Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 02:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление особенностей ее реализации в Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 5
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи 5
1.2. Основные типы 6
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 7
2. Проблемы практической реализации денежно-кредитной политики 12
2.1. Передаточной механизм денежно-кредитной политики 12
2.2. Эффективность денежно-кредитной политики 14
2.3. Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой 16
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Денежно-кредитная политика РБ на этапе перехода к рыночной экономике 20
3.2. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе 22
3.3. Совершенствование денежно-кредитной политики РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация инстументов денежно-кредитной политики 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Кейнсианский передаточный механизм денежно-кредитной политики 34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Монетаристский передаточный механизм ДКП 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Курс национальной валюты по отношению к корзине валют на 2009г. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Международные резервные активы РБ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Требования банков к экономике в 2006-2009гг. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Динамика кредитов в 2008-2009гг. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ З Ресурсная база банков в 2006-2009гг. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ И Денежно-кредитная политика при плавающем и фиксированном валютно курсе 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая - ДКП - макро.docx

— 312.54 Кб (Скачать)

    Система обязательного резервирования выполняет  следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.

    Коммерческий  банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

    Норматив  резервных требований устанавливается  в законодательном порядке и  представляет собой процентное отношение  суммы минимальных резервов к  абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия  различают нормативы общие (установленные  ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части  обязательств или кредитов). Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

    Изменение норм обязательных резервов позволяет  центральному банку регулировать предложение  денег, ставку процента, так как оно  ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём  кредитования. Но следует учесть и то, что частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже.

    Наряду  с косвенными методами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы.   В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов.

    Следует отметить, что ЦБ, регулируя денежное предложение, использует одновременно совокупность инструментов. 

  1. Проблемы практической реализации денежно-кредитной политики
    1. Передаточной механизм денежно-кредитной политики
 

    Передаточный  механизм - процесс поэтапного влияния  изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге - на реальный сектор экономики. Другими словами, передаточный механизм - процесс, при помощи которого решения по вопросам денежно-кредитной политики оказывают практическое воздействие на экономику, в целом, и уровень цен, в частности. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом[15,с. 30]. Существуют разные точки зрения по поводу того, каким именно образом денежно-кредитная политики воздействует на состояние экономики. 

    Монетарная политика имеет довольно значительный внешний лаг, связанный с действием передаточного механизм. Этот механизм означает, что от принятия решений о регулировании денежного предложения до конечного результата такого решения, выражающегося, обычно, в темпах экономического роста, должна произойти целая цепочка событий, которая включает ряд звеньев.

    Представители кейнсианского направления считают  передаточный механизм достаточно сложным  и многоэтапным. Допустим, центральный банк решил изменить проводимую денежно-кредитную политику. С помощью ее инструментов он изменяет объем совокупных банковских резервов, воздействуя на предложения денег. Это вызывает повышение или понижение процентной ставки на денежном рынке. Величина этого изменения зависит от чувствительности спроса на деньги к уровню процентной ставки (крутизны кривой спроса): если кривая спроса является неэластичной (крутой), то даже небольшое снижение денежного предложения приведет к существенному росту процентной ставки и, наоборот, небольшое увеличение предложения денег существенно снизит уровень процентной ставки (рис. 1).

      
 
 
 
 
 
 
 

    Это в свою очередь приведет к увеличению или уменьшению величины инвестиций в экономику: при росте ставки процента инвестиционные расходы сокращаются, при снижении растут. Величина изменения этих расходов зависит от чувствительности инвестиций к динамике ставки процента: если кривая инвестиций является пологой (то есть чувствительность инвестиций к ставке процента высокой), то даже незначительное изменение процентной ставки окажет серьезное влияние на объем инвестиций и наоборот (рис. 2). Наконец, изменение объема инвестиций, согласно эффекту мультипликации,  приведет к увеличению или снижению уровня совокупного дохода [18, c.546]. Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку. [Приложение Б]

    Если  сторонники кейнсианской теории полагают, что динамика совокупного дохода и занятости в большей степени  определяется уровнем инвестиций, а  не денежным фактором, то монетаристы  утверждают, что изменения денежной массы оказывают непосредственное влияние на колебание деловой  активности. Согласно монетарной концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики проще и состоит из меньшего числа звеньев. Допустим, центральный банк решил изменить предложение денег, что повлечет за собой расширение или сокращение совокупного спроса. Это в свою очередь приведет к изменению объема совокупного дохода. Следовательно, монетаристы доказали, что центральный банк должен регулировать предложение денег. [Приложение В]

    Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут  привести к снижению или даже отсутствию каких либо результатов кредитно-денежной политики. Например, незначительная реакция ставки процента на изменение денежного предложения или отсутствие реакции инвестиционных расходов на динамику ставки процента (на размеры инвестиций помимо ставки процента влияют и другие факторы социально-политическая обстановка в стране, инфляционные ожидания, цены на ресурсы и т.п.) разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска [18,c. 548]. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

    Кроме того, даже в случае успешного срабатывания всех звеньев передаточного механизма, его полная реализация требует значительного времени. За этот период могут проявиться встречные механизмы, которые ослабят эффективность кредитно-денежной политики.

    Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении кредитно-денежной политики. Например, если центральный  банк проводит стимулирующую кредитно-денежную политику, расширяя объем предложения  денег, то деньги становятся дешевле: ставка процента снижается. Это может побудить население перевести часть средств  из депозитов в наличность. Тогда  коэффициент депонирования увеличится, денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

    Следует также учесть и то, что денежно-кредитная политика не проводится изолированно: она испытывает воздействие бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Так, например, на предложение денег влияние оказывают операции по купле продаже иностранной валюты центральным банком: при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается, а при продаже уменьшается. Если в экономике наблюдается бюджетный дефицит, финансирование которого осуществляется долговым способом, то есть через выпуск облигаций, то часть денежной массы будет связана, что вызовет рост процентной ставки. Если же центральный банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.  
 

    1. Эффективность денежно-кредитной политики

    В настоящее время эффективность  денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку  она наряду с положительными сторонами  имеет и недостатки. Большинство  экономистов рассматривают денежно-кредитную  политику в качестве неотъемлемой части  стабилизационной политики государства. [15, с. 421] Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

  • прежде всего, это сравнительно короткий временной внутренний лаг - промежуток времени между изменением в экономике и принятием ответных мер денежно-кредитной политики. По сравнению с фискальной, денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;
  • гибкость. Контролируя промежуточные и тактические цели, центральный банк имеет возможность быстро определять правильность выбранного направления регулирования, корректировать проводимую политику, не дожидаясь ее окончательных результатов.
  • независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству принимать непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия.

      Однако денежно-кредитная политика  имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. К этим недостаткам относятся следующие:

  • относительно продолжительным внешним лагом (промежуток времени между принятием экономических решений и временем, когда они начнут давать результаты). Изменение денежной базы центральным банком сказывается на экономике не сразу, но лишь по прошествии определенного времени. Это обусловлено сложным передаточным механизмом монетарной политики.
  • эффективность денежно-кредитной политики снижает и наличие многоэтапного передаточного механизма. Общий результат влияния изменений в предложении денег на уровень совокупного дохода зависит от того, насколько точно сработает каждое звено передаточного механизма.
  • циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики дешевых денег сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, т.е. источником предоставления ссуд, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки по тем или иным причинам не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия центрального банка. Это явление получило название циклической асимметрии, что является серьезной помехой денежно-кредитной политики во время депрессии. В нормальные периоды развития экономики повышение уровня избыточных резервов практически всегда ведет к предоставлению дополнительных кредитов и увеличению денежного предложения;
  • изменение скорости обращения денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию, и наоборот. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов [2,с. 6].

    Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой  и монетарной политики - предмет  острых дискуссий представителей различных  экономических школ. Так кейнсианцы отдают предпочтение бюджетно-налоговой  политике, поскольку монетарная политика обладает сложным передаточным механизмом, в цепи причинно-следственных связей которого много слабых звеньев. Со своей стороны неоклассики отрицают эффективность бюджетной политики в силу действия эффекта вытеснения: рост государственных расходов ведет к повышению процентной ставки, соответственно уменьшению частных инвестиций. Следовательно, конечный результат воздействия бюджетной политики на совокупный спрос непредсказуем или, в лучшем случае, несуществен.

    В целом эффективность денежно-кредитной  политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны  знания экономистов о кратко- и  долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос  и предложение денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров (номинальный ВНП, уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и др).

    1. Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой

    Продуманная и последовательная государственная  экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных преобразований. Для достижения реальной стабилизации экономик денежно-кредитная политика должна использоваться как элемент системы государственного макроэкономического регулирования.

    Разработка  и проведение центральным банком эффективной денежно-кредитной политики, обеспечивающей оптимальные денежно-кредитные  условия для функционирования экономики, является основой устойчивого развития страны. Особую актуальность эта проблема приобретает в переходной экономике, в условиях коренного реформирования командно-административной системы  и построения социально ориентированного рыночного хозяйства. Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической  системы, когда она функционирует  в период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой.

    В условиях трансформации экономики  несбалансированность экономических процессов объясняется многогранностью и широким диапазоном причин их возникновения, и при этом следует рассматривать монетарную политику в системном подходе, а не как механизм, регулирующий денежное обращение. Системный подход при монетарной стабилизации характеризует использование широкого набора методов государственного регулирования финансовых и экономических процессов, посредством прямых и косвенных мер воздействия. [17, с. 68]

Информация о работе Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность