Денежный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

Денежный рынок – это рынок, на котором продается и покупается особый товар – деньги. Основными его элементами являются спрос на деньги, предложение денег, цена денег (ставка ссудного процента). Роль денег выполняют не только наличные деньги, но и вклады до востребования, срочные вклады и т.п.

Работа содержит 1 файл

Денежный рынок.docx

— 80.03 Кб (Скачать)

Та же самая  цепочка последствий (но уже в  обратном направлении) развертывается и в случае возникновения экономических  убытков: сокращение спроса; падение  цены; появление экономических убытков  у фирм; отток фирм и ресурсов из отрасли; сокращение долгосрочного  рыночного предложения; рост цены; восстановление безубыточности; прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.

Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм.

Суммируя, можно  сказать, что устанавливающееся  в отрасли равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трем условиям.

  • Выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (Р = MR = МС).
  • Каждая из фирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей — краткосрочные средние совокупные издержки равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам (ATCmin = LATCmin ).
  • Фирма получает нулевую экономическую прибыль, т.е. сверхприбыль не образуется, и потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (P = ATCmin ).

Все эти три  условия долгосрочного равновесия можно представить в следующем  обобщенном виде:

R = MR = MC = ATCmin = LATCmin

10.5.

Совершенная конкуренция  и эффективность экономики

Анализируя приведенное  выше условие долгосрочного равновесия, можно выделить следующие позитивные черты рынка совершенной конкуренции.

  • Производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом. Это определяется тем, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек.
  • Фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения — с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как MR = МС, то D = S). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
  • Безубыточность фирм в долгосрочном периоде (P = LATCmin ). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость — фирмы не несут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

Совокупность  перечисленных достоинств делает совершенную  конкуренцию одним из самых эффективных  типов рынка. Собственно говоря, когда  мы говорим о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — речь идет о совершенной конкуренции.

Вместе с тем, совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:

  • Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.
  • Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок  совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры  действующих на рынке совершенной  конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном  инновационными процессами мире.

Ключевые  слова и понятия

Совершенная конкуренция , несовершенная конкуренция , монополистическая конкуренция , олигополия , монополия , дуополия , монопсония , кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы , положение долгосрочного равновесия .

Вопросы для самопроверки

  • Назовите критерии рынка совершенной конкуренции.
  • Почему кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы является горизонтальной линией, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?
  • Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?
  • Каковы пути достижения точки безубыточности предприятиями?
  • Фирмы, производящие себе в убыток, должны обязательно сразу закрываться. Всегда ли это верно?
  • При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?
  • Объясните, могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?
  • Какую роль в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде играет отсутствие барьеров на рынке совершенной конкуренции?
  • Объясните, при каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?
  • Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка?

Не трать время  зря. Получи второй диплом в МИЭМП дистанционно

Литература  по теме

  • Журавлева Г.П. Экономика. — М.: Юрист, 2002. — Гл. 7.
  • Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. — Киров, 2000. — Гл. 9.
  • Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Норма, 2003. — Гл. 7.1.
  • Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2002. — Гл. 11, 13.1.
  • Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.: Инфра-М, 2003. — Гл. 13.
  • Эластичность предложения зависит от многих факторов:
  • ▪ возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;
  • ▪ специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;
  • ▪ фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найма дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение является малоэластичным по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;
  • ▪ цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;
  • ▪ степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.
  • Эластичность предложения также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены, чем в краткосрочном, потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени, чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работ на новом производстве.

Информация о работе Денежный рынок