Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:02, курсовая работа
На пороге XXI века во всем мире идет поиск оптимальных моделей общественных отношений. Будущее принадлежит таким моделям, которые органически соединяют в себе экономическую эффективность, социальную справедливость и широкую демократию. Именно в таких моделях остро нуждается сегодня Казахстан, оказавшийся в столь глубоком кризисе.
Казахстану не нужны новые утопии; ему нужен проверенный опыт практического решения проблем. А этот опыт убедительно свидетельствует, что труд наиболее эффективен там, где работник владеет средствами производства и играет реальную роль в управлении. Прочное соединение труда и собственности, кроме того, служит лучшей гарантией политической демократии.
Введение
Глава 1.
Общая характеристика рыночной экономики …………………. 2
1.1. Понятие рыночной системы …………………………………………... 9
1.2. Функции рынка .....…………......…...……………………….…..….... 10
1.3 Предприятия в рыночной экономической системе ….………………..…..12
Глава 2.
Общая характеристика рыночных доходов ………………….... 16
2.1. Основные виды доходов ................................................................. 18
2.2. Распределение доходов: неравенство и бедность .......................... 21
Глава 3. Распределение доходов в рыночной экономике Республики Казахстан .............................................................................................. 27
Заключение ........................................................................................... 30
Список использованной литературы ..................................................... 31
Приложения ........................................................................................... 32
Экономическая история человечества свидетельствует, что нежелательно и абсолютное равенство в распределении доходов, и слишком сильный изгиб корпуса кривой Лоренца. Абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду. Все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, иногда довольно редкими. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному: с разной производительностью труда и качеством продукции. Это зависит от их индивидуальности, физических особенностей и нервно-психического склада. Как же следует оплачивать эти различные результаты труда и что является более важным – сам факт труда или его результат?
Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то это не устроит людей, работающих с большей производительностью и наделенных полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу, и результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и наименее трудолюбивых членов общества. В итоге возможности экономического прогресса страны уменьшатся, а темпы роста благосостояния всех ее граждан замедлятся. Вот почему оплачивать деятельность людей приходится по-разному, в строгом соответствии с производительностью и качеством труда. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того – это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
По этому поводу выдающийся английский экономист ХХ в. лорд Джон Мейнард Кейнс заметил: «Пока наука не одержит неизбежную победу, приходится выбирать между равным распределением нищеты и неравным распределением богатства». Экономическая история содержит немало примеров, доказывающих, что по мере развития хозяйства страны и роста общего уровня благосостояния ее граждан степень неравенства доходов поначалу возрастает и лишь затем начинает медленно снижаться.
Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:
1. становится чрезмерно большим;
2. увеличивается слишком высокими темпами.
Некоторые ученые-экономисты полагают, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится менее 12-13% общей суммы доходов семей страны. Такой перекос в распределении благ обычно порождает огромное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно нежелательным для страны социально-экономическим и даже политическим последствиям. Именно громадная безработица и обнищание населения привели к власти в Германии в 1933 г. фашистскую партию Адольфа Гитлера.
Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения личных доходов. Прогрессивное налогообложение построено так, чтобы не нарушать равноправия граждан. Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.
Следовательно, цель прогрессивного налогообложения доходов может быть сформулирована как сокращение масштабов превышения доходов наиболее состоятельных граждан над средним уровнем дохода граждан страны в данный период времени. Решение этой задачи на практике осуществляется с помощью составления налоговых деклараций, учитывающих все заработки налогоплательщика за год и определяющих сумму, которую он должен государству доплатить.
Закон строго наказывает тех граждан, которые не представили налоговую декларацию, если обязаны были это сделать. Такая обязанность возникает для всех граждан, чьи суммарные доходы за год превысили диапазон, в котором действует минимальная ставка налогообложения. Наказывается и неверное указание в декларации истинной величины своих доходов. Во многих странах мира наказание за сокрытие доходов от налогообложения часто бывает более строгим, чем за нарушение уголовного кодекса. Кроме прогрессивного обложения доходов богатейших граждан, смягчению экономического неравенства способствуют также налоги на имущество и наследство. Наконец, еще один важнейший способ смягчения экономического неравенства – это передача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения через программы социальной помощи. Многих людей меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода.
Бедность
не поддается точному
определению. Но в
широком смысле мы
можем сказать, что
семья живет в
бедности, когда ее
основные потребности
превышают имеющиеся
у нее средства
для их удовлетворения.
Потребности семьи
определяются многими
факторами: ее размером,
состоянием здоровья
и возрастом ее
членов и т.д. Средства
семьи состоят
из текущих доходов,
трансфертных платежей,
сделанных ранее
сбережений, собственности
и т.д. Определение
бедности, принятое
соответствующими правительственными
органами, основано
на размере семьи.
Состав людей, которые
живут в бедности неоднороден
– их можно обнаружить
во всех регионах, эта
категория охватывает
большое количество
сельских и городских
жителей, молодых и старых.
Этот факт существенно
осложняет определение
целей государственной
политики. [13, с.291-311]
Нет сомнений в том, что система поддержания уровня доходов, не говоря уже о муниципальной помощи, субсидиях на жилье, законодательстве о минимальной заработной плате, субсидиях, пособиях ветеранам, частных пожертвованиях через благотворительные общества, пенсиях, дополнительных пособиях по безработице и так далее, оказывает существенную помощь в уменьшении бедности. С другой стороны, эта система вызвала в последние годы множество разнообразных критических замечаний.
1. Неэффективность управления. Оппоненты утверждают, что вынужденное увеличение числа благотворительных программ создает неповоротливую, неэффективную бюрократическую систему, зависящую от огромного управленческого аппарата. Управленческие расходы составляют довольно большую долю всего бюджета многих программ.
2. Несправедливость. Благотворительные программы порождают существенную несправедливость, потому что люди, в равной степени нуждающиеся, получают неодинаковые пособия.
3. Стимулы к трудовой деятельности. Главный контраргумент состоит в том, что большинство программ по поддержанию уровня доходов ослабляет стимулы к труду, ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых, одаренных и активных граждан в более интенсивной работе ради заработка, так как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого соотношения «заработок - усилия». Этот аспект – развращающее воздействие мер социальной поддержки на бедняков. Также они подрывают стимулы к более производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все большую их часть на помощь беднейшим.
Таким образом, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм и наиболее активных состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом. Между тем при нормально отрегулированной экономической системе именно повышенная экономическая активность наиболее одаренных, трудолюбивых или предприимчивых граждан объективно движет экономический прогресс всего общества, ведет к росту «пирога благ», который может быть поделен в данный момент времени. Вот почему бороться с бедностью необходимо не только и, может быть, даже не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.
Наиболее результативными при этом являются следующие способы:
1. Создание равных «стартовых условий» для всех граждан. Это означает, что успех карьеры каждого должен определяться только его врожденными способностями и никакие социальные условия не должны мешать гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого нужно запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым, социальным или иным признакам, обеспечить всем детям нормальные условия для развития;
2. Расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро.
Все
развитые страны мира
постоянно продолжают
совершенствовать свои
системы социальной
поддержки малоимущих.
Они пытаются найти
ту грань, за которую
эта поддержка не должна
выходить, чтобы не подрывать
основу основ экономики
– стремление людей
работать, поскольку
только так можно обеспечить
себе и своим близким
достойное и, более того,
комфортное существование. [13,
с.363-365]
3. Распределение доходов в рыночной экономике Республики Казахстан
Доходы населения и их распределение имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни.Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики Казахстана. [14, с. 27]
В Казахстане черта бедности на IV квартал 2010 года определена в размере 40% от прожиточного минимума, рассчитанного за истекший квартал государственным агентством по статистике. Приказ министра труда и социальной защиты населения Казахстана опубликован в официальной прессе и введен в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 01 октября 2010 года.
По данным статистического ведомства, в Казахстане в сентябре 2010 года величина прожиточного минимума составила 14353 тенге. Согласно казахстанскому законодательству, прожиточный минимум - это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины в месяц, величина прожиточного минимума рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем на душу населения, по возрастным и гендерным группам населения. [15]
В Законе Республики Казахстан «О прожиточном минимуме» от 16 ноября 1999г. № 474-I устанавливается правовая основа для определения и использования прожиточного минимума в РК. В данном законе говорится:
I.
Прожиточный минимум
- необходимый минимальный
денежный доход
на одного человека,
равный по величине
стоимости минимальной
потребительской
корзины. Величина
прожиточного минимума
рассчитывается уполномоченным
органом по статистике
и уполномоченным
органом по труду
и социальной защите
населения исходя
из стоимости минимальной
продовольственной
корзины, увеличенной
на фиксированную
долю расходов
на минимально
необходимые
1) на душу населения;
2) по половозрастным группам населения.
II. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении. Минимальная потребительская корзина состоит из:
1) продовольственной корзины;
2)
расходов на
3) Продовольственная корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно-обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания, определяемым уполномоченным органом по здравоохранению.
4)
Фиксированная доля
расходов на
III. Назначение прожиточного минимума. Прожиточный минимум предназначается для ежегодных:
1) оценки уровня жизни и определения черты бедности;
<Информация о работе Доходы и их распределение в рыночной экономике