Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи.
Введение
Глава 1. Деньги и денежное обращение
1.1. Деньги, их роль и функции
1.2. Денежное обращение и виды денежного обращения
1.3. Денежная масса
1.4. Количественная теория денег, уравнение обмена
1.5. Предложение о постоянной скорости обращения денег
Глава 2. Денежные системы и типы денежных систем
2.1. Понятие денежной системы и ее элементы
2.2. Типы денежных систем
Глава 3. Денежная политика
3.1. Понятие денежной политики и ее инструменты
3.2. Денежная политика в России
Заключение
Список использованной литературы
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резирвирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В
последние полтора-два
Рефинансирование коммерческих банков.
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо
установления официальных ставок рефинансирования
и редисконтирования
Политика открытого рынка.
Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложени. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.
Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором "реальной" процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.
Основным условием функционирования этого метода является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре. Регулирующая функция центрального банка состоит в том, что он по своей инициативе покупает или продает банкам второго уровня на выгодных для них условиях ценные бумаги, государственные облигации, коммерческие векселя и т.д. В случае продажи ценных бумаг поглощается свободный капитал денежного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции. И наоборот, при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков, возникают благоприятные условия для кредитной экспансии. В обоих случаях колебания соотношений спроса и предложения на ссудные ресурсы улавливаются процентной ставкой денежного рынка, движение которой совпадает с направлением осуществляемой денежно-кредитной политики. Наиболее часто и эффективно этот метод применяется в странах с развитым рынком государственных ценных бумаг. При умелом использовании политика открытого рынка считается наиболее гибким и мощным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран. Операции открытого рынка сегодня почти повсеместно превратились в доминирующий рычаг воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким
образом, операции на открытом рынке, как
метод денежно-кредитного регулирования,
значительно отличаются от двух предыдущих.
Главное отличие - это использование более
гибкого регулирования, поскольку объем
покупки ценных бумаг, а также используемая
при этом процентная ставка могут изменяться
ежедневно в соответствии с направлением
политики центрального банка. Коммерческие
банки, учитывая указанную особенность
данного метода, должны внимательно следить
за своим финансовым положением, не допуская
при этом ухудшения ликвидности.
3.2. Денежная политика в России
Денежная политика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю за денежной массой, находится в рамках общей экономической политики государства. В этой связи цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежной политики, сутью которых является обеспечение:
• экономического роста и сведение безработицы к минимуму;
• стабильности цен и контроль над инфляцией;
• устойчивости национальной валюты и платежного баланса при росте его составляющих.
Таким образом, основополагающая цель денежной политики - помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цеп. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов. Финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев.
Бюджетная система РФ-это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов муниципальных образований. С помощью бюджетной системы образуются денежные фонды государственных и муниципальных образований, которые используются для осуществления функций Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Средства бюджетной системы образуются в основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к источникам формирования бюджетов относятся добровольные взносы денежных средств (приобретение облигаций, других ценных бумаг, вклады населения в государственных банках и т.п.). Однако подавляющее количество средств аккумулируется с помощью налогов. Поэтому налоговые отношения составляют важнейший пединститут финансовой системы Российской Федерации.
Внебюджетные фонды -это денежные фонды строго целевого характера, средства которых образуются за счет обязательных и добровольных платежей и отчислений юридических и физических лиц (Пенсионный фонд, Фонд службы занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.).
Финансы юридических лиц - это обособленные денежные фонды, создаваемые в каждом конкретном юридическом лице.
Страхование - это система общественных отношений по созданию и использованию страховых фондов.
Кредит-это совокупность отношений между государством, кредитными учреждениями, гражданами по привлечению свободных средств физических и юридических лиц, государства, предоставляемых для их использования на принципе возвратности.
Существует ряд вопросов, которые тесно связаны с финансовой деятельностью государства: 1) необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере финансовой деятельности; 2) весьма важным является определение круга органов государственной власти и государственного управления, непосредственно осуществляющих финансовые функции государства, а также определение их компетенции в этой сфере; 3) немаловажен вопрос финансового контроля, т.е. государственного контроля за образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
Государство
регулирует все вышеперечисленные
вопросы с помощью финансового
права. Таким образом, финансовое право
- это совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения, связанные
с собиранием, распределением и использованием
денежных средств Российской Федерации,
субъектов РФ и муниципальных образований,
необходимых для осуществления их функций.