Доходы населения, их виды, формы и дифференциация

Автор: o*****@bk.ru, 26 Ноября 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе «Роль и значение государственной собственности в рыночной системе хозяйствования» мы рассмотрим следующие задачи
Достижение теоретических основ государственного регулирования.
Рассмотреть процесс государственной собственности.
Каковы перспективы развития государственной собственности.
Попытаться выяснить значение собственности в Белгородской области.

Содержание

1.Теоритические основы государственного регулирования
1.1 Сущность государственной собственности
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования собственности
1.3 Необходимость государственного регулирования собственности
2.Процесс государственной собственности
2.1 Реформирование государственной собственности
2.2 Проблемы эффективного использования государственной собственности
2.3 Эффективность управления государственной собственностью в период кризиса
3.Преспективы развития государственной собственности. Собственность в Белгородской области.
3.1 Тенденции государственной собственности
3.2 Перспективы развития государственной собственности в России
3.3 Государственная собственность в Белгородской области
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Колодезная.doc

— 470.00 Кб (Скачать)

Мы считаем, что  для перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что  такое современный рынок. 

Решив построить  рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка советским человеком препятствует несколько причин. 

Во-первых, мы подлинной  рыночной экономики во всех ее многочисленных проявлениях практически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть внутренних механизмов рыночных отношений. 

Во-вторых, нас  рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, институтах, по радио и телевидению нам внушали, что за рубежом загнивающая, кризисная экономика с эксплуатацией и порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинное описание рынка и рыночной экономики, труды так называемых буржуазных экономистов либо вообще не переводились и не издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов. 

В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у  каждого из нас при слове “рынок”, так или иначе связаны с  колхозным рынком, базаром, то есть рыночными формами, существовавшими в советской экономике. Но эти аналогии весьма далеки от реального цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике. 

Термины “рынок”  и “рыночная экономика” в нашей стране обычно трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно. 

Рынок - это вся  система многообразных экономических  отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. 

Таким образом,основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 

2.Процесс государственной  собственности.

2.1Реформирование государственной собственности.

С конца 80-х годов  в социалистических странах обозначился  переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую  систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.  

Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.  

Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.  

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.  

Выбор направлений  и форм преобразований в переходной экономике России осуществлял-ся в  ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением го-сударственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государствен-ного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и прода-жа с аукциона акций и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. 

В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная  приватизация. Она проводилась в  основном в форме выкупа арендованного  имущества и охватывала в основном сферу социальной ин-фраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гости-ничное хозяйство и т. д. 

Второй этап - ваучерной приватизации ставились. Его основным содержанием стало  преобразование государственных предприятий  в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого иму-щества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс». 

По официальным  данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной  собственности в общем, объеме стоимости имущества составила 35%. 

С 1 июля 1994 г. был  объявлен третий - денежный этап приватизации. Его основным содержа-нием была продажа  как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций  акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "страте-гических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств: 

75% предприятий  находились в собственности трудовых  коллективов, которые не собирались  продавать свою долю какому-то  другому лицу. 

Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство. 

Инвесторы не хотят  вкладывать деньги в убыточные и  малоприбыльные предприятия. 

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита госу-дарственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что госу-дарство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не ре-зервирует средства на возвращение кредитов.  

В чем состояли основные особенности процесса приватиза-ции  в России? 

1. Директивность.  Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику фи-нансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собствен-ности. 

2. Приоритетность  одной формы. В качестве приоритетного  направления было превращение  государственной собственности  в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, свя-занные с перераспределением прав собственности. В результате российская мо-дель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества. 

3. Приоритет  социально-политических целей над  экономическими. Рос-сийская модель  приватизации не учитывала критерии  экономической эффективности, осуществления  приватизации в краткосрочном  и среднесрочном ас-пектах, что  неизбежно приводило к расточительности. Имущество государст-венных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе опто-вых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватиза-ции, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтере-сованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государст-венных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.  

4. Социальная  деформированность при быстрой  концентрации капитала. Провозглашенная  социально-стартовая цель превратить  всех граждан в собст-венников  и создать массовый средний  класс на практике обернулась  сосредо-точием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от ре-ального государственного имущества основной массы населения. 

Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в  количествен-ном отношении) перераспределении  государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась струк-тура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995г. следую-щим образом. (Таблица 1) 

Таблица 1 - Доля предприятий в государственном  и частном секторах экономики  России 

  Госсектор, % Частный сектор, %
Легкая  промышленность 41 59
Пищевая промышленность 43 57
Строительство 52 48
Промышленность  стройматериалов 41 59
Автотранспорт и авто ремонт 52 48
Торговля  оптовая 55 55
Торговля  розничная 33 67
Общепит 44 56
Бытовое обслуживание 35 65
В среднем  по России 68.8 50.5
 
 

Пятидесяти процентный рубеж частной собственности  по количеству предприятий был преодолен  в середине 1995 г. 

5. Форсирование  развития фондового рынка. К  изменениям в структуре собственности  не сводятся результаты приватизации  по российской модели. Поскольку  основная масса средних и крупных  предприятий директивно прива-тизировалась  в виде превращения государственных предприятий в открытые ак-ционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором раз-вития фондового рынка, 

Следует отметить, что акции приватизированных  предприятий и обра-зуемый ими  фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства суще-ственно влияют на формирование фондового рынка и движение акционерного капитала. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в по-рядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсо-вое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы: стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением то-му служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде про-изводства на предприятиях. Стремительное развитие рынка фиктивного капитала сопровождалось столь же стремительным сужением и деиндустриализацией реального сектора, спад в котором к 1997 г. превысил 50% от уровня 1990 г. 

Информация о работе Доходы населения, их виды, формы и дифференциация