства некоторых товаров  и услуг). Субсидии и дотации могут  предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

     Модель  кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь  всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

     Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют  свои экономические интересы, которые  могут совпадать или противоречить  интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально  удовлетворить свои желания и  потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного  разделения труда и, чтобы реализовать  свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

1.3 Связи и источники  доходов домашних  хозяйств

     Крупнейшим  источником доходов домохозяйства  является заработная плата, достигающая  в развитых странах трех четвертей  от общей суммы поступлений.

     Домашние  хозяйства принимают самое непосредственное участие наряду с фирмами и  государством, в движении ресурсов, доходов и товаров (см. табл. 1)

Таблица 13

Взаимодействие  домохозяйств с другими субъектами рынка

                                             Плата за ресурсы (доход)

                                               

                           Трансфертные                                Потребительские

                                платежи                                      товары и услуги

                                                                                          Ресурсы

                                   Налоги                                      Денежные доходы

                                                                                          хозяйств

                                     Проценты          Сбережения

                                                                                   Инвестиции

Денежные средства (кредиты)

 Доходы

Оплата кредита. Проценты

 

                                                              Налоги 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В данной таблице показано, что все  ресурсы принадлежат домохозяйствам и поступают в виде факторных  услуг фирмам. Плата за ресурсы  служит материальной основой доходов  домохозяйств и используется для  покупки потребительских товаров  и услуг, созданных фирмами. Движение потоков ресурсов, денежных средств, а так же товаров и услуг  осуществляется постоянно. Причем денежные потоки движутся в направлении, противоположном  движению ресурсов, товаров и услуг.

     В процессе экономического кругооборота, наряду с домохозяйствами и фирмами, принимают участие различные  государственные и кредитно-банковские учреждения. Их участие обязывает  и представляет возможность домохозяйствам тратить на потребление не весь полученный доход, так как в налоговую систему необходимо перевести часть доходов, необходимых для получения государственного бюджета. Оставшийся доход в виде сбережений хранится в кредитных учреждениях и идет на покупку ценных бумаг, акций, и др. Домохозяйства получают от государства так называемые трансфертные платежи в форме пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. На рисунке показаны и другие важнейшие отношения, возникающие в процессе экономического кругооборота.

Если  говорить конкретно, то взаимосвязь  домохозяйств с фирмами и государством заключается в следующем:

1)  Поставляют фирмам и государству  производственные  ресурсы: трудовые, природные, капитальные, предпринимательские способности.

2) Предъявляют  спрос на потребительские товары  и услуги, производимые фирмами  и государственными предприятиями. 

3)  Пополняют  доходную часть государственного  бюджета посредством уплаты налогов  и других видов обязательных  платежей.

4)  Предоставляют  свои сбережения фирмам и государству   для инвестирования в производство. 

     Кроме того, стоит упомянуть, что роль домохозяйств в общественном производстве и потреблении  благ достаточно велика, а именно:      

  • Домохозяйства являются потребителями 2/3 всех потребительских  товаров и услуг, производимых на фирмах и государственных предприятиях. На их спрос ориентируются производители  при решении главных вопросов экономики: что и сколько, как  и для кого производить.
  • Домохозяйства – поставщики ресурсов,  то есть обеспечивают важнейшие  условия  производства экономических благ.
  • Домохозяйства пополняют доходную часть государственного бюджета на всех его уровнях.
  • Домохозяйства посредством участия их членов в  управлении фирмами и госпредприятиями оказывают воздействие и на организацию  производства.

     Во  всех странах с рыночной экономикой действуют механизмы государственного перераспределения денежных доходов, поэтому принято разделять первичные  и располагаемые денежные доходы домохозяйств (населения).

     Первичные доходы частных домохозяйств складываются в результате рыночных сделок – продажи факторов производства и товаров. Соответственно, они образуются за счет заработной платы наемных работников (вознаграждения за труд как фактора производства), доходов от собственности, предпринимательского дохода, а также доходов от самозанятости. При этом все подлежащие оплате проценты вычитаются из получающейся суммы доходов.

     Далее вступают в действие механизмы государственного перераспределения доходов. Все  социальные выплаты и трансферты (кроме выдаваемых в натуральной  форме) добавляются к первичным  доходам домохозяйств, и уже из этой суммы выплачиваются подоходные и имущественные налоги, социальные взносы и платежи. В результате остается располагаемый доход домохозяйства.

     Сопоставление стоимостных показателей - как в  динамике, так и между регионами - всегда представляет непростую статистическую проблему. Даже в странах с единой валютой различны уровни цен и потребительские стандарты, а применение в расчетах валютных курсов привносит еще больше различий.

     Для обеспечения прямой сопоставимости важнейших макроэкономических показателей  стран и регионов - прежде всего  валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов - в рамках Программы международных  сопоставлений используется их пересчет в фактические паритеты покупательной  способности (ППС) на душу населения. Сходные  процедуры используются в исследованиях  Евростата при сопоставлениях доходов домохозяйств и валового регионального продукта. При этом для пересчета доходов домохозяйств используется только потребительский компонент ППС - паритет потребительской покупательной способности (ПППС).

     Если  говорить об уровне денежных доходов  частных домохозяйств в странах-членах Европейского Союза, то он различается  в 2 раза, а с учетом стран-кандидатов - более, чем в 5 раз. Для примера приведём следующие данные:

  • Самые высокие  первичные доходы - у домохозяйств в Германии, вдвое ниже - в Португалии. Уровень располагаемых доходов  заметно ниже, особенно в Германии, и различия между этими странами сокращаются до 1,8 раз.
  • Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз, представивших соответствующие  данные, наиболее высоки доходы домохозяйств в Чехии, самые низкие - в Румынии. Различия по первичным доходам составляют 2,3 раза, а по располагаемым - 2,1 раза.

     Весьма  значительны различия в соотношении  располагаемых и первичных доходов. В странах Северной Европы (Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии и Финляндии) в распоряжении домохозяйств остается порядка 74 - 80% их первичных доходов, а в Португалии и Греции - 95-98%. Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз отношение  располагаемых доходов домохозяйств к первичным колеблется от 88% в Чехии до 109% в Литве. Отметим, что превышение располагаемых денежных доходов над первичными наблюдается также в ряде регионов Великобритании, Германии, Греции, Италии Франции, Польши, Венгрии и Румынии, что обусловлено перераспределительной политикой государства, реализуемой в виде различных социальных выплат.

     Различно  также соотношение располагаемых  денежных доходов домохозяйств и  валового внутреннего продукта. В скандинавских странах и Ирландии среднедушевой располагаемый денежных доход составляет 42-45% от среднедушевого значения ВВП, в Германии, Италии, Великобритании - 65%, Португалии - более 76%, в странах-кандидатах колеблется от 50% в Чехии до 63% в Польше. Более низкие уровни располагаемого денежного дохода по сравнению с первичными доходами и уровнем ВВП указывает на большую активность государства в перераспределении доходов, однако отнюдь не всегда означает снижение уровня благосостояния, поскольку может давать выигрыши за счет развития общественного транспорта.4

2. Рациональное поведение  потребителя в  рыночной экономике

2.1 Представление потребительских  предпочтений с  помощью кривых  безразличия

     Предпочтения  потребителя позволяют ему выбирать между различными наборами Pepsi и пиццы. Если вы  предложите ему два варианта наборов, покупатель выберет тот, который наилучшим образом соответствует его вкусам. Если же одинаково приемлемы оба варианта, это будет означать, что потребитель безразличен к их выбору.

Информация о работе Домашнее хозяйство