Денежно-кредитная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК Денежно-кредитная политика 5.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

   В 2011 - 2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.

 В среднесрочной перспективе одной  из важнейших задач ЦБ РФ является создание условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию. Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков, а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.

 В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством. Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.

   С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других. При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

    В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. ЦБ РФ продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем ЦБ РФ не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований.  Дальнейшее развитие политики ЦБ РФ будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

 Принимая  решения о выборе инструментов денежно-кредитной  политики, ЦБ РФ будет должен исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики. В 2011 - 2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности. 
 
 
 
 
 

 Основными инструментами кредитно-денежной политики центрального банка являются: операции на открытом рынке, учетная политика, регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков и установление процентной ставки. Для достижения главной цели денежно-кредитной политики (контроля над денежной массой и уровнем ссудного процента для регулирования денежного предложения в стране) необходимо найти оптимальное сочетание этих инструментов и проанализировать все возможные последствия их использования.

 К основным проблемам денежно-кредитного регулирования  относятся: неэффективное использование конъюнктуры на мировых энерго-сырьевых рынках и беспрецедентный приток в страну иностранного капитала; регулирование Банком России развитие денежно-кредитной и валютной сфер с помощью экономических нормативов - ставки рефинансирования и ставки по привлекаемым средствам, нормативов обязательных резервов - имеет чрезвычайно формальный характер; преобладание в денежно-кредитной политике инструментов регулирования денежного и валютного рынков.

 Направления денежно-кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуют экономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация и предсказуемость курсовой политики, тенденция к снижению ставки рефинансирования), с другой - тормозят экономический рост и не способствуют перераспределению банковского капитала на нужды реального сектора и кредитование населения. Целью денежно-кредитной политики России в условиях не достижения Банком России главной задачи своей деятельности - стабильного экономического роста, основу которого составляет не конъюнктура мировых рынков, а конкурентность и привлекательность отечественной экономики, должно быть обеспечение целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.

     . 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1 

    Табл.1

    Процентные  ставки по операциям Банка России в 2010 году (% годовых)  

Вид инструмента  Назначение  Инструмент  Срок  До 24.02 Изменение ставки с:
24.02 29.03 30.04 1.06
Операции  на открытом рынке Предоставление  ликвидности  Ломбардные  аукционы (минимальные ставки) 14 дней  6,00 5,75 5,50 5,25 5,00
3 месяца  7,50 7,25 7,00 6,75 6,50
6 месяцев  8,00 7,75 7,50 7,25 7,00
12 месяцев  8,50 8,25 8,00 7,75 7,50
Прямое РЕПО на аукционной основе (биржевое и внебиржевое, минимальные ставки) 1 день  6,00 5,75 5,50 5,25 5,00
7 дней  6,00 5,75 5,50 5,25 5,00
90 дней  7,50 7,25 7,00 6,75 6,50
6 месяцев  8,00 7,75 7,50 7,25 7,00
12 месяцев 8,50 8,25 8,00 7,75 7,50
Кредиты без обеспечения (минимальные ставки) <4> 1 неделя  10,00 10,00 10,00 10,00 10,00
5 недель  10,25 10,25 10,25 10,25 10,25
3 месяца  10,50 10,50 10,50 10,50 10,50
6 месяцев 10,75 10,75 10,75 10,75 10,75
12 месяцев  11,25 11,25 11,25 11,25 11,25
Абсорбирование  ликвидности  Депозитные  аукционы (максимальные ставки) 4 недели  5,75 5,5 5,25 5,00 4,75
3 месяца  6,75 6,5 6,25 6,00 5,75
Операции  постоянного действия Предоставление  ликвидности Кредиты "овернайт" 1 день  8,75 8,50 8,25 8,00 7,75
Ломбардные  кредиты  1 день  7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
7 дней  7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
30 дней  7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
Прямое  РЕПО 1 день 7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
7 дней  7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
12 месяцев  8,50 8,25 8,00 7,75 7,50
"Валютный  своп" (рублевая часть)  1 день  8,75 8,50 8,25 8,00 7,75
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами До 90 дней 7,75 7,50 7,25 7,00 6,75
От 91 до 180 дней 8,25 8,00 7,75 7,50 7,25
От 181 до 365 дней 8,75 8,50 8,25 8,00 7,75
Абсорбирование  ликвидности  Депозитные  операции "Овернайт" - - 2,75 2,50 2,50
"Том-некст", "спот-некст", "до востребования" 3,50 3,25 3,00 2,75 2,50
"Одна  неделя", "спот-неделя" 4,00 3,75 3,50 3,25 2,75
Ставка  рефинансирования 8,75 8,50 8,25 8,00 7,75
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 

    Табл.2

    Прогноз показателей денежной программы  на 2011 – 2013гг (млрд. руб.)  

  1.01.2011 (оценка) 1.01.2012 1.01.2013 1.01.2014
I вариант  II вариант  III вариант  I вариант  II вариант  III вариант  I вариант  II вариант  III вариант
Денежная  база (узкое определение) 5922 6379 6838 7068 7050 7757 8224 7717 8641 9320
- наличные  деньги в обращении (вне Банка  России) 5789 6230 6679 6904 6880 7569 8025 7523 8424 9085
- обязательные  резервы  133 149 159 165 171 188 199 194 218 235
Чистые  международные резервы  14682 14433 16121 17377 13705 17165 19606 12317 17144 20597
- в  млрд. долларов США  486 478 534 576 454 569 650 408 568 682
Чистые  внутренние активы -8760 -8054 -9282 -10309 -6655 -9407 -11382 -4599 -8502 -11277
Чистый  кредит расширенному правительству  -4683 -3761 -4511 -5224 -2869 -4603 -6126 -1686 -4693 -6884
- чистый  кредит федеральному правительству  -3683 -2661 -3411 -4125 -1670 -3403 -4927 -386 -3393 -5584
- остатки  средств консолидированных бюджетов  субъектов Российской Федерации  и государственных внебюджетных  фондов на счетах в Банке  России  -1000 -1100 -1100 -1100 -1200 -1200 -1200 -1300 -1300 -1300
Чистый  кредит банкам -1400 -1616 -2158 -2359 -893 -2080 -2277 489 -734 -983
- валовой  кредит банкам  600 600 600 600 600 600 600 1600 600 600
- корреспондентские  счета кредитных организаций,  депозиты банков в Банке России  и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности -2000 -2216 -2758 -2959 -1493 -2680 -2877 -1111 -1334 -1583
Прочие  чистые неклассифицированные активы -2677 -2677 -2614 -2726 -2892 -2724 -2979 -3403 -3074 -3409

Информация о работе Денежно-кредитная политика в России