Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- изучить фискальную политику государства;
- изучить монетарную политику государства;
- проанализировать состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь. Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- изучить фискальную политику государства;
- изучить монетарную политику государства;
- проанализировать состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 10
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
2.1 КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ 17
2.2 МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД 19
ГЛАВА 3 МОНЕТАРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МАКРОЭКОНОМИКИ 24
3.1 МОНЕТАРИЗМ, КАК ТЕОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ 24
3.2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа содержит 1 файл

курсоваяДКП.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

      Прогнозируется, что ставка рефинансирования к концу  2008 года составит 7 – 9 процентов годовых. Общая динамика ставок по операциям Национального банка будет определяться ставкой рефинансирования, а границы коридора формироваться ставками постоянно доступных для банков инструментов – кредитов овернайт и депозитов в Национальном банке.

      Основной  задачей при проведении операций Национального банка на денежном рынке будет регулирование ставки однодневного межбанковского рынка в национальной валюте.

      Пределы колебаний ставок межбанковского кредитного рынка, формируемые постоянно доступными инструментами Национального банка, будут сужены и разница между ставкой овернайт и ставкой по депозитам может составить 9 – 11 процентных пунктов.

      Ставки  по операциям Национального банка  на финансовом рынке (ломбардный кредит и однодневный расчетный кредит под залог ценных бумаг; покупка-продажа государственных ценных бумаг, в том числе на срок (РЕПО); покупка иностранной валюты на срок (СВОП); прием средств в депозиты; выпуск собственных ценных бумаг) будут обеспечивать движение ставки однодневного межбанковского рынка в национальной валюте в необходимом диапазоне (коридоре), а также сглаживать ее ежедневные колебания.

      Основным  инструментом регулирования ликвидности  банковской системы выступят аукционные операции на стандартные сроки, регулярно проводимые Национальным банком. Аукционные операции по  предоставлению и изъятию ликвидности направлены на снижение колебаний межбанковских ставок в рамках коридора, повышение стабильности и ликвидности внутреннего рынка, формирование ориентиров доходности на различные сроки и на этой основе – на уменьшение рыночных рисков.

      Таким образом, ставка рефинансирования определит минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности.

      Кроме того, сохранится возможность поддержки ликвидности банков на неаукционной основе, в том числе за счет увеличения совокупного лимита кредита овернайт.

      Важным  элементом реализации денежно-кредитной  политики останется информирование о совершаемых и планируемых  операциях, обязательном резервировании, динамике и факторах ликвидности банковской системы, способствующее повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, увеличению прозрачности деятельности Национального банка.

      Сохранятся  базовые принципы процентной политики – поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики.

      Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте нацелено на ограничение инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитных ресурсов будет выступать в качестве одного из стимулов экономического роста.

      Норма и механизм обязательного резервирования будут использоваться для регулирования  денежного предложения и ликвидности банковской системы. По мере дальнейшей стабилизации денежно-кредитной сферы нормативы обязательного резервирования планируется постепенно снижать, что обеспечит улучшение условий привлечения банками средств населения и организаций, а также повысит конкурентоспособность белорусских банков в целом. Продолжится формирование фонда обязательных резервов исключительно в белорусских рублях. Доля фонда обязательного резервирования, используемая банками в рамках усредненного поддержания его уровня, увеличится, что повысит роль данного механизма в регулировании банковской ликвидности.

      Необходимость финансирования организациями своей  текущей производственной и инвестиционной деятельности, предусматриваемый рост денежных доходов населения, показателей внешней торговли и платежного баланса являются основой для увеличения рублевой денежной массы, которое прогнозируется в 2008 году в пределах 25 – 29 процентов.

      С учетом прогнозируемого увеличения инвалютной составляющей прирост широкой денежной массы составит 21 – 25 процентов. Оценка процессов мультипликации денежной базы в денежную массу показывает, что рублевая денежная база может увеличиться на 20–24 процента.

      Достижение  целевых ориентиров и реализация мер денежно-кредитной политики позволят увеличить коэффициент монетизации по рублевой денежной массе до 14,3 – 14,6 процента, по широкой денежной массе – до 20 процентов.

      В макроэкономических условиях, предусмотренных  прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год, прирост государственных золотовалютных резервов составит 200 – 400 млн. долларов США.

      Ожидается, что величина чистого кредита  Национального банка Правительству и местным исполнительным и распорядительным органам не претерпит существенных изменений.

      Процентные  ставки по вновь выдаваемым банками кредитам (без учета кредитов, выданных за счет средств Национального банка, бюджетных средств и ресурсов банков по льготным ставкам, подлежащим компенсации банкам государством) к концу 2008 года могут составить 10 – 12 процентов годовых.

      По  вновь привлекаемым срочным депозитам  в целях поддержания их доходности на положительном реальном уровне средний уровень ставки к концу 2008 года составит не менее 7 – 9 процентов годовых.

      Таким образом, стратегическим направлением денежно-кредитной политики в 2008 году явится содействие обеспечению устойчивых темпов экономического роста и выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.

      Конечная  цель денежно-кредитной политики в  2008 году – обеспечение совместно с мерами экономической политики Правительства снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до 6 – 8 процентов.

      Для достижения этой цели Национальный банк применит систему промежуточных монетарных ориентиров: обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В своей работе было дано определение понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.

      В заключение можно отметть, что осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении  конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

      Стратегическим  направлением денежно-кредитной политики в 2008 году явится содействие обеспечению устойчивых темпов экономического роста и выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.

      Конечная  цель денежно-кредитной политики в  2008 году – обеспечение совместно с мерами экономической политики Правительства снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до 6 – 8 процентов.

      Для достижения этой цели Национальный банк применит систему промежуточных монетарных ориентиров: обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.

      Последовательное  снижение инфляции и предсказуемая  динамика обменного курса национальной валюты направлены на уменьшение  макроэкономических рисков, улучшение инвестиционного климата в стране, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и внутреннего производства и, тем самым, закрепление позитивных тенденций социально-экономического развития страны.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
      
  1. Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие / А.Н. Алейников. – М.: Новое знание, 2003. – 304 с.
  2. Базылев Н.И. Экономическая теория: Конспект лекций /Н.И. Базылев – Мн.: ООО «Мисанта», 1997. – 212 с.
  3. Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. – М.: Таурус, 1994.
  4. Белорусский экономический журнал: журнал. / Минск.:– 2005 - №1.-с.68
  5. Белорусский экономический журнал: журнал. / Минск.: – 2005 - №3.-с.144
  6. Белорусский экономический журнал: журнал. / Минск.: – 2006 - №3.-с.148
  7. Бюллетень банковской статистики №1 (79) - Минск: НБРБ, 2008.
  8. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. / В.М. Гальперин. – СПб. «Алфея», 2006. – 365 с.
  9. Грищенко, М.Ф. Предпринимательская деятельность: учебное пособие, в двух частях. часть первая. Организационные основы / Грищенко М.Ф., Дудич З.З., Ивуть Р.Б., Прохоренко И.Д.,- Минск.: БГПА, 1995-49с.
  10. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник для студентов экономич. Специальностей вузов / Московский госуд. Ун.-т коммерции. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  11. Коноводченко Л.Я., Кушнарева Б.П. Общая экономическая теория / Л.Я. Коноводченко., - Одесса: Гермес, 2003. – 411 с.
  12. Макроэкономика: социально ориентированный подход. Э.А. Лутохина. Минск ООО «Мисанта», 2004. - 252 с.
  13. Макроэкономика: Учебное пособие. А.В. Бондарь, Л.М. Новикова и др. Минск. БГЭУ 2008. – 296 с.
  14. Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / С.И. Мазоль. – Минск: Книжный дом, 2004. – 272 с.
  15. Мониторинг предприятий реального сектора Республики Беларусь, январь июнь- Минск: НБРБ, 2008 г.
  16. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 г.
  17. Показатели деятельности Национального банка и банков Республики Беларусь на 2008 г.- Минск: НБРБ, 2007.
  18. Статистический ежегодник РБ: стат.сборник. / Минск.:Министерство анализа и статистики РБ.- 2007 – с. 558
  19. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.
  20. Экономическая теория: Учебное пособие. И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, Минск. БГЭУ 2007.

Информация о работе Денежно-кредитная политика