Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:40, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов реализации денежно-кредитной политики, целей и инструментов ее проведения; выявлении особенностей функционирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Цель работы достигается с помощью решения следующих задач:
определение понятия и рассмотрение целей денежно-кредитного регулирования;
установление влияния вида денежно-кредитной политики в достижении экономических целей;
анализ механизма действия основных инструментов денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..5
Теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность и инструменты………………………………………………………………5
Важнейшие целевые ориентиры денежно-кредитной политики и ее виды………………………………………………………………………..7
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..……….… 12
Операции на открытом рынке…………………………………………..12
Изменение учетной ставки………………………………………………13
Изменение норм обязательных резервов……………………………….15
Ограничение кредитования и второстепенное селективное регулирование…………………………………………………………….16
СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….18
Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………….18
Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..26
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство продолжают реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних
и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных
инвестиций в экономику страны ( планировалось 3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года запланированы 6,1 – 7 млрд. долларов США.
Обменный курс белорусского рубля в настоящее время формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Национальный банк планировал проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.
Процентная политика в 2012 году направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике. С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года должна быть снижена до 20 – 23 процента годовых. Кредитная эмиссия Национального банка осуществляется исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. В экономической теории сложились два основных подхода к проведению денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский. Кейнсианский подход предполагает, что деньги действуют на развитие экономики через норму ссудного процента, а монетаристы считали, что принципиальной является взаимосвязь между изменение денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта. По поводу эффективности денежно-кредитной политики среди экономистов нет единого мнения. На эффективность денежно-кредитной политики оказывает влияние большое количество факторов, поэтому иногда точно определить ее последствия достаточно проблематично. Считается, что денежно-кредитная политика является эффективной только в краткосрочном периоде, т.е. она способна влиять на уровень дохода и занятости, а в долгосрочном периоде она может только привести к росту цен.
2. Денежно-кредитная политика – это мероприятия центрального банка, направленные на достижение экономических показателей, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение полной занятости, поддержание стабильного уровня цен, равновесие платежного баланса. Но достижение всех целей одновременно не представляется возможным, так как некоторые из них не согласуются друг с другом. Следовательно, перед центральным банком стоит задача выбора промежуточных целей, воздействуя на которые, он будет достигать конечные цели. К основным промежуточным целям относятся: денежная масса, ставка процента и обменный курс национальной валюты. Для достижения промежуточных целей центральный банк использует набор тактических целей, к которым относятся: денежная база, денежный агрегат, межбанковская ставка процента.
3. Центральный банк влияет на промежуточные цели денежно-кредитной политики при помощи инструментов денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на общие и селективные, прямые и косвенные. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов и ограничение кредитования. Операции на открытом рынке имеют определенные преимущества перед другими инструментами. Они заключаются в покупке-продаже центральным банком ценных бумаг, посредством чего центральный банк регулирует денежную базу. Регулируя учетную ставку, центральный банк изменяет возможность создания коммерческими банками новых денег. Изменения резервной нормы приводят к изменению денежного мультипликатора
4. Среди видов денежно-кредитной политики принято выделять политику «дорогих денег» и политику «дешевых денег». Политика «дорогих денег» проводится центральным банком для предотвращения инфляции. Ее целью является сокращение предложения денег. Политика «дешевых денег» проводится в период спада производства и ее целью является сокращение безработицы. В зависимости от выбора промежуточных целей выделяют жесткую, гибкую и эластичную денежно-кредитную политику. Гибкая денежно-кредитная политика предполагает поддержание процентной ставки на постоянном уровне. Жесткая денежно-кредитная политика предполагает фиксацию на определенном уровне денежной массы. Эластичная денежно-кредитная политика является промежуточным вариантом между жесткой и гибкой. Этот вариант денежно-кредитной политики наиболее часто используется на практике
5. Национальный банк не обеспечил в 2011 году должного выполнения основных направлений денежно-кредитной политики. Она была весьма слабой. При росте ВВП на 105,3%, допущен рост широкой денежной массы М3 в 2,2 раза, рублевой денежной массы М2 на 164%, в том числе наличных денег в обороте М0 на 149%, рост денежной базы в 1,8 раза. кредитной задолженности экономики банкам на 189 %. Однако должных мер реагирования со стороны денежных властей не последовало. Лишь после полной разбалансированности валютного и потребительского рынков основные инструменты денежно кредитной политики были задействованы. После девальвации белорусского рубля в 2,8 раза и индекса цен на потребительском рынке более чем в два раза, валютный курс стабилизирован, а темпы роста цен снижены. Однако кризис на потребительском рынке не преодолен до сих пор, так как уровень инфляции все еще далек от оптимального в 3%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Основные параметры денежно-кредитной политики на 2011 и 2012 годы
Таблица А.1 – Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2011 год
Примечание – Источник: [13].
Таблица А.2 – Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012 год
Прогноз на 1 января 2013 г.
Международные резервные активы Республики Беларусь
в соответствии с методологией Международного валютного
фонда, млрд. долларов США 6,1 – 7
Ставка рефинансирования на конец года, в процентах 20 – 23
Прирост требований банков к экономике, в процентах 17 – 23
Примечание – Источник: [14].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 – Индексы основных социальнльно-экономических показателей
2005 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Валовой внутренний продукт 2005=100 |
100 |
132,0 |
142,2 |
149,7 |
предыдущий год=100 |
109,4 |
100,2 |
107,7 |
105,3 |
Продукция промышленности 2005=100 |
100 |
130,2 |
145,5 |
158,7 |
предыдущий год=100 |
110,0 |
96,9 |
111,7 |
109,1 |
Инвестиции в основной капитал 2005=100 |
100 |
198,6 |
230,0 |
260,7 |
предыдущий год=100 |
120,0 |
104,7 |
115,8 |
111,1 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов 2005=100 |
100 |
150,9 |
175,1 |
144,9 |
предыдущий год=100 |
108,1 |
112,3 |
116,1 |
82,8 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 2005=100 |
100 |
121,2 |
124,2 |
132,4 |
предыдущий год=100 |
101,7 |
101,0 |
102,5 |
106,6 |
Индекс потребительских цен |
108,0 |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
111,0 |
111,3 |
118,9 |
249,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [23].
Приложение С
Таблица С.1 - Широкая денежная масса
млрд. рублей
Показатели |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
Процентное изменение |
1. Наличные деньги в обороте – М0 |
4 493,9 |
6 711,8 |
149,4 |
2. Переводные депозиты |
9 169,0 |
13 628,5 |
148,6 |
2.1. Физических лиц |
2 831,0 |
4 491,0 |
158,6 |
2.2. Юридических лиц |
6 338,1 |
9 137,5 |
144,2 |
Денежный агрегат – М1 |
13 662,9 |
20 340,3 |
148,9 |
3. Другие депозиты |
11 736,3 |
20 825,2 |
177,4 |
3.1. Физических лиц |
6 979,9 |
9 363,0 |
134,1 |
3.2. Юридических лиц |
4 756,4 |
11 462,2 |
241,0 |
Денежная масса в национальном определении – М2 |
25 399,3 |
41 165,5 |
162,1 |
4. Ценные бумаги, выпущенные
банками (вне банковского |
1 025,8 |
2 189,1 |
213,4 |
Рублевая денежная масса – М2 |
26 425,0 |
43 354,6 |
164,1 |
5. Депозиты в иностранной валюте |
22 121,3 |
63 753,1 |
288,2 |
6. Ценные бумаги, выпущенные
банками (вне банковского |
1 697,4 |
3 695,2 |
217,7 |
7. Депозиты в драгоценных металлах |
16,4 |
392,4 |
2392,7 |
Широкая денежная масса – М3 |
50 260,2 |
111 195,3 |
221,2 |
Примечание – Источник: [14]
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица Д.1 - Ставка рефинансирования
Ставка рефинансирования % | |
12.12.2011 |
45 |
11.11.2011 |
40 |
14.10.2011 |
35 |
14.09.2011 |
30 |
01.09.2011 |
27 |
17.08.2011 |
22 |
13.07.2011 |
20 |
22.06.2011 |
18 |
01.06.2011 |
16 |
18.05.2011 |
14 |
20.04.2011 |
13 |
16.03.2011 |
12 |
01.01.2011 |
10,5 |
Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и инструменты