Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:01, курсовая работа
Цель работы: изучение теоретических и практических основ денежно-кредитной политики
Методы исследования: сравнения, аналитический, графический, экономико-математический
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и другие положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
–системный (требует оптимального сочетания общенациональных и частных интересов во избежание их конфликта при реализации денежно-кредитной политики, в его основу выделяют системное единство направлений валютной и денежно-кредитной политик, что позволяет более точно прогнозировать (например, рост или сокращение денежной массы));
–многопараметрический (основывается на степени удовлетворения групповых и индивидуальных интересов) ;
–целевой (базируется на целенаправленности природы денежно-кредитной политики; эффективность определятся по параметру выполнимости, достижимости цели, даётся анализ причин отклонения).
В рамках указанных подходов и изучения экономической литературы можно выделить факторы и условия, которые прямо или косвенно влияют на эффективность денежно-кредитной политики Центрального банка;
–независимость Центрального банка;
–стабильность банковской системы;
–противоречивость целей;
– наличие внешнего лага;
–инфляционные ожидания;
–«паника вкладчиков»;
– многоэтапность передаточного (трансмиссионного) механизма;
– выбор инструментов регулирования;
– взаимодействие с другими политиками и др.
Независимость Центрального банка характерна более всего для стран с рыночной экономикой. Она предусматривает самостоятельное принятие решений без вмешательства правительства, является гарантией логичности монетарной политики, предсказуемости условий работы банковской системы. Центральный банк чётко придерживается установленного курса– как правило политики твёрдого курса, которая ограждает от принятия некомпетентных решений, снижает влияние политических бизнес циклов на динамику уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП [ ], и тем самым укрепляет доверие экономических агентов. Но важно отметить, что в странах с переходной экономикой возникает необходимость чёткоё координации между Правительством и денежными властями, так как в ином случае отсутствие несогласованности может привести к негативным последствиям в экономике.
Немаловажное значение имеет также и стабильность банковской системы. Являясь необходимой составляющей экономики и наиболее важным условием её развития, она обеспечивает непрерывность функционирования области производства и потребления. «Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регулирования» [ ,c.286]. Следовательно, чтобы защитить банковскую систему от экзогенных потрясений и разбалансированности, необходим высокий уровень капитализации.
Определённое воздействие
на эффективность денежно-
Наличие внешнего лага может вызвать проблему относительной непредсказуемости в долгосрочном периоде, так как существует промежуток времени между моментом возникновения определённой потребности в применении той или иной меры монетарной политики и её осознанием, а также – между осознанием и началом её реализации. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: цены растут на протяжении довольно долгого периода, а у Центрального банка может не быть достаточной информации, но затем происходит осознание ситуации в необходимости применение мер по стабилизации уровня цен и Центральный банк начинает их осуществлять. Но на это необходимо время и экономическая ситуация может изменится и неизвестно как поведут себя экономические субъекты.
Необходимость в оценке инфляционных ожиданий возникла ввиду их влияния на поведение экономических субъектов: «ожидания более высокой инфляции стимулируют рост цен со стороны спроса через снижение реальных процентных ставок, а также со стороны предложения через повышение номинальной заработной платы и, следовательно, издержек производства» [10, С 17]. Значит, если будет ожидаться увеличение инфляции, некоторые производители будут уже сейчас закладывать в цену возможные риски. Влияние инфляционных ожиданий тесно связано с проводимой монетарной политикой: определяет степень доверия органу денежно-кредитного регулирования; позволяет осуществлять конечную цель денежно-кредитной политики. Следовательно, возникает необходимость контроля инфляционных ожиданий, от степени достоверности которых и зависит реализация определённых целей.
Под «паникой вкладчиков» подразумевают явление, которое может произойти и в случае сбалансированности платёжного баланса, и при достаточном уровне ликвидности кредитных учреждений. В качестве причины возникновения выделяют чаще всего ассиметричную информацию. В периоды финансовой неопределённости вкладчики начинают изымать депозиты, тем самым сокращая ресурсную базу кредитных институтов и как следствие – повышается вероятность их банкротства. Негативным моментом данной ситуации является то, что вкладчики могут не различать степень платёжеспособности своих заёмщиков, что может привести к кризису всей кредитной системы, неустойчивость которой отрицательно сказывается на экономической активности государства при регулировании денежного оборота.
Определённое влияние на проведение денежно-кредитной политики оказывает также многоэтапность передаточного механизма. Структура данного механизма состоит из каналов, представляющих собой своеобразные цепочки макроэкономических переменных, посредством которых передаются изменения в денежно-кредитной политике, находящейся в зависимости от конкретных экономических условий, поведения экономических агентов, структуры финансовой системы страны и методов денежно-кредитного регулирования, связующим звеном между которыми выступает ставка процента. Следовательно, общий результат влияния изменений в предложении денег на уровень совокупного дохода зависит от того, насколько качественно сработает каждое звено трансмиссионного механизма. А именно – может произойти либо снижение результатов, либо их отсутствие. К примеру, даже незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке разрывают связь между колебаниями денежной массы и объёмом выпуска. Но особенно ненадёжной считается экономистами связь между процентной ставкой и инвестициями.
На эффективность проводимой денежно-кредитной политики оказывает также влияние выбор имеющихся инструментов регулирования. Например, при осуществлении операций на рынке, широкое использование которых может вызвать негативные моменты. В случае проведения жесткой денежно-кредитной политики Центральный банк для оперативного регулирование захочет осуществить продажу большого пакета ценных государственных бумаг, но при этом ему придётся для привлечения клиентов повысить процентную ставку. В свою очередь покупатели при повышении ставки процента будут требовать и повышение доходности ценных бумаг. Увеличенная ставка процента приведёт к росту дефицита государственного бюджета, сокращая при этом частное инвестирование, но способствуя привлечению иностранного капитала в страну, что впоследствии повысит курс национальной денежной единицы и отрицательно скажется на экспорте. Но если в стране существует ситуация ограниченных финансовых ресурсов, то тогда продажа пакета государственных бумаг может отвлечь капитал от реального сектора экономики.
Необходимо отметить, что на выбор инструментов регулирования оказывает также влияние экономическая ситуация в стране. Наиболее ощутима их действенность при чрезмерно оживлённой, перегруженной конъюнктуре. Особенно чувствительны к ним в данной ситуации мелкие и средние фирмы, зависящие, как правило, от внешнего финансирования. Повышение ставки процента на кредит в первую очередь бьёт по этим компаниям, так как у них самообеспеченность и прибыль меньше, чем у крупных фирм. Значительно сложнее обстоит дело во время спада, кризиса, депрессии. В данном случае необходим весь инструментарий регулирования, правильная оценка ситуации и перспектив её развития, возможного влияния мирохозяйственных изменений на экономику страны.
Между тем становится очевидной и наличие связи между денежно-кредитной и фискальной политикой; так как действия, принимаемые в любой из этих сфер, зависят друг от друга. Поэтому здесь важна их согласованность, отсутствие которой может послужить причиной финансовой нестабильности, привести к повышению процентной ставки, резкому росту инфляции, колебаниям обменного курса, снижению инвестиций, неблагоприятному воздействию на экономический рост. Если один из органов будет проводить слабую политику, то это может затруднить и эффективное проведение другой политики, выявить её нежизнеспособность. Денежно-кредитная политика может эффективно управлять ожиданиями экономических агентов, только в случае, если государственные финансы не дают возможности в появлении дестабилизирующих ожиданий; «стремление к стабильности цен может привести к увеличению процентной ставки или снижению международных резервов, если на внешнем рынке зададутся вопросом о неблагоприятном состоянии фискальной сферы государства»[ 2,с.49].
Не менее важными являются и выводы из модели Манделла-Флеминга для открытой малой экономики, соответственно с которыми эффективность и результаты денежно-кредитной и фискальной политик могут зависеть от выбраного валютного режима:
– в случае плавающего валютного курса стимулирующая денежно-кредитная политика приводит к росту дохода и снижению обменного курса, а стимулирующая фискальная политика – к увеличению дохода и росту обменного курса;
– при фиксированном валютном
курсе проведение самостоятельной
денежно-кредитной политики невозможно,
так как уровень денежного
предложения автоматически
Ввиду многообразия влияющих факторов на денежно-кредитную политику, можно сказать, что эффективность её зависит не только от того с помощь каких инструментов она воздействует на денежно-кредитную систему, но и от условий функционирования и состояния экономики в целом.
2. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
В соответствии со ст. 4 Банковского кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. Она имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора, который в свою очередь должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса.
Поэтому при разработке денежно-кредитной политики Республики Беларусь учитываются следующие принципы:
–чёткое определение, раскрытие конечных или промежуточных целей;
–обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики (ясность функций банка, доступность для общественности);
–самостоятельное определение Национальным банком механизма применения инструментов регулирования.
Правовой основой денежно-кредитной политики являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства. Данный законодательный документ определяет важнейшие параметры денежно-кредитной сферы, приоритеты, цели, инструменты реализации.
Прогнозирование и осуществление денежно-кредитной политики Республики Беларусь происходит в тесной взаимосвязи с макроэкономическим положением: прогнозом социально-экономического развития, бюджетно-налоговой (государственный бюджет на очередной год) и внешнеэкономической политикой (прогноз платёжного баланса): то есть обеспечивается их внутреннее и внешнее согласование (Приложение Б).
При этом разработка денежно-кредитной политики Национального банка опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны. Она включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период, разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений дальнейшего развития банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, совершенствование рынка ценных бумаг, валютной политики, направления международного сотрудничества.
В Республике Беларусь основные цели денежно-кредитной политики направлены на:
–выполнение показателей социально-экономического развития страны (рост реального валового внутреннего продукта, реальных располагаемых денежных доходов населения, объём привлечения инвестиций, индекс потребительских цен);
–повышения благосостояния населения ;
–развитие и укрепление банковской системы;
–повышение надёжности и безопасности функционирования платёжной системы.
При
выполнении данных задач
Рисунок 2.1 – Каналы трансмиссионного механизма в структурной модели белорусской экономики
Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность