Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- изучить фискальную политику государства;
- изучить монетарную политику государства;
- проанализировать состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь. Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- изучить фискальную политику государства;
- изучить монетарную политику государства;
- проанализировать состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 10
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
2.1 КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ 17
2.2 МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД 19
ГЛАВА 3 МОНЕТАРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МАКРОЭКОНОМИКИ 24
3.1 МОНЕТАРИЗМ, КАК ТЕОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ 24
3.2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Прогнозируется, что ставка рефинансирования к концу 2008 года составит 7 – 9 процентов годовых. Общая динамика ставок по операциям Национального банка будет определяться ставкой рефинансирования, а границы коридора формироваться ставками постоянно доступных для банков инструментов – кредитов овернайт и депозитов в Национальном банке.
Основной задачей при проведении операций Национального банка на денежном рынке будет регулирование ставки однодневного межбанковского рынка в национальной валюте.
Пределы колебаний ставок межбанковского кредитного рынка, формируемые постоянно доступными инструментами Национального банка, будут сужены и разница между ставкой овернайт и ставкой по депозитам может составить 9 – 11 процентных пунктов.
Ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке (ломбардный кредит и однодневный расчетный кредит под залог ценных бумаг; покупка-продажа государственных ценных бумаг, в том числе на срок (РЕПО); покупка иностранной валюты на срок (СВОП); прием средств в депозиты; выпуск собственных ценных бумаг) будут обеспечивать движение ставки однодневного межбанковского рынка в национальной валюте в необходимом диапазоне (коридоре), а также сглаживать ее ежедневные колебания.
Основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы выступят аукционные операции на стандартные сроки, регулярно проводимые Национальным банком. Аукционные операции по предоставлению и изъятию ликвидности направлены на снижение колебаний межбанковских ставок в рамках коридора, повышение стабильности и ликвидности внутреннего рынка, формирование ориентиров доходности на различные сроки и на этой основе – на уменьшение рыночных рисков.
Таким образом, ставка рефинансирования определит минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности.
Кроме того, сохранится возможность поддержки ликвидности банков на неаукционной основе, в том числе за счет увеличения совокупного лимита кредита овернайт.
Важным элементом реализации денежно-кредитной политики останется информирование о совершаемых и планируемых операциях, обязательном резервировании, динамике и факторах ликвидности банковской системы, способствующее повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, увеличению прозрачности деятельности Национального банка.
Сохранятся базовые принципы процентной политики – поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики.
Обеспечение
привлекательных условий
Норма и механизм обязательного резервирования будут использоваться для регулирования денежного предложения и ликвидности банковской системы. По мере дальнейшей стабилизации денежно-кредитной сферы нормативы обязательного резервирования планируется постепенно снижать, что обеспечит улучшение условий привлечения банками средств населения и организаций, а также повысит конкурентоспособность белорусских банков в целом. Продолжится формирование фонда обязательных резервов исключительно в белорусских рублях. Доля фонда обязательного резервирования, используемая банками в рамках усредненного поддержания его уровня, увеличится, что повысит роль данного механизма в регулировании банковской ликвидности.
Необходимость финансирования организациями своей текущей производственной и инвестиционной деятельности, предусматриваемый рост денежных доходов населения, показателей внешней торговли и платежного баланса являются основой для увеличения рублевой денежной массы, которое прогнозируется в 2008 году в пределах 25 – 29 процентов.
С учетом прогнозируемого увеличения инвалютной составляющей прирост широкой денежной массы составит 21 – 25 процентов. Оценка процессов мультипликации денежной базы в денежную массу показывает, что рублевая денежная база может увеличиться на 20–24 процента.
Достижение целевых ориентиров и реализация мер денежно-кредитной политики позволят увеличить коэффициент монетизации по рублевой денежной массе до 14,3 – 14,6 процента, по широкой денежной массе – до 20 процентов.
В
макроэкономических условиях, предусмотренных
прогнозом социально-
Ожидается,
что величина чистого кредита
Национального банка
Процентные ставки по вновь выдаваемым банками кредитам (без учета кредитов, выданных за счет средств Национального банка, бюджетных средств и ресурсов банков по льготным ставкам, подлежащим компенсации банкам государством) к концу 2008 года могут составить 10 – 12 процентов годовых.
По вновь привлекаемым срочным депозитам в целях поддержания их доходности на положительном реальном уровне средний уровень ставки к концу 2008 года составит не менее 7 – 9 процентов годовых.
Таким образом, стратегическим направлением денежно-кредитной политики в 2008 году явится содействие обеспечению устойчивых темпов экономического роста и выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.
Конечная цель денежно-кредитной политики в 2008 году – обеспечение совместно с мерами экономической политики Правительства снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до 6 – 8 процентов.
Для достижения этой цели Национальный банк применит систему промежуточных монетарных ориентиров: обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.
В своей работе было дано определение понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.
В заключение можно отметть, что осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
Стратегическим направлением денежно-кредитной политики в 2008 году явится содействие обеспечению устойчивых темпов экономического роста и выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.
Конечная цель денежно-кредитной политики в 2008 году – обеспечение совместно с мерами экономической политики Правительства снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до 6 – 8 процентов.
Для достижения этой цели Национальный банк применит систему промежуточных монетарных ориентиров: обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.
Последовательное снижение инфляции и предсказуемая динамика обменного курса национальной валюты направлены на уменьшение макроэкономических рисков, улучшение инвестиционного климата в стране, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и внутреннего производства и, тем самым, закрепление позитивных тенденций социально-экономического развития страны.