Доход и расходы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы – государственные расходы и доходы взаимосвязаны между собой, объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов, при их несоответствии наступают негативные последствия, которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

Цель работы – исследование основ государственных доходов и расходов, а также государственного финансирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …...............................................................................................3

ГЛАВА I ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

РАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИИ

1.1 Основные понятия о государственных расходах

и государственном финансировании ……………………….…………….5

1.2 Государственное финансирование ……………………….…………...8

ГЛАВА II ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ДОХОДОВ

2.1 Регулирование государственных и местных доходов ………………18

2.2 Источники поступления государственных доходов…………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….28

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     Неналоговые доходы государства и муниципальных  образований - это поступающие в  их распоряжение доходы от использования  государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах. В отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

     Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна  определенная возмездностъ, поскольку  их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

     Неналоговые доходы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные (местные).

     Среди неналоговых доходов имеются  платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному характеру. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).

     Учитывая  наличие названных общих признаков  данных платежей с налогами, законодатель объединил их в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это положение регулируется Налоговым кодексом РФ.

     Особое  место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ.

     Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования. 

2.2 Источники поступления государственных доходов 

     Финансово-правовой анализ состава государственных  доходов показал, что наиболее надежными  являются те из них, которые непосредственно  получаются с подданных государств в виде разного рода налогов, так как общая масса народного дохода довольно постоянна в своей величине и в своем развитии, между тем как доходы от государственных имуществ и от казенных предприятий зависят от различных более или менее случайных обстоятельств. Кроме условия постоянства требуется еще, чтобы источник доходов не нарушал ничьих гражданских прав, был бы согласен с требованиями справедливости и чтобы получался легко, с возможно меньшими затруднениями для казны и плательщиков.

     Очевидно, что доходы, получаемые от налогов, отвечают этим требованиям, однако современные  государства пока не отказались от иных доходов, не связанных с налоговыми платежами. Так, например, до последнего времени были широко распространены различные международные займы. Многовековой финансовой практике и современной финансовой науке известны пять основных вида поступлений в государственный бюджет:

1) налоговые  доходы;

2) займы.

3) неналоговые  доходы.

4) эмиссия; 

5) трансферты.

     В каждый период развития государства их соотношение неодинаково и определяется различными факторами, в том числе характером кредитно-денежной и финансовой политики; экономическим состоянием страны и конкретными особенностями исторического периода.

     Налоговые поступления присущи мирному политически стабильному периоду развития государства. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы совершенных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят свое выражение в финансовой политике государства.

     Государственные займы являются по своему значению вторым видом поступлений. Этот вид имеет тысячелетнюю историю, но получил широкое распространение только в XX веке, особенно в последнее время. При этом государственные займы как таковые не являются доходами в истинном смысле. Это денежные средства на возвратной основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах.

     Третий  источник поступлений бюджета объединяет неналоговые доходы. К ним относятся поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается в результативном функционировании государственного достояния. Небольшие доходы в казну поступают от государственных предприятий, в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности у государства, и от ряда других источников.

     Четвертый вид поступлений государственного бюджета — это эмиссия денежных знаков. Как правило, данный вид финансирования государственного бюджета используют для покрытия бюджетного дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами. Эмиссия, так же как и займы, является, образно выражаясь, негласным поступлением бюджета, о ее применении широкая общественность узнает постфактум. 

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них  зависит от экономической системы  страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ, закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

     Таким образом, понятие государственных  доходов может рассматриваться  в широком смысле слова, охватывая  доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

     Возможно  применение этого понятия и в  узком смысле — как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.

     Основной  задачей этой курсовой работы было рассмотрение основ государственных доходов и расходов, а также государственного финансирования. Мы раскрыли такие определения как государственные доходы и расходы. Также в полном объеме указали понятия и принципы бюджетного финансирования.

     Государственные расходы представляют в своей  совокупности определенную систему  и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности  они подразделяются на государственные и муниципальные.

     Государственные расходы и государственные доходы взаимосвязаны между собой. Объем  расходов находится в прямой зависимости  от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия  – бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

     Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование  – безвозвратное использование  денежных средств, которые предоставляются  в распоряжение предприятий, организаций  и учреждений для осуществления  их текущей деятельности.

     Финансирование  распространяется в основном на государственные  объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных  средств хозяйственных объединений  и предприятий.

     Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование – есть часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.

     Данная  работа расширила наши знания в области государственного финансирования, а также государственных доходов и расходов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Бюджетный  кодекс РФ

2. Макроэкономика  Учебник А.А. Никифоров изд.  Дело и Сервис 2010 года.

3. Макроэкономика Абель Э. изд. Питер 2008 года.

4. Макроэкономика  Г.С Вечканов Г.Р. Вечканова.  Изд. ООО Питер пресс 2009 года.

5. Макроэкономика  А.Г.Грязновой КНОРУС 2007 года.

6. Министерство финансов России официальный сайт

Информация о работе Доход и расходы государства