Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- изучить фискальную политику государства;
- изучить монетарную политику государства;
- проанализировать состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь. Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- изучить фискальную политику государства;
- изучить монетарную политику государства;
- проанализировать состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 10
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
2.1 КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ 17
2.2 МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД 19
ГЛАВА 3 МОНЕТАРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МАКРОЭКОНОМИКИ 24
3.1 МОНЕТАРИЗМ, КАК ТЕОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ 24
3.2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа содержит 1 файл

курсоваяДКП.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

      Продолжает  динамично развиваться национальная банковская система. За 2007 г. ресурсная база банков увеличилась на 40,8% и на 1 января 2008 г. составила 20,5 трлн бел. руб. или 9,5 млрд долларов. В целом за 2002— 2007 гг. ресурсная база банков увеличилась в 8,1 раза [5].

      Повышение доступности кредитных ресурсов банков способствовало росту объемов кредитования за 2007 г. на 53,7%, в том числе долгосрочных кредитов - на 68,5%. При этом тенденция повышения роли банков в финансовом обеспечении экономического роста устойчиво сохраняется на протяжении последних пяти лет.

      По  состоянию на 1 января 2008 г. в Беларуси функционирует 31 банк с 450 филиалами. 27 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 8 - со стопроцентным иностранным капиталом. Семь банков являются резидентами свободных экономических зон. Кроме того, на территории республики открыто 13 представительств иностранных банков из России, Литвы, Латвии, Германии, Польши и Казахстана. Удельный вес иностранного капитала в совокупном объеме уставных фондов банков составляет более 9%.

      Проводимая  денежно-кредитная политика комплексно способствует решению ключевых задач социально-экономического развития страны и обеспечивает стимулирование экономического роста и инвестиционной активности, повышение благосостояния населения.

      Национальный  банк Республики Беларусь непрерывно проводит соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют четкое определение конечной цели и промежуточных целевых ориентиров денежно-кредитной политики, обеспечение ее прозрачности.

      Конечной  целью денежно-кредитной политики должны быть обеспечение с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики Правительства республики снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7-9%. Первостепенное внимание при этом должно уделяться стабильности обменного курса белорусского рубля.

      Осуществление процентной политики, как и прежде, должно быть направлено на поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях.

      Прогнозируется, что уровень ставки рефинансирования к концу 2008 г. составит 8-10%. В 2008 г. предполагается сохранить тенденцию снижения уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования.

      Достижение  запланированных параметров по инфляции наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в выполнение запланированных параметров социально-экономического развития и создание предпосылок для устойчивого экономического роста в стране.

      Главная стратегическая цель денежно-кредитной  политики в настоящее время - обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений, а также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам как одной из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте должны выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 г. планируется не более 5% [18].

      Долгосрочная  стратегия на укрепление реального  курса белорусского рубля, безусловно, будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.

      Основой ценовой политики в Республике Беларусь является формирование инвестиционно привлекательного климата, создание ценовых условий, которые могли быть более эффективными по сравнению с другими странами. В этом направлении важным показателем являются параметры инфляции, которые постепенно подходят к общепринятому мировому уровню. В 2007 г. на всех сегментах потребительского рынка цены росли равномерно.

      В 2007 г. принята новая редакция Концепции ценообразования в Республике Беларусь, согласно которой важнейшим направлением в области ценовой политики в ближайшей и долгосрочной перспективе остается реализация принятого курса на проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на оптимальном сочетании механизмов государственного регулирования и свободного формирования цен, дальнейшее развитие рыночных механизмов ценообразования по мере создания для этого соответствующих экономических предпосылок.

      В ближайшие годы по мере финансовой стабилизации Правительством предусматривается постепенное сокращение перечня товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется ценовое регулирование, с сохранением государственного регулирования цен (тарифов) в отношении товаров (работ, услуг), производимых естественными монополиями, а также отдельных социально значимых товаров и услуг.

      Совершенствование ценообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), транспорта должно быть направлено на отход от практики перекрестного субсидирования, прежде всего, за счет снижения издержек в этих отраслях, поэтапного упорядочения цен и тарифов.

      Социальная  направленность развития белорусской  экономики особенно поддерживает белорусского гражданина в области оказания жилищно-коммунальных услуг, занимающих значительный удельный вес в потребительском бюджете населения. Сегодня применение рыночных принципов распределения и реализации услуг ЖКХ невозможно в силу того, что потребитель фактически привязан к определенному производителю и не имеет права выбора. Государство регулирует цены в данной сфере, чтобы оградить население от завышенного их уровня. Только по мере реформирования ЖКХ и других естественных монополий, создания условий для эффективной конкуренции в данной сфере будет происходить переход к свободному ценообразованию.

      Приоритетным  направлением либерализации цен  является устранение имеющихся диспропорций и перекосов в ценообразовании, сокращение перекрестного субсидирования и бюджетного дотировании, для чего необходимо:

  • максимальное стимулирование рыночных методов ценообразования в конкурентных отраслях национальной экономики;
  • проведение достаточно жесткой денежно-кредитной политики и политики бюджетных ограничений с целью снижения издержек и цен за счет 
    роста эффективности предприятий;
  • упрощение правил, регламентирующих ценообразование и условия 
    хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;
  • регламентация затрат, строгий аудит доходов и расходов субъектов 
    хозяйствования с целью повышения прозрачности их деятельности;

      • проведение политики конкуренции, направленной на снижение 
барьеров входа на рынок внутренних и внешних инвесторов.

      В основу разработки Основных направлений  на 2008 год положены важнейшие параметры социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденные Программой на 2007 – 2010 годы.

      Так, в 2008 году прогнозируется увеличение валового внутреннего продукта на 8 – 9 процентов, инвестиций в основной капитал – на 14,5–17 процентов, розничного товарооборота – на 9,5 – 10,5 процента, платных услуг населению – на 9 – 10 процентов, повышение объема иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций до 10 – 11 процентов.

      Макроэкономическая  и институциональная политика будет  направлена на улучшение качественных характеристик экономики, в том  числе за счет усиления инновационной и инвестиционной активности, повышения эффективности производства, улучшения финансового положения организаций. Дефицит республиканского бюджета предполагается выдержать на уровне не более 1,5 процента от ВВП.

      Основное  влияние на развитие внешней торговли Республики Беларусь в 2008 году окажут динамика цен на нефть и нефтепродукты, экономическая конъюнктура в Российской Федерации и конкурентоспособность белорусской продукции на данном рынке. В 2008 году прогноз развития денежно-кредитной и валютной сфер основывается на профиците внешней торговли, оцененном Министерством экономики в объеме 500 – 600 млн. долларов США. При этом поступления валютной выручки на счета организаций и индивидуальных предпринимателей могут увеличиться на 11,5 – 17,5 процента.

      В 2008 году сохранится стратегическая направленность денежно-кредитной политики на создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.

      Конечной  целью денежно-кредитной политики в 2008 году является ограничение совместно с мерами экономической политики Правительства темпов инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, на уровне 6 – 8 процентов.

      В 2008 году для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Национальный банк будет применять систему промежуточных  монетарных ориентиров. В качестве их будут использоваться обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.

      Использование курса белорусского рубля к российскому  рублю в качестве промежуточного монетарного ориентира обусловлено тем, что Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Беларуси, доля которого во внешнеторговом обороте товаров и услуг составляет около 50 процентов.

      Целесообразность  использования обменного курса белорусского рубля к доллару США в качестве промежуточного монетарного ориентира обусловлена высокой долей доллара США в расчетах по внешнеторговым операциям, его значительным удельным весом на внутреннем валютном рынке и в структуре валютных сбережений населения.

      Установление  ориентиров по изменению курса белорусского рубля к доллару США позволит повысить информационную прозрачность курсовой политики для субъектов хозяйствования и населения, снизить инфляционные и девальвационные ожидания, а также стимулировать процесс дедолларизации экономики.

      В 2008 году, исходя из ситуации на валютном рынке и состояния внешней торговли, курс белорусского рубля к доллару США будет находиться в коридоре значений плюс/минус 2,5 процента.

      При этом с учетом прогнозируемых взаимных изменений курсов российского рубля и доллара США коридор колебаний номинального обменного курса к российскому рублю составит плюс/минус 4 процента. В результате официальный обменный курс к доллару США сложится в диапазоне 2090 – 2200 белорусских рублей за 1 доллар США, к российскому рублю – 77,7 – 84,3 белорусского рубля за 1 российский рубль.

      Предельное  увеличение реального эффективного курса относительно 2007 года, исходя из прогнозной динамики некурсовых факторов конкурентоспособности экономики, оценивается на уровне 4 процентов. При установлении коридора возможных изменений номинального обменного курса Национальный банк исходит из необходимости достижения цели по снижению инфляции и предельно допустимого для экономики увеличения реального эффективного курса.

      Использование показателя активной рублевой денежной массы, представленной высоколиквидными денежными средствами, в качестве промежуточного ориентира обусловлено его значительным влиянием на формирование совокупного спроса на товары и услуги в экономике.

      Для достижения цели по снижению инфляции с учетом прогнозируемого роста  спроса экономики на деньги, обеспечивающие проведение расчетов за товары и услуги, активная рублевая денежная масса в 2008 году  увеличится на 20 – 25 процентов.

      Количественные  параметры инструментов денежно-кредитной  политики и практика их применения подчиняются достижению заявленных на 2008 год целей и ориентиров монетарной политики. Достижение конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции предполагает дальнейшую активизацию роли процентной ставки как инструмента денежно-кредитной политики. Это позволит постепенно перейти к управлению ценой денег в экономике и тем самым повысить роль ставки рефинансирования в качестве сигнала проводимой денежно-кредитной политики с точки зрения ужесточения либо смягчения условий заимствования на краткосрочном денежном рынке.

Информация о работе Денежно-кредитная политика