Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 02:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление особенностей ее реализации в Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 5
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи 5
1.2. Основные типы 6
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 7
2. Проблемы практической реализации денежно-кредитной политики 12
2.1. Передаточной механизм денежно-кредитной политики 12
2.2. Эффективность денежно-кредитной политики 14
2.3. Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой 16
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Денежно-кредитная политика РБ на этапе перехода к рыночной экономике 20
3.2. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе 22
3.3. Совершенствование денежно-кредитной политики РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация инстументов денежно-кредитной политики 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Кейнсианский передаточный механизм денежно-кредитной политики 34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Монетаристский передаточный механизм ДКП 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Курс национальной валюты по отношению к корзине валют на 2009г. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Международные резервные активы РБ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Требования банков к экономике в 2006-2009гг. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Динамика кредитов в 2008-2009гг. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ З Ресурсная база банков в 2006-2009гг. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ И Денежно-кредитная политика при плавающем и фиксированном валютно курсе 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая - ДКП - макро.docx

— 312.54 Кб (Скачать)

    Процесс перехода от прямых (административных) к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования, основанным на рыночных принципах, требует определенного  времени. Сохранение административного регулирования на первых этапах осуществления рыночных реформ неизбежно.

    В качестве прямых инструментов денежно-кредитного регулирования в переходной экономике  используется целевое кредитование, «кредитные потолки», прямой контроль над уровнем процентной ставки. Основным методом прямого денежного регулирования на первых этапах осуществления рыночных реформ во всех странах было целевое регулирование. Эта мера крайне неэффективна, ибо она не только не способствует повышению эффективности предприятий, но и существенно ослабляет конкуренцию между банками. Другим методом является административный контроль над уровнем процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков. Эта мера широко использовалась в переходных и развивающихся странах, однако ее отрицательные последствия весьма значительны: невысокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах (покупке недвижимости, иностранной валюте, драгоценных металлах и др.)

    Совершенствование системы рефинансирования банков предполагает постепенный отход от прямого  целевого кредитования приоритетных отраслей экономики к расширению рыночных способов распределения централизованных ресурсов. Переходной формой к рыночному  распределению централизованных ресурсов являются кредитные аукционы. Кредитные аукционы способствуют развитию рынка межбанковских кредитов. Однако проведение кредитных аукционов порождало ряд проблем. В условиях неразвитых финансовых рынков центральный банк несет значительные кредитные риски, во-первых, из-за отсутствия возможности залогового обеспечения (недостатка государственных и других видов ценных бумаг в активах коммерческих банков); во-вторых, к участию в аукционах допускаются банки, объявившие в заявках наивысшие процентные ставки. По мере развития финансовых рынках потребность в кредитных аукционах снижается.

    В настоящее время преимущественно  к косвенным инструментам денежно-кредитной  политики перешло большинство стран  Центральной и Восточной Европы и страны Балтии. Операции на открытом рынке выступают одним из действенных  средств денежно-кредитной политики.

    В большинстве стран с переходной экономикой пока не созданы необходимые  условия для полного перехода к косвенным методом. Показателями своевременности перехода к косвенным инструментам могут быть: сокращение разрыва между процентными ставками по депозитам и кредитам; стабилизация денежного мультипликатора и тд. [20,с. 79]

    Как известно, странам с переходной экономикой свойственно наличие дисбалансового состояния важных производственно-финансовых процессов, что негативно отражается на активности хозяйствующих субъектов  и проявляется в форме нарушения  платёжной дисциплины, ухудшения  их финансового состояния, сокращения спроса на кредитные ресурсы и т.д. Проблема неплатежей в экономике приобретает острый характер. Такая ситуация объясняется тем, что товарные потоки не достаточно обеспечены денежными и нарушение равновесного состояния товарно-денежных потоков становится важной причиной того, что используемые общеизвестные инструменты регулирования денежно-кредитной политики не обеспечивают должного эффекта. С постепенным развитием рыночных механизмов в экономике и стабилизацией экономических процессов эффект от применения инструментов денежно-кредитной политики становится существенной и значимой задачей. Отсюда следует вывод, что при разработке монетарной политики для трансформирующейся экономики важно учитывать особенности переходного периода.

    Как показывает мировой опыт, нарушение  равновесного состояния товарных и денежных потоков в экономике возможно

    - в случае недостаточной обеспеченности  экономики денежными ресурсами, при этом наблюдается дороговизна кредитных ресурсов, застой производства, эмиссия необеспеченных ресурсов вызывает повышение уровня инфляции в экономике. Эта ситуация характерна для переходной экономики, когда экономике недостаточно обеспечена реальными денежными ресурсами, а чрезмерное увеличение их объема приводит к повышению уровня инфляции;

    - когда в экономике наблюдается  чрезмерное повышение предложения денежных ресурсов, низкая стоимость кредитных ресурсов, что приводит к перегреву производства, вследствие чего, произведённые товары и услуги не находят своего потребителя. Если в данной ситуации не предпринять своевременно меры по снижению предложения денег и урегулированию данного нарушения, возможен экономический кризис в стране. Данная ситуация характерна для высокоразвитых экономик.

    Высокие ставки процента по кредитам перекрывают  доступ множества хозяйствующих  субъектов к кредитам (темпы роста  кредитных вложений в экономику  ниже, чем темпы роста ВВП). Такое  положение объясняется жесткой монетарной политикой, направленной на сдерживание денежной массы в обращении, имеющей антиинфляционную направленность. Вследствие этого в хозяйствующих субъектах банковские кредиты замещаются кредиторской задолженностью. В некоторых экономически развитых странах кредитные вложения в экономику в 2-3 раза превышают годовые объемы ВВП. (США, Великобритания, Япония, Канада). А в странах с переходной экономикой, проблема недостаточности кредитных вложений остается актуальной.

    Ключевым  вопросом является развитие национальной платёжной системы. Одной из важных монетарных причин экономических диспропорций является несогласованность и несбалансированность движения денежных ресурсов с материальными и другими ресурсами. Насколько высоким стал уровень этой несогласованности и несбалансированности, можно судить по данным коэффициента монетизации.

    Уровень монетизации в развитых странах  составляет в среднем 100% и выше, а  в республиках СНГ эта цифра колеблется от 10 до 30%. Низкий уровень монетизации в странах СНГ можно объяснить тем, что в переходной период экономики в условиях экономической нестабильности, при росте уровня инфляции и неплатежа, а также при наблюдении других негативных процессов, сокращение объёма денежной массы в обороте становится одним из быстродействующих методов. Это имело также ряд негативных последствий, в частности, давление на валютный курс. Результатом валютного управления для Эстонии и Литвы стало явное снижение индекса потребительских цен, Польша же использует режим регулируемого плавания. Но если говорить об эффективности данного подхода, то следует отметить, что с одной стороны, это способствует снижению уровня инфляции, а с другой стороны, это душит активный спрос, как физических лип, так и юридических лиц.

    На  ранних стадиях переходной экономики  система денежного обращения  практически нарушена, нелегальный внебанковский оборот мешает эффективно регулировать денежную массу в экономике. В условиях несовершенной системы денежного обращения использование общепринятых инструментов денежно-кредитной политики не даёт должного эффекта. Поэтому в этот период целесообразно принимать комплексные меры, в частности: с одной стороны следует «оздоровить» каналы движения денег, т.е. совершенствовать систему, обеспечивающую беспрепятственное движение денег для того, чтобы деньги не утекали в сторону от финансовой системы страны; а с другой стороны, с осторожностью обеспечивать внутренний активный спрос на деньги, т.е. не допускать роста уровня инфляции. Однако с учётом современного состояния и по мере развития системы денежного обращения необходимо расширять денежную базу в соответствии с реальным спросом.

    Для получения позитивных результатов  макроэкономической (а не только финансовой) стабилизации целесообразно проводить  не разрозненные меры, а планы комплексного реформирования, основанные на координации  основных методов немонетарного  регулирования экономики и стабилизации денежного обращения с учетом специфики страны.

 

  1. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
    1. Денежно-кредитная политика РБ на этапе перехода к рыночной экономике

    Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начало проводить с момента  обретения независимости. В реализации денежно-кредитной политики в республике выделяют несколько временных этапов.

    В период 1992–1995 годов проводилась  самая мягкая  «сверхэкспансионистская» политика. Рублевая денежная масса за этот  период возросла в 2150 раз, или почти на 17,3 % в среднем  в месяц.  Потребительские цены возросли за этот период почти в 25000 раз (или на 23,5 % в среднем в месяц), официальный курс доллара повысился в  68900 раз (на 21,6 % ежемесячно), а объем ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 % и 38 %. Данная политика имела серьезные просчеты, которые объяснялись, прежде всего, нестабильностью экономики и недостатком денежно-кредитного регулирования. В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику.

    В 1995 году была  предпринята  попытка  финансовой  стабилизации  в  Республике  Беларусь. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, ограниченный доступ на межбанковскую валютную биржу в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. Комплекс мероприятий, среди которых было введение валютного контроля, остановил падение белорусского рубля и наметил рост реального курса валюты, что привело к снижению уровня инфляции. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344%, в 1996 – 139,3%.

    Политику, проводимую в 1996–1999 годы, можно назвать умеренно мягкой денежно-кредитной политикой, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия, объем кредитов в 3,7 раза превышал планируемый. В таких условиях невозможно было удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности его обменного курса. Но, несмотря на это, денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами, что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1, в 1998 г. – 281,7, а в 1999 – 351%. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12–14 %.

    Однако  были и определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992–1995 годов снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации соответственно - в 3,8 и 3,5 раза. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов.

    В 1999 году на общеэкономические и денежные показатели оказал влияние ряд негативных факторов, но, тем не менее, в этот период удалось добиться поддержания положительных темпов  экономического роста. Кроме  вышеупомянутых негативных факторов можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках. [10, 14]

    Таким образом, возникла необходимость трансформации  денежно-кредитной  политики,  что  и  было  осуществлено  в 2000 году.  Задачи, поставленные перед  денежно-кредитной  политикой Республики Беларусь в 2000 году, следующие: введение и реализация  политики «скользящей фиксации», суть которой заключается в фиксации курса белорусского рубля по отношению к доллару США на основе соответствия рублевой денежной базы и чистых иностранных активов государства; ужесточение денежно-кредитной политики, что предполагает кредитование экономики на безэмиссионной основе, а также обеспечение положительного  уровня (в  реальном  выражении) процентных  ставок  по  рублевым депозитам, повышение  надежности  банковской системы, совершенствование национальной платежной системы, развитие сотрудничества с центральными банками других государств и международными финансовыми институтами.

    Начиная с 2000 г. и по 2008г. проводиться относительно  жесткая денежно-кредитная политика, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного функционирования платежной системы страны. В 2000 году обеспечен переход к единому курсу белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. Начиная с 2000г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время[14]

    В 2001 г. центральный вопрос денежно-кредитной политики – политика валютного курса. Особое значение для реализации указанной  политики  имеет  ограничение  темпов  роста  денежно-кредитных показателей и прежде всего денежного предложения в белорусских рублях, а также поддержание реальных процентных ставок на денежном рынке на положительном уровне.

Информация о работе Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность