Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 02:53, курсовая работа
Цель работы: определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление особенностей ее реализации в Республики Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 5
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи 5
1.2. Основные типы 6
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 7
2. Проблемы практической реализации денежно-кредитной политики 12
2.1. Передаточной механизм денежно-кредитной политики 12
2.2. Эффективность денежно-кредитной политики 14
2.3. Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой 16
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Денежно-кредитная политика РБ на этапе перехода к рыночной экономике 20
3.2. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе 22
3.3. Совершенствование денежно-кредитной политики РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация инстументов денежно-кредитной политики 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Кейнсианский передаточный механизм денежно-кредитной политики 34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Монетаристский передаточный механизм ДКП 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Курс национальной валюты по отношению к корзине валют на 2009г. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Международные резервные активы РБ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Требования банков к экономике в 2006-2009гг. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Динамика кредитов в 2008-2009гг. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ З Ресурсная база банков в 2006-2009гг. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ И Денежно-кредитная политика при плавающем и фиксированном валютно курсе 41
Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.
Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.
Норматив
резервных требований устанавливается
в законодательном порядке и
представляет собой процентное отношение
суммы минимальных резервов к
абсолютным или относительным (приращению)
показателям пассивных или
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём кредитования. Но следует учесть и то, что частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже.
Наряду с косвенными методами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов.
Следует
отметить, что ЦБ, регулируя денежное
предложение, использует одновременно
совокупность инструментов.
Передаточный механизм - процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге - на реальный сектор экономики. Другими словами, передаточный механизм - процесс, при помощи которого решения по вопросам денежно-кредитной политики оказывают практическое воздействие на экономику, в целом, и уровень цен, в частности. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом[15,с. 30]. Существуют разные точки зрения по поводу того, каким именно образом денежно-кредитная политики воздействует на состояние экономики.
Монетарная политика имеет довольно значительный внешний лаг, связанный с действием передаточного механизм. Этот механизм означает, что от принятия решений о регулировании денежного предложения до конечного результата такого решения, выражающегося, обычно, в темпах экономического роста, должна произойти целая цепочка событий, которая включает ряд звеньев.
Представители
кейнсианского направления
Это в свою очередь приведет к увеличению или уменьшению величины инвестиций в экономику: при росте ставки процента инвестиционные расходы сокращаются, при снижении растут. Величина изменения этих расходов зависит от чувствительности инвестиций к динамике ставки процента: если кривая инвестиций является пологой (то есть чувствительность инвестиций к ставке процента высокой), то даже незначительное изменение процентной ставки окажет серьезное влияние на объем инвестиций и наоборот (рис. 2). Наконец, изменение объема инвестиций, согласно эффекту мультипликации, приведет к увеличению или снижению уровня совокупного дохода [18, c.546]. Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку. [Приложение Б]
Если
сторонники кейнсианской теории полагают,
что динамика совокупного дохода
и занятости в большей степени
определяется уровнем инвестиций, а
не денежным фактором, то монетаристы
утверждают, что изменения денежной
массы оказывают
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких либо результатов кредитно-денежной политики. Например, незначительная реакция ставки процента на изменение денежного предложения или отсутствие реакции инвестиционных расходов на динамику ставки процента (на размеры инвестиций помимо ставки процента влияют и другие факторы социально-политическая обстановка в стране, инфляционные ожидания, цены на ресурсы и т.п.) разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска [18,c. 548]. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Кроме
того, даже в случае успешного срабатывания
всех звеньев передаточного
Следует
учитывать также возможные
Следует
также учесть и то, что денежно-кредитная
политика не проводится изолированно:
она испытывает воздействие бюджетно-налоговой
и внешнеэкономической политикой. Так,
например, на предложение денег влияние
оказывают операции по купле продаже иностранной
валюты центральным банком: при покупке
валюты предложение денег в экономике
увеличивается, а при продаже уменьшается.
Если в экономике наблюдается бюджетный
дефицит, финансирование которого осуществляется
долговым способом, то есть через выпуск
облигаций, то часть денежной массы будет
связана, что вызовет рост процентной
ставки. Если же центральный банк одновременно
проводит политику поддержания процентной
ставки, он вынужден будет расширить предложение
денег, провоцируя инфляцию.
В
настоящее время эффективность
денежно-кредитной политики является
предметом больших споров, поскольку
она наряду с положительными сторонами
имеет и недостатки. Большинство
экономистов рассматривают
Однако денежно-кредитная
Сравнительная
эффективность бюджетно-
В
целом эффективность денежно-
Продуманная и последовательная государственная экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных преобразований. Для достижения реальной стабилизации экономик денежно-кредитная политика должна использоваться как элемент системы государственного макроэкономического регулирования.
Разработка
и проведение центральным банком
эффективной денежно-кредитной
В условиях трансформации экономики несбалансированность экономических процессов объясняется многогранностью и широким диапазоном причин их возникновения, и при этом следует рассматривать монетарную политику в системном подходе, а не как механизм, регулирующий денежное обращение. Системный подход при монетарной стабилизации характеризует использование широкого набора методов государственного регулирования финансовых и экономических процессов, посредством прямых и косвенных мер воздействия. [17, с. 68]
Информация о работе Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность