Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение теоретических и практических основ денежно-кредитной политики
Методы исследования: сравнения, аналитический, графический, экономико-математический
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и другие положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Работа содержит 1 файл

курсоваяпо макроэкономике.docx

— 280.30 Кб (Скачать)

 

Примечание  –[8,с.351]

Следовательно, выбор цели устойчивости белорусского рубля в качестве приоритетной обладает рядом достоинств:

во-первых, в условиях малой открытой экономики  стабильный  валютный курс

обеспечивает  наиболее благоприятные условия  для динамичного развития внешнеэкономических  связей, тем самым способствуя  интеграции экономики в 

систему глобальных экономических процессов;

во-вторых, динамика валютного курса в условиях нестабильной экономики является более  точным ориентиром и показателем  эффективности Национального банка  в сравнении с денежными агрегатами;

в-третьих, стабильность валютного курса является подтверждением  правильности денежно-кредитной  политики и залогом достижения других её целей.

Значит, обменный курс белорусского рубля по праву имеет ключевую позицию в реализации денежно-кредитной политики.

Так, можно заметить, что с января по октябрь 2011г. валютный курс белорусского рубля подвергался регулярным корректировкам со стороны Национального банка (табл. 2.1). Этого требовало, прежде всего, функционирование национальной экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса и изменчивость курсов ведущих мировых валют, усиление инфляционных и девальвационных ожиданий в начале 2011 года, связанных с недостаточным притоком иностранной валюты в страну, а также многолетним отрицательным сальдо торгового баланса(Приложение В, рис.В.1),которое с 2006 г. заметно стремится вниз, создавая при этом проблему роста внутреннего валового продукта.

  Таблица 2.1   –   Средний официальный курс белорусского рубля

   

по отношению к иностранным  валютам за 2011 год

 
         

рублей

       

Период

Средний официальный курс белорусского

 

рубля по отношению к:

 

российскому

доллару США

евро      

 

рублю

 

январь

99,97

3 010,84

4 020,71

 

февраль

102,84

3 015,19

4 113,44

 

январь – февраль

101,39

3 013,02

4 066,81

 

март

106,19

3 024,67

4 227,17

 

январь – март

102,97

3 016,90

4 119,57

 

апрель

108,44

3 048,27

4 398,77

 

январь – апрель

104,31

3 024,71

4 187,67

 

май

127,00

3 547,97

5 084,68

 

январь – май

108,50

3 122,79

4 353,42

 

июнь

177,86

4 976,21

7 158,97

 

апрель – июнь

134,80

3 775,52

5 430,19

 

январь – июнь

117,81

3 374,96

4 729,70

 

июль

178,01

4 970,37

7 102,69

 

январь – июль

124,97

3 566,86

5 012,57

 

август

174,82

5 016,35

7 193,26

 

январь – август

130,32

3 722,19

5 244,07

 

сентябрь

175,56

5 363,37

7 408,03

 

июль – сентябрь

176,12

5 113,74

7 233,53

 

январь – сентябрь

134,71

3 876,37

5 449,28

 

октябрь по 26 число

    202,59

        6391,62

                 8716,29

 

 Примечание –Источник:[16]

Для достижения поставленных целей определяемых денежно-кредитной  политикой Национальный банк использует имеющийся в его распоряжении инструментарий.

1)Регулирование официальных процентных ставок предполагает установление Национальным банком: базовой ставки рефинансирования и ставки по операциям на финансовом рынке. При этом номинальная величина базовой ставки рефинансирования устанавливается исходя из фактических и прогнозных темпов инфляции, ситуации на валютном и денежном рынках, необходимости её поддержания на уровне, способствующем  обеспечению большей доходности  по рублёвым активам по сравнению с валютными. Ставки по операциям на финансовом рынке устанавливаются на основе оперативного анализа ликвидности банковской системы и конъюнктуры финансового рынка.

Согласно  таблице 2.2 в течение 2010 года наблюдалось  снижение  ставки рефинансирования, что соответствовала прогнозным показателем, но уже с марта 2011г. происходит её увеличение, связанное  с необходимостью регулирования денежной массы (Приложение В, рис В.2)и ввиду усиления инфляционного давления.

Дата, начала действия

Размер базовой ставки рефинансирования (учётной ставки)

% годовых

14.10.2011

35

14.09.2011

30

01.09.2011

27

17.08.2011

22

13.07.2011

20

22.06.2011

18

01.06.2011

16

18.05.2011

14

20.04.2011

13

16.03.2011

12

15.09.2010

10,5

18.08.2010

11

14.07.2010

11,5

12.05.2010

12

19.04.2010

12,5

17.02.2010

13




Таблица 2.2 – Ставка рефинансирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание –Источник:[16]

2)Норматив обязательных резервов устанавливается на основе усреднённого формирования резервных требований, что позволяет на безэмиссионной основе использовать часть фонда обязательных резервов для регулирования текущей ликвидности, что способствует сглаживанию колебаний ликвидности коммерческих банков и процентных ставок межбанковского кредита.

В соответствие с таблицей 2.3 наблюдается увеличение величины обязательных резервов, в  частности с марта 2011,когда был  повышен процента норматива резервов на 3% и составил 9%.

Таблица 2.3 –Размер и структура фонда обязательных резервов (ФОР)

млн. рублей

       
           

Расчетный период

Период выполнения  
резервных требований

Резервные требования

фиксированная часть

усредняемая часть

дата начала

дата окончания

по расчету

средняя величина фактических  ежедневных остатков

Июнь 2010 г.

14.07.2010

17.08.2010

239 897,8

2159079,9

2 161 021,6

Июль 2010 г.

18.08.2010

14.09.2010

245 780,3

2 212 022,6

2 216 414,9

Август 2010 г.

15.09.2010

12.10.2010

250 589,6

2 255 306,1

2 258 181,9

Сентябрь 2010 г.

13.10.2010

16.11.2010

260 866,2

2 347 795,4

2 351 607,9

Октябрь 2010 г.

17.11.2010

14.12.2010

267 398,6

2 406 587,3

2 410 225,5

Ноябрь 2010 г.

15.12.2010

18.01.2011

282 683,4

2 544 150,2

2 547 089,3

Декабрь 2010 г.

19.01.2011

15.02.2011

303 889,9

2 735 009,2

2 737 852,7

Январь 2011 г.

16.02.2011

15.03.2011

311 680,9

2 805 128,1

2 808 654,0

Февраль 2011 г.

16.03.2011

12.04.2011

376 545,4

3 388 908,8

3 395 691,3

Март 2011 г.

13.04.2011

17.05.2011

391 702,0

3 525 303,8

3 530 775,2

Апрель 2011 г.

18.05.2011

14.06.2011

410 956,0

3 698 603,9

3 705 705,3

Май 2011 г.

15.06.2011

12.07.2011

425 209,1

3 826 881,7

3 830 412,6

Июнь 2011 г.

13.07.2011

16.08.2011

557 594,9

5 018 353,8

5 018 564,9

Июль 2011 г.

17.08.2011

13.09.2011

537 606,7

4 838 460,7

4 850 747,2

Август 2011 г.

14.09.2011

11.10.2011

549 876,2

4 930 978,7

– 


 Примечание –Источник:[16]

 

 

3)Операции на открытом рынке используются Национальным банком в двух вариантах: для поддержки ликвидности, изъятия ликвидности.

Так за январь-август 2011 одновременно с увеличением  ставки рефинансирования уровень ставок по постоянно доступным операциям  регулирования, формирующий верхнюю  границу колебаний процентных ставок на однодневном рынке, был увеличен на 16 процентных пунктов (по кредиту овернайт и сделкам СВОП овернайт – с 16 до 32%), а с 1 сентября – до 37%. Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности, формирующие нижнюю границу, возросли на 9 процентных пунктов (по депозитам овернайт с 7 до 16%), а с 1 сентября до 18%.

4) Кредиты банкам предоставляются как обеспеченные, так и без обеспечения в целях поддержания ликвидности. В каждом отдельном случае решение принимается Правлением Национального банка.

5)Интервенции на валютном рынке проводятся для поддержания курса белорусского рубля, обеспечения  эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы, управления золотовалютными резервами.

Всё сказанное позволяет сделать  вывод, что на данном этапе Национальный банк проводит относительно ограничительную политику, ввиду обесценивания белорусского рубля по отношению к корзине валют.

Между тем хотелось бы отметить положительную  динамику: рост внутреннего валового продукта – в сопоставимых ценах  за январь-август увеличился на 9,1% к  уровню января-августа 2010 (при прогнозе на год 9-10%); инвестиции в основной капитал увеличились на 18,9% (за тот же период 2010 на 6,7%); увеличились реальные денежные доходы на 10,2%, несмотря на падение покупательной способности денег; увеличились процентные ставки на депозитном рынке по доходности белорусского рубля под воздействием процентной политики Национального банка, благодаря чему увеличился приток депозитов населения.

Подводя итог, следует сказать, что  выполнение основных показателей на 2011 на данном этапе относительно  достигнуто. Но для дальнейшего повышения эффективности денежно-кредитной необходима в первую очередь «финансовая стабилизация», так как только при её наличии денежно-кредитная система имеет способность сохранять свойства при неблагоприятных внешних воздействиях и создаёт благоприятные условия для проведения монетарной политики, не провоцирующей рост цен, падение обменного курса национальной денежной единицы.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Денежно-кредитная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.

Конечные цели денежно-кредитной политики совпадают с целями общегосударственной политики.

Выбор промежуточных ориентиров и инструментов регулирования, как и их эффективность, зависят от типа проводимой политики и состояния экономики в целом.

Без верной денежно-кредитной  политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные банки.

Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности  денежно-кредитной политики Национального банка, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Алымов.Ю.  Эффективность  монетарной политики как условие  экономического роста/ Ю. Алымов//Банковский  ветник.–2010.–№  –С.5-9

2 Бобко А. Фискальная  и монетарная политики: необходимость  и предпосылки координации/А.Бобко//Банковский  вестник.–2009.–№–С.48-52

3 Головнин М.Ю. Теоретические основы  денежно-кредитной политики в условиях глобализации– М.: Институт экономики  РАН, 2008–48с.

4 Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс/учебное пособие/ кол.авторов; под ред.заслуж.  деят. науки РФ, д-ра экон.наук,проф. И.О.Лаврушина.–4-е изд., стер.–Москва: КНОРУС, 2010.– 320с.

5 Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. Г.Н.Белоглазовой.– Москва: Высшее образование,2009.– 392с.

6Комков В., Абакумова Ю. Трансформация механизма денежной трансмиссии в экономике Республики Беларусь/ В. Комков, Ю. Абакумова// Банковский вестник.–2011.–№16(525)–С.14-20

7Корчагин О. Особенности трансмиссионного механизма в Республике Беларусь/О.Корчагин//Банковский  вестник.–2006.–№26(355)–С.119-122

 8Крук Д.Э. Выбор инструментов монетарной политики в Беларуси в условиях инфляционного тартегирования/ Д.Э. Крук // Проблемы выбора эффективной денежно-кредитной политики в условиях переходной экономики: сборник докладов II Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2008 г. / Национальный банк Республики Беларусь, ред. кол. П.В. Каллаур [и др.]. – Минск, 2008. – С. 342-365.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность