Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:18, курсовая работа
Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи.
Введение
Глава 1. Деньги и денежное обращение
1.1. Деньги, их роль и функции
1.2. Денежное обращение и виды денежного обращения
1.3. Денежная масса
1.4. Количественная теория денег, уравнение обмена
1.5. Предложение о постоянной скорости обращения денег
Глава 2. Денежные системы и типы денежных систем
2.1. Понятие денежной системы и ее элементы
2.2. Типы денежных систем
Глава 3. Денежная политика
3.1. Понятие денежной политики и ее инструменты
3.2. Денежная политика в России
Заключение
Список использованной литературы
Иначе говоря, денежная масса эквивалентна номинальному валовому национальному продукту, или, в упрощенном виде, сумме цен товаров, если не учитывать перераспределительных процессов и повторного счета материальных затрат, о чем было сказано выше;
3) спрос на финансовые активы. Кроме товарных сделок в современной экономике широко распространены операции с экономическими и финансовыми активами. Например, покупка недвижимости - это покупка экономического актива. Покупка ГКО, ОФЗ, покупка валюты, депозиты в банках, банковские сертификаты и т.д. и даже акции компаний, котирующиеся на бирже, - все это финансовые активы. Для их приобретения требуются деньги "высокой эффективности", т.е. наличные деньги (рубли или валюта) или наличные деньги в резерве Центрального банка;
4)
процентные ставки на
5) скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги;
6)
совокупность валютных
7)
потребности в финансовом
8)
спрос на деньги зависит от
применения современных
9)
спрос на деньги зависит от
интенсивности процессов
Предложение денег. В условиях денежного обращения, основанного на золотом стандарте, от которого США отошли в 1973 г., предложение денег определялось в жестком соответствии с производством золота, уровнем и динамикой цен на этот металл. С отказом от "золотого правила" денежного обращения главная роль в формировании денежного предложения принадлежит политике правительства и Центральному банку. Исходной основой определения объема денежной массы является ранее рассмотренный нами принцип соответствия денежной массы объему валового внутреннего продукта и уровню цен, естественно, с учетом скорости оборота денег.
Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти (Центральный банк) в условиях рынка должны иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен для краткосрочных целей признавал приемлемым среднегодовой прирост денежной массы на 4-5% при среднегодовом приросте реального ВНП на 3% и незначительном снижении скорости обращения денег. Деньги настолько конкретный товар, что они не любят ориентировочных расчетов. Поэтому прогноз ВВП на макроуровне и прогноз производства любой продукции — это недостаточное условие формирования денежной массы. Необходимо, чтобы продукт был продан и выручка поступила на счета продавца. Так что основной категорией, определяющей формирование денежной массы в наличной и безналичной формах, служит выручка, которая и есть финансово-денежное измерение ВВП и других стоимостных измерителей результатов экономической деятельности. Политика правительства и Центрального банка зажата в жесткие рамки формирования выручки. Оно не может прибегнуть к простому способу увеличения денежного предложения "разброса денег с вертолета", как это считали некоторые западные экономисты. Вспомним идеи и тех наших экономистов, которые в 60-90-е годы полагали, что "деньги всегда найдутся, были бы материальные ресурсы". Конечно, деньги можно разбросать с вертолета, но сколько потребуется таких вертолетов при больших денежных аппетитах? Поэтому главная задача денежных властей состоит в создании условий и механизмов слаженного действия на открытом рынке субъектов рынка, самого Центрального банка, с тем чтобы реализация продукции и всего объема ВВП заканчивалась поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их поступает больше, чем авансируется в момент начала производства. Обычно подчеркивается значение выручки как базовой категории для организации налично-денежного обращения. Но, на наш взгляд, бесперебойность безналичного оборота не в меньшей мере зависит от формирования и использования выручки на счетах фирм и организаций. Поскольку бюджет расплачивается с бюджетными организациями не просто "живыми" деньгами, а в значительной мере наличными, то становится понятным, что оздоровление выручки, увеличение денежной компоненты в ее структуре - основа укрепления не только безналичного денежного оборота, но и налично-денежного оборота.
Назовем основные факторы, определяющие предложение денег:
1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;
2) поступление налогов и сборов с населения;
3)
поступления на счета по
4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг;
5)
золотовалютные резервы. Их
6) общий дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит носит относительный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия либо путем прямого кредита правительству от Центрального банка, либо путем приобретения Центральным банком государственных ценных бумаг. В любом случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег;
7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное сальдо торгового баланса - важный элемент денежно-кредитной политики, способствующий увеличению предложения денег;
8)
кроме торгового баланса
9)
состояние баланса
Если в прогнозируемых кассовых оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия денег.
Для
прогнозирования предложения
М = n x В,
где М - денежная масса;
n - мультипликатор;
В - денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка).
В свою очередь:
В=К + А + К1 + А1,
где
К - кредиты Центрального банка правительству
(размещенные в Центральном
А - чистые иностранные активы Центрального банка;
К1 - кредиты Центрального банка коммерческим банкам;
А1 - прочие чистые активы.
Денежный
мультипликатор зависит от следующих
коэффициентов: отношение резервов
коммерческих банков к общей сумме
депозитов (срочных и до востребования);
отношение суммы наличных денег в обращении
к депозитам до востребования (зависит
от уровня процентных ставок и распределения
доходов); соотношение срочных депозитов
и депозитов до востребования (зависит
от уровня процентных ставок по срочным
депозитам). Подводя итог, следует выделить
элементы формирования денежного предложения.
Предложение денег не искусственная, не
волюнтаристская категория. Предложение
денег связано с достигнутым уровнем развития
экономики, номинальным объемом ВВП, а
также с возможностями его роста. Формирование
предложения денег - это важная сфера денежно-кредитной
политики ЦБ. Определяя объемы роста денежной
массы М2, ЦБ необходимо принимать во внимание
перечисленные выше факторы. Недостаточность
денежной массы для экономического оборота
определяется слабыми стимулами инвесторов
к сбережениям, именно по этой причине
медленно развивается безналичный денежный
оборот и денег не хватает на обслуживание
важнейших циклов воспроизводства. Одной
из главных категорий денежного предложения
является выручка, т.е. поступление денег
на счета в банках. От умелого управления
и регулирования процессов формирования
и использования выручки как на макроуровне,
так и на микро- и мезоуровне зависит устойчивость
денежного обращения.
1.4. Количественная теория денег, уравнение обмена.
Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый момент для обращения, можно определить по следующей формуле: