Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:40, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов реализации денежно-кредитной политики, целей и инструментов ее проведения; выявлении особенностей функционирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Цель работы достигается с помощью решения следующих задач:
определение понятия и рассмотрение целей денежно-кредитного регулирования;
установление влияния вида денежно-кредитной политики в достижении экономических целей;
анализ механизма действия основных инструментов денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..5
Теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность и инструменты………………………………………………………………5
Важнейшие целевые ориентиры денежно-кредитной политики и ее виды………………………………………………………………………..7
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..……….… 12
Операции на открытом рынке…………………………………………..12
Изменение учетной ставки………………………………………………13
Изменение норм обязательных резервов……………………………….15
Ограничение кредитования и второстепенное селективное регулирование…………………………………………………………….16
СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….18
Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………….18
Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..26
Если ставится задача не допустить увеличения денежной массы, возможно использование самых разных средств для снижения желания брать потребительский кредит: повышение ставку процента по нему или предписание делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредит в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие.
В соответствии с Банковским Кодексом Республики Беларусь, утвержденным парламентом, денежно кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства [2, ст.4, ст.27, ст.37].
Основные направления денежно-кредитной политики содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:
Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики.
Основные направления взаимно увязываются с макроэкономической политикой: прогнозом социально-экономического развития на очередной период (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.
Процесс формирования денежно-кредитной политики Республики Беларусь состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики. На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. На третьем этапе устанавливаются операционные цели. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка. На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.
Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:
Рассмотрим основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011-2012 годах, их основные параметры приведены в приложении А.
Принятая денежно-кредитная политика направлена на формирование условий стабильного экономического развития, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения. Достижение должно происходить путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития на 2011 г. рост реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) планировался в пределах 109-110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – 108-109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116-117 процентов. Инфляция ожидалась не более 7,5-8,5%. Рост экспорта - на уровне 116-116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами - 8,9-9 процентов к ВВП. Прогнозировалось положительное сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США. прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) - в объеме 6,4 млрд. долларов США.
Приоритетной целью денежно-кредитной политики объявлено обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики [13,14].
Обменный курс белорусского рубля сохранил за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке должно было продолжаться снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования могла составить 8-10 процентов годовых (реальная ставка рефинансирования повышалась в течении года и к его концу составила 45%), процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11-13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9-11 процентов годовых.
Прирост рублевой денежной базы оценивался в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27-29 процентов, широкой денежной массы – 25-28 процентов. При этом рост депозитов физических лиц планировался 6,4-7,2 трлн. рублей, юридических лиц 3,8-4,4 трлн. рублей.
Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в 2011 году и задачах банковской системы страны по их реализации в 2012 году шел разговор 27 января на расширенном заседании Правления Национального банка [6]. Информация о выполнении основных параметров денежно-кредитной политики приведена в приложении Б (таблица Б.1).
2011год был сложным как для всей экономики, так и для банковского сектора. На протяжении ряда лет в республике активно стимулировался рост производства для решения первоочередных социально-экономических задач, но при этом не было принято достаточных мер для своевременной адаптации экономики к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Вышеприведенные основные показатели прогноза в своем большинстве были не обеспечены. Инфляция в целом за 2011 год составила огромную величину в 108,7%, произошло обесценение (девальвация) белорусского рубля к доллару США в 2,8 раза. Все это сталось следствием, среди других причин, невыполнением основных параметров монетарной политики. За 2011 г. был допущен рост широкой денежной массы М3 в 2,2 раза, рублевой денежной массы М2 на 164%, в том числе наличных денег в обороте М0 на 149%, рост денежной базы в 1,8 раза. Рост банковских кредитов на 189%. В этих условиях повышение в течение года ставки рефинансирования с 10,5% до 45% , а ставки нормы обязательных резервов лишь на один пункт, с 9% до 10% было очевидно недостаточным, свидетельствующим о слабости проведения монетарной политики.
Рисунок 2 – Динамика процентных ставок в Республике Беларусь
Примечание – Источник: [3, с. 21].
Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.
Во втором полугодии 2011 года возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться объем срочных вкладов в иностранной валюте. Постепенно стабилизировался валютный курс.
Вместе с тем, возобновление нормального функционирования внутреннего валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для самоуспокоения. Важно не просто выйти на единый курс. Важно обеспечить его относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, создаются все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Важнейшей задачей на ближайшую перспективу оставались сокращение внешней дебиторской задолженности реального сектора экономики.
Условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь решать проблемы инфляции. Цель – снизить прирост потребительских цен в 2012 году до 19 – 22 процентов. Успешность достижения заявленной цели во многом зависит как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.
Национальный банк в 2012 г. проводит более жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. Производится также и ряд других стерилизационных мероприятий, направленных на недопущение избыточного роста денег в экономике.
В 2012 году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжают реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны.
Особое внимание в 2012 году Национальный банк также уделяет:
Основным направлением денежно-кредитной политики в 2012 году является, как и в предыдущие годы, формирование условий для сбалансированного развития экономики. Цель денежно-кредитной политики – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством.
Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и инструменты