Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:13, курсовая работа
При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году.
Ведение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования денежно-кредитной политики………………………………………………………………………..5
1.1. Цели, инструменты, методы денежно-кредитной политики. Формы и инструменты регулирования предложения денег…………………………………………………………………….......5
1.2. Неоклассический подход к формированию кредитно-денежной политики…………………………………………………………………..19
1.3. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………………………………………………….....20
1.4. Монетаристская количественная теория денег…………………………………………………………………...…..22
Глава 2. Проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях кризиса………………………………………………………………………...24
2.1. Антикризисная денежно-кредитная политика в России…………………………………………………………………………24
2.2. Стратегия денежно-кредитной политики в посткризисный период…………………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………………………………
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты исследования денежно-кредитной
политики…………………………………………………………
Глава 2. Проблемы
реализации денежно-кредитной политики
в условиях кризиса……………………………………………………………
2.1. Антикризисная
денежно-кредитная политика в
России………………………………………………………………
2.2. Стратегия
денежно-кредитной политики в посткризисный
период………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:
Таблица 2. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2008 году
Вид инстру-мента | Назначение | Инструмент | Срок предоставления/
абсорбирования средств |
Процентная ставка, % годовых |
Операции на открытом рынке | Предоставле-ние ликвидности | Ломбардные аукционы | 2 недели | Не ниже 7,5 (до 18.09.2008 – 8; до 14.07.2008 – 7,75; до 10.06.2008 – 7,5; до 29.04.2008 – 7,25; до 4.02.2008 – 7 |
3 месяца | Не ниже 8,5 (с 20.10.2008) | |||
Прямое РЕПО на аукционной основе (биржевое и внебиржевое) | От 1 до 7 дней | Не ниже 7,5 (до 14.07.2008 – 6,75; до 10.06.2008 – 6,5; до 29.04.2008 – 6,25; до 4.02.2008 – 6) | ||
1 неделя | Не ниже 7,5 (до 14.07.2008 – 7,25; до 10.06.2008 – 7; до 29.04.2008 – 6,75; до 4.02.2008 – 6,5) | |||
3 месяца | Не ниже 8,5 (до 15.10.2008 – 9,75; до 4.02.2008 – 9) | |||
Покупка государственных ценных бумаг и ОБР | – |
– | ||
Покупка иностранной валюты | – |
– | ||
Абсорбирование ликвидности | Депозитные аукционы | 4 недели | Устанавливаются по результатам аукциона | |
3 месяца | ||||
Облигации Банка России (ОБР) (включая аутрайные операции по продаже) | До 6 месяцев |
Устанавливается по результатам аукциона | ||
Продажа государственных ценных бумаг | – |
– | ||
Продажа иностранной валюты | – |
– | ||
Операции постоянного действия | Предоставление ликвидности | Кредиты | Внутридневные | 0 |
«Овернайт» | Фиксированная 11 (до 14.07.2008 – 10,75; до 10.06.2008 – 10,5; до 29.04.2008 – 10,25; до 4.02.2008 – 10) | |||
30 дней | Фиксированная 8 (с 20.1-.2008) | |||
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами | До 30 дней (с 20.10.2008 – до 90 дней) | Фиксированная 9 (до 15.10.2008 – 9,5; до 18.09.2008 – 10; до 14.07.2008 – 9,75; до 10.06.2008 – 9,5; до 29.04.2008 – 9,25) | ||
Кредиты под залог векселей, прав потребителей по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций | До 90 дней | Фиксированная 7,5 (до 18.09.2008 – 8; до 14.07.2008 – 7,75; до 10.06.2008 – 7,5; до 29.04.2008 – 7,25; до 4.02.2008 – 7) | ||
От 91 до 180 дней | Фиксированная 8,5 (до 18.09.2008 – 9; до 14.07.2008 – 8,75; до 10.06.2008 – 8,5; до 29.04.2008 – 8,25; до 4.02.2008 – 8) | |||
Ломбардные кредиты (по фиксированной процентной ставке) | 1 день | Фиксированная 8 (до 18.09.2008 – 9; до 14.07.2008 – 8,75; до 10.06.2008 – 8,5; до 29.04.2008 – 8,25; до 4.02.2008 – 8) | ||
7 дней | Устанавливается по средневзвешенной ставке ломбардного аукциона | |||
Прямое РЭПО (по фиксированной ставке) | От 1 до 7 дней | Фиксированная 8 (до 18.09.2008 – 9; до 14.07.2008 – 8,75; до 10.06.2008 – 8,5; до 29.04.2008 – 8,25; до 4.02.2008 – 8) | ||
1 неделя | Фиксированная 8(до 14.07.2008 – 7,75; до 10.06.2008 – 7,5; до 29.04.2008 – 7,25; до 4.02.2008 – 7) | |||
Валютный своп | «Овертнайт» | Фиксированная 10 (до 15.10.2008 – 9; до 14.07.2008 – 8,75; до 10.06.2008 – 8,5; до 29.04.2008 – 8,25; до 4.02.2008 – 8) | ||
Абсорбирование ликвидности | Депозитные операции | «Том-некст», «спот-некст», «до востребования» | Фиксированная 4,5 (до 15.10.2008 – 3,75; до 14.07.2008 – 3,5; до 10.06.2008 – 3,25; до 29.04.2008 – 3; до 4.02.2008 – 2,75) | |
1 неделя, «спот-неделя» | Фиксированная 4,75(до 15.10.2008 – 4,25; до 14.07.2008 – 4; до 10.06.2008 – 3,75; до 29.04.2008 – 3,5; до 4.02.2008 – 3,25) |
Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала России, как и других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.
Указанные
факторы определили необходимость
для Анка России повысить приоритет
выполнения цели по поддержанию финансовой
стабильности. Поэтому в сентябре
– октябре был реализован комплекс
мер денежно-кредитной
Банк России принял решение о временном снижении нормативов обязательных резервов: с 18.09.2008 они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств (с 8,5 до 4,5% – по обязательствам перед банками-нерезидентами, с 5,5 до 1,5% – по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ, с 6,0 до 2,0% – по иным обязательствам ), а с 15.10.2008 — установлены в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств с их последующим поэтапным повышением начиная с 1 февраля 2009 года до 1,5% начиная с
1 марта 2009 года – до 2,5%. При этом с 18 по 22 сентября и с 15 по 17 октября 2008 года было проведено внеочередное регулирование обязательных резервов, в рамках которого на корреспондентские счета кредитных организаций было перечислено 262 и около 100 млрд рублей соответственно. Одновременно с решением о снижении с 18.09.2008 норматив обязательных резервов было принято решение о повышении с 1 октября 2008 года Банком России коэффициента усреднения для расчёта усреднённой величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчётными небанковскими кредитными организациями и РЦ ОРЦБ, — с 0,55 до 0,6, а также о предоставлении временно права на усреднение обязательных резервов кредитным организациям независимо от классификационных групп, присвоенных им в результате оценки их экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.
Банк России с 18.09.2008 снизил на 1 процентный пункт процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности постоянного
действия — ломбардным кредитам и операциям прямого РЕПО по фиксированной ставке на срок 1 день, а также по операциям «валютный своп» (рублевая часть) на 1 день – до 8% годовых. Минимальная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была снижена с 8,0 до 7,5% годовых. Также были снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами (с 8-10 до 7,5-9,5% годовых соответственно).
По решению Совета директоров Банка России с 15.10.2008 снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным активами, предоставляемым на срок до 30 календарных дней включительно в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312-П, — до 9% годовых; по ломбардным кредитам, предоставляемым на срок 7 календарных дней в соответствии с Положением Банка России от 4.08.2003 №236-П, — до 8% годовых; минимальная процентная ставка по операциям прямого РЕПО на срок 90 дней, проводимым на аукционной основе, — до 8,5% годовых.
Одновременно
были приняты меры, направленные на
дестимулирование оттока капитала из
России: на 2 процентных пункта были повышены
процентные ставки по сделкам «валютный
своп» сроком на 1 день — до 10% годовых;
на 0,5 процентного пункта — по депозитным
операциям Банка России на стандартных
условиях «том-некст», «спот-некст», «до
востребования» (до 4,25% годовых), на стандартных
условиях «1 неделя», «спот-некст» (до 4,75%
годовых).
Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.
Они
считали, что реальный объем производства
определяется имеющимися у общества
основными факторами
MV = PQ,
где М - количество денег в обращении. V- скорость обращения денег, Р - уровень цены. Q - уровень реального объема производства.
В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.
Неоклассики доказывали, что пропорциональное
изменение номинального количества денег
вызовет лишь пропорциональное изменение
абсолютного уровня цен. Поэтому они делали
вывод о неэффективности денежной политики
и призывали правительство заботиться,
прежде всего, о сбалансированном государственном
бюджете, не допуская его дефицита.
Кейнс рассматривал влияние ставки процента на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежного рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается % ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения % ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги - один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности.
Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального выгоды и ставки %, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных затрат, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального профита: чем больше номинальный национальный профит, тем выше уровень издержек, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.
Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента - спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю прибыли направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят профит. Однако владение ими связано с риском, так как изменение ставки процента приведет к изменению курса ценных бумаг. Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален % ставке, то, когда она повышается, рыночная цена ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", ставка % в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с доходом и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой ставке % ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.
Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной % ставкой.
Предложение денег
в экономике определяется политикой
национального банка и
Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на ставку %, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость населения и обеспечивая экономический рост.
Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных затрат он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения. При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали денежно-кредитную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.
Поздние кейнсианцы считали также эффективной
и денежно-кредитную политику. Денежно-кредитная
политика необходима для того, чтобы удержать
ставку процента на низком уровне и поощрять
инвестиции: прирост предложения денег
будет противодействовать росту ставки
% и таким образом не допускать вытеснения
частного инвестирования, снижать эффект
"выталкивания" при увеличении государственных
издержек.
1.4.
Монетаристская количественная
теория денег
Монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, прибылей и трудоустроенности.
Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но, и прежде всего, в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.