Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:13, курсовая работа
При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году.
Ведение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования денежно-кредитной политики………………………………………………………………………..5
1.1. Цели, инструменты, методы денежно-кредитной политики. Формы и инструменты регулирования предложения денег…………………………………………………………………….......5
1.2. Неоклассический подход к формированию кредитно-денежной политики…………………………………………………………………..19
1.3. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………………………………………………….....20
1.4. Монетаристская количественная теория денег…………………………………………………………………...…..22
Глава 2. Проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях кризиса………………………………………………………………………...24
2.1. Антикризисная денежно-кредитная политика в России…………………………………………………………………………24
2.2. Стратегия денежно-кредитной политики в посткризисный период…………………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………………………………
Недооценка роли денег, и денежного обращения в частности, неспособность Федеральной резервной системы (ФРС) США предотвратить резкое сокращение количества денег в обращении в конце 20-х гг. существенно усилили, по мнению М. Фридмена, негативные стороны спада в экономике. М. Фридмен был убежден, что деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести общественному хозяйству огромный вред.
Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к пониманию влияния денежной политики государства на состояние экономики, позволили объяснить такое ранее не наблюдавшееся экономическое явление, как стагфляция, или одновременное существование высокой безработицы и высокой инфляции, что совершенно противоречило кейнсианской теории, и, наконец предложить соответствующие рекомендации по денежно-кредитной политике государства.
Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.
В целом же в экономической науке сформировалось
направление, получившее название "неоклассический
синтез", которое включает разнообразные
точки зрения по ряду вопросов теории
и практики функционирования экономики.
Глава 2. Проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях кризиса
2.1.
Антикризисная денежно-
К настоящему времени правительство РФ сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов.
В качестве приоритетов изначально были заявлены:
Поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;
В результате резко возросла нагрузка на административную систему, что повлекло за собой в некоторых случаях «расшатывание системы», возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией соответствующих мер.
Все это привело к своеобразным «догоняющим волнам» формирования мер по отдельным отраслям.
В связи с этим необходимо было реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач
В «антикризисном пакете» недостаточно предоставлены меры по стимулированию конкурентной среды. Мало мер, связанных со стимулированием инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний, отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.
Выделяют два понятия, такие как меры экономической политики (те меры, которые затрагивают всех хозяйствующих субъектов) и меры промышленной политики, направленные на поддержку отдельных предприятий.
Мер общеэкономической политики меньше, но вполне сопоставимо с количеством мер промышленной политики (45% к 55%), однако в ресурсном выражении промышленная политика имеет значительно больший вес (1,4 – 1,7 трлн руб. к 600-900 млрд руб).
В рамках основной политики антикризисных мер выделяются следующие инструменты:
С позиций способа распределения выгод от реализации мер между хозяйствующими субъектами можно условно выделить три группы используемых инструментов:
Роль конкурсных мер в целом снижается, что связано с сокращением расходов по целевым бюджетным программам в период кризиса.
Существует
определенный дисбаланс в пользу селективных
мер, причем по мере расширения негативного
влияния кризиса подобная «смещенность»
может возрастать. В определенной мере
это связано с отсутствием системных инструментов
проведения промышленной политики.
2.2.
Стратегия денежно-кредитной
политики в посткризисный
период
В посткризисный период наиболее эффективным инструментом стабилизации финансовой системы и экономики являются механизмы денежно-кредитной политики. Мировой финансовый кризис и структурные дисбалансы в экономических системах вынудили центральные банки большинства стран прибегнуть к нестандартным мерам, что породило оживленную дискуссию о надлежащей основе денежно-кредитной политики, рамках задач центрального банка и степени его независимости.
В разгар кризиса центральные банки использовали все доступные инструменты денежно-кредитной политики, что сыграло важную роль в предотвращении коллапса финансовых систем. Однако при этом остается открытым вопрос о том, какая основа денежно-кредитной политики будет способствовать макроэкономической и финансовой стабильности в будущем, уменьшит колебания деловых циклов и обеспечит возможности денежно-кредитной политики реагировать на внешние потрясения.
Требования к денежно-кредитной политике в посткризисный период в развитых странах и в странах с формирующимся рынком являются разнородными. Некоторые из крупных и быстро растущих стран с формирующимся рынком, столкнувшихся с усилением инфляционного давления или давления со стороны цен на активы, ужесточили денежно-кредитные условия. Традиционно в странах с формирующимся рынком центральные банки отвечают за более широкий набор целей:
• обеспечения транспарентности банковской системы и раскрытия информации о реальных собственниках банков;
• усиления контроля выполнения банками обязательств перед вкладчиками;
• улучшения банковского надзора, в том числе внедрения надзора на консолидированной основе;
• совершенствования банковского законодательства в части улучшения корпоративного управления в банках.
Одной из особенностей реализации денежно-кредитной
политики в период кризиса было использование
нестандартного набора инструментов и
методов, имеющих временный характер и
не присущих деятельности центральных
банков в нормальных рыночных условиях.
Так, Европейский центральный банк предпринял
следующие нестандартные операции по
регулированию ликвидности в кризисный
период