Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования денежно-кредитной политики………………………………………………………………………..5
1.1. Цели, инструменты, методы денежно-кредитной политики. Формы и инструменты регулирования предложения денег…………………………………………………………………….......5
1.2. Неоклассический подход к формированию кредитно-денежной политики…………………………………………………………………..19
1.3. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………………………………………………….....20
1.4. Монетаристская количественная теория денег…………………………………………………………………...…..22
Глава 2. Проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях кризиса………………………………………………………………………...24
2.1. Антикризисная денежно-кредитная политика в России…………………………………………………………………………24
2.2. Стратегия денежно-кредитной политики в посткризисный период…………………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

          Недооценка роли денег, и денежного обращения в частности, неспособность Федеральной резервной системы (ФРС) США предотвратить резкое сокращение количества денег в обращении в конце 20-х гг. существенно усилили, по мнению М. Фридмена, негативные стороны спада в экономике. М. Фридмен был убежден, что деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести общественному хозяйству огромный вред.

         Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к пониманию влияния денежной политики государства на состояние экономики, позволили объяснить такое ранее не наблюдавшееся экономическое явление, как стагфляция, или одновременное существование высокой безработицы и высокой инфляции, что совершенно противоречило кейнсианской теории, и, наконец предложить соответствующие рекомендации по денежно-кредитной политике государства.

         Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.

          В целом же в экономической науке сформировалось направление, получившее название "неоклассический синтез", которое включает разнообразные точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования экономики. 
 
 
 

Глава 2. Проблемы реализации денежно-кредитной  политики в условиях кризиса

2.1. Антикризисная денежно-кредитная  политика в России

     К настоящему времени правительство  РФ сформировало и реализует широкий  набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений  воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов.

     В качестве приоритетов изначально были заявлены:

    • поддержка (обеспечение стабильности) финансового вектора;
    • социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест;

     Поддержка отдельных, наиболее чувствительных к  кризису отраслей реального сектора  экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;

    • поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.

     Многие  антикризисные меры реализовывались  в условиях жестких ременных ограничений, сильнейшего давления различных  групп интересов.

     В результате резко возросла нагрузка на административную систему, что повлекло за собой в некоторых случаях «расшатывание системы», возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией соответствующих мер.

     Все это привело к своеобразным «догоняющим волнам» формирования мер по отдельным отраслям.

     В связи с этим необходимо было реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых  мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих  задач

  • Снижение нагрузки на бизнес;
  • Смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда;
  • Стимулирование внутреннего спроса;
  • Поддержка малого и среднего бизнеса, развитие конкуренции.

     В «антикризисном пакете» недостаточно предоставлены меры по стимулированию конкурентной среды. Мало мер, связанных со стимулированием инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний, отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.

     Выделяют два понятия, такие как меры экономической политики (те меры, которые затрагивают всех хозяйствующих субъектов) и меры промышленной политики, направленные на поддержку отдельных предприятий.

     Мер общеэкономической политики меньше, но вполне сопоставимо с количеством мер промышленной политики (45% к 55%), однако в ресурсном выражении промышленная политика имеет значительно больший вес (1,4 – 1,7 трлн руб. к 600-900 млрд руб).

     В рамках основной политики антикризисных мер выделяются следующие инструменты:

    • налоговые
    • таможенные
    • бюджетные

     С позиций способа распределения выгод от реализации мер между хозяйствующими субъектами можно условно выделить три группы используемых инструментов:

    • селективные (выбор отдельных предприятий, индивидуализированные решения по множеству трудно формализуемых критериев);
    • конкурсные (конкурсный отбор, критерии отбора и доступа четко определены);
    • системные (все предприятия, иногда — соответствующие некоторым условиям по масштабу бизнеса или по продуктовой направленности, получают выгоды).

     Роль  конкурсных мер в целом снижается, что связано с сокращением  расходов по целевым бюджетным программам в период кризиса.

     Существует определенный дисбаланс в пользу селективных мер, причем по мере расширения негативного влияния кризиса подобная «смещенность» может возрастать. В определенной мере это связано с отсутствием системных инструментов проведения промышленной политики. 
 

2.2. Стратегия денежно-кредитной политики в посткризисный период 

             В посткризисный период наиболее эффективным инструментом стабилизации финансовой системы и экономики являются механизмы денежно-кредитной политики. Мировой финансовый кризис и структурные дисбалансы в экономических системах вынудили центральные банки большинства стран прибегнуть к нестандартным мерам, что породило оживленную дискуссию о надлежащей основе денежно-кредитной политики, рамках задач центрального банка и степени его независимости.

           В разгар кризиса центральные банки использовали все доступные инструменты денежно-кредитной политики, что сыграло важную роль в предотвращении коллапса финансовых систем. Однако при этом остается открытым вопрос о том, какая основа денежно-кредитной политики будет способствовать макроэкономической и финансовой стабильности в будущем, уменьшит колебания деловых циклов и обеспечит возможности денежно-кредитной политики реагировать на внешние потрясения.

            Требования к денежно-кредитной политике в посткризисный период в развитых странах и в странах с формирующимся рынком являются разнородными. Некоторые из крупных и быстро растущих стран с формирующимся рынком, столкнувшихся с усилением инфляционного давления или давления со стороны цен на активы, ужесточили денежно-кредитные условия. Традиционно в странах с формирующимся рынком центральные банки отвечают за более широкий набор целей:

• обеспечения  транспарентности банковской системы  и раскрытия информации о реальных собственниках банков;

• усиления контроля выполнения банками обязательств перед  вкладчиками;

• улучшения  банковского надзора, в том числе  внедрения надзора на консолидированной  основе;

• совершенствования  банковского законодательства в  части улучшения корпоративного управления в банках.

          Одной из особенностей реализации денежно-кредитной политики в период кризиса было использование нестандартного набора инструментов и методов, имеющих временный характер и не присущих деятельности центральных банков в нормальных рыночных условиях. Так, Европейский центральный банк предпринял следующие нестандартные операции по регулированию ликвидности в кризисный период 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика