Денежный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

Денежный рынок – это рынок, на котором продается и покупается особый товар – деньги. Основными его элементами являются спрос на деньги, предложение денег, цена денег (ставка ссудного процента). Роль денег выполняют не только наличные деньги, но и вклады до востребования, срочные вклады и т.п.

Работа содержит 1 файл

Денежный рынок.docx

— 80.03 Кб (Скачать)

Эмпирическая  оценка спроса на деньги может быть основана на имеющихся данных о существовавших в предшествующих периодах соотношениях между спросом на деньги и ВНП, ставкой процента, инфляцией. Однако в условиях переходной экономики при проведении структурной перестройки, финансовой реформы и пр., подобные оценки имеют ограниченное применение.

Другой подход может состоять в определении  спроса на деньги на основе оценки вероятного изменения скорости обращения денег, ожидаемой инфляции и планируемого изменения объема реального ВНП (то есть исходя из уравнения MV=PY). 

0.

Поведение фирмы  на рынке совершенной конкуренции

Тезисы

Понятие конкуренции . Совершенная и несовершенная конкуренция. Характеристика рынка совершенной конкуренции.

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Общий , средний и предельный доход конкурентной фирмы. Типы поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции: максимизация прибыли , минимизация издержек , прекращение производства . Точки критического объема производства . Нормальная или нулевая экономическая прибыль. Сверхприбыль или квазирента .

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Условия долгосрочного равновесия . Кривая долгосрочных средних издержек . Отраслевые различия кривых долгосрочных средних издержек.

Совершенная конкуренция  и эффективность экономики. Преимущества и недостатки рынка совершенной  конкуренции.

Учишься в другом вузе? Получи второй диплом в МИЭМП дистанционно

10.1.

Типы рыночных структур

Одним из самых  главных факторов, диктующим общие  условия функционирования рынков, является степень развития на нем конкурентных отношений. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка.

Разделение рыночных структур на различные типы основано на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка.

  • Численность продавцов и их рыночные доли.
  • Степень дифференциации продукта.
  • Условия вступления в отрасль и выхода из нее.
  • Степень контроля производителей над ценами.
  • Характер поведения фирм.

В зависимости  от содержания каждого признака и  их комбинации формируются различные  типы отраслевых рынков, характеризующихся  разной степенью конкурентности.

В экономической  науке выделяются следующие типы рыночных структур.

Совершенная конкуренция  — тип конкуренции, при котором фирмы не обладают властью над рынком и конкурируют по цене. Характерной ее особенностью является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики.

Несовершенная конкуренция  — тип экономики, при котором фирмы обладают известной властью над рынком и конкурируют за объем продаж. Данный тип конкуренции представляет способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Его отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых методов конкуренции. Встречаются различные виды несовершенной конкуренции:

Чистая монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопсоническая власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении на один товар разных цен для различных покупателей.

Двусторонняя  монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.

Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

10.2.

Характеристика  рынка совершенной конкуренции

Для существования  совершенной конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок.

  • Большое количество относительно мелких производителей и покупателей. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.
  • Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде. Это значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
  • Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.
  • Абсолютная однородность одноименных товаров. Поскольку продукция фирм не различима, ни один покупатель не желает платить той или иной фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Если кто-либо из продавцов поднимет цену, то покупатели мгновенно уходят от него и покупают товар у его конкурентов. Поскольку цены одинаковы, покупателям безразлично, продукцию какой фирмы приобретать.
  • Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал, так же как и спрос отдельного потребителя. Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют лишь совместными действиями.

Таким образом, в модели совершенной конкуренции  рыночная цена является независимой  переменной, а находящуюся в этих условиях фирму часто называют ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине выпуска.

В условиях совершенной  конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия. С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции . Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как (или почти как) совершенный конкурент.

Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции  является то, что средний доход  при любом объеме выпуска равен  цене товара, и что на том же уровне всегда находится предельный доход.

10.3.

Деятельность  конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде

Принципиальные  варианты поведения фирмы. Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения: производство ради максимизации прибыли; производство ради минимизации убытков; прекращение производства.

Максимизация  прибыли имеет место, когда цена превышает величину средних совокупных издержек (Р >ATCmin ). Цена (Р) превышает минимальную величину средних совокупных издержек (ATCmin ), поэтому принципиально возможно получение прибыли.

Второй вариант —минимизация убытков  — реализуется, когда рыночная цена продукции предприятия больше минимальной величины средних переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек (ATCmin > P >AVCmin ). Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо текущих доходов. Это означает, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому-то предприятие продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их.

В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек (P >AVCmin ), предприятие прекращает производство продукции . Действительно, данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара. В этих условиях, чем больше производство, тем больше убытки.

Максимизация  прибыли и правило МС = MR. Выбор  принципиального варианта поведения  представляет собой лишь первый шаг  фирмы в оптимизации своего положения  на рынке. Следующий шаг состоит  в точном установлении того объема производства, который максимизирует  прибыль или (при менее благоприятных  условиях) минимизирует убытки. Отметим, что правило максимизации прибыли MR = МС справедливо не только для  условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.

В условиях совершенной  конкуренции предельный доход равен  цене товара. Поэтому правило MR = МС может быть представлено и в иной форме: P = MR = MC, или P = MC. То есть в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли достигается при объеме производства, соответствующем точке  равенства предельных издержек и  цены.

10.4.

Равновесие фирмы  и отрасли в долгосрочном периоде

Вход на рынок  совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде регулятором используемых в отрасли ресурсов становится уровень прибыльности . Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов. И наоборот, экономические убытки будут играть роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов.

Взаимосвязь между  уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования  в ней ресурсов, а значит, и  объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или получение ими нулевой  экономической прибыли ).

Пусть в конкурентной отрасли первоначально существует равновесие, диктующее некий уровень  цен, при котором фирма в краткосрочном  периоде получает нулевую прибыль. Допустим, что на продукцию отрасли  неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого  спроса в этой ситуации сдвинется  вправо, и в отрасли установится  новое краткосрочное равновесие. Для фирмы новый повышенный уровень  цен станет источником экономических  прибылей. Экономические прибыли  привлекут в отрасль новых  производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения, смещенной по сравнению с первоначальной вправо. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен. Если при этом уровне цен сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет — для него больше не будет стимула.

Информация о работе Денежный рынок