Денежно кредитная политика государства: теория и Российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. В связи с этим нам выбранная тема представляется чрезвычайно актуальной. В настоящее время невозможно представить себе экономиста, не разбирающегося в макроэкономических процессах.

Содержание

Введение
Глава 1. Денежно-кредитная политика: понятия, цели, инструменты
1.1. Понятие денежно-кредитной политики
1.2. Основные цели денежно-кредитной политики
1.2.1. Кейнсианская теория денег
1.2.2. Монетаристский подход
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики
1.3.1. Операции на открытом рынке

Глава 2. Денежно-кредитная политика Ц.Б. России, законодательно- конституционная часть
2.1. Денежно-кредитная политика государства и кредитная система
2.2. Конституционно-законодательная основа денежно кредитной политики Ц.Б. России
2.3. Ограничение кредитования, политика дешевых и дорогих денег

Глава 3. Современная денежно-кредитная политика в России и её эффективность
3.1. Современная денежно-кредитная политика в России
3.2. Долгосрочное кредитование предприятий, организаций на капитальные вложения
3.3. Долгосрочное кредитование населения на потребительские цели
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Дубль ДВА.docx

— 68.83 Кб (Скачать)

Также регулирование осуществляется посредством нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими  банками (резервные требования). По законодательству нормативы обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет  право списать в бесспорном порядке  с корреспондентского счёта кредитной  организации, открытого в Банке  России, сумму недовнесённых средств, а также взыскать с кредитной  организации в судебном порядке  штраф в размере, установленном  Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную  исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Также ЦБ России используется такой инструмент регулирования  денежно - кредитной сферы как  операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих ценных государственных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Кроме того, ЦБ РФ использует учётную ставку в качестве инструмента  регулирования денежно - кредитной  сферы. Таким образом, в ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно - кредитной  политики, а также конкурентного  развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и  роста информационной прозрачности заёмщиков, можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по - видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.

Таким образом, Банком России используются такие инструменты  как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учётная  ставка, регулирование валютного  курса, регулярный выпуск облигаций  Банка России, депозитные операции с кредитными организациями.

Необходимо отметить, что  в соответствии с Федеральным  законом «О Банке России» цели банка заключаются в следующем:

1.«защита и обеспечение  устойчивости рубля»;

2.«развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации»;

3.«обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  платёжной системы».

В обобщённом виде критические  оценки монетарной политики, проводимой ЦБ и Правительством России, сводятся к следующим положениям:

1. Основными факторами  формирования коньюктуры российского межбанковского кредитного рынка стали значительный приток экспортной валютной выручки на внутренний рынок и обусловленное им укрепление рубля. Но органы монетарного регулирования не использовали уникально благоприятную для России коньюктуру на мировых энерго - сырьевых рынках и беспрецедентый приток в страну иностранного капитала для форсирования инвестиций в развитие российской экономики. Вместо финансирования внутреннего инвестиционного спроса Банк России увеличил низкодоходные вложения в ценные бумаги США и других государств.

2. Регулирование Банком  России развитие денежно - кредитной  и валютной сфер с помощью  экономических нормативов - ставки  рефинансирования и ставки по  привлекаемым средствам, нормативов  обязательных резервов - имеет чрезвычайно  формальный характер.

3. Уровень валютного курса  (падение или укрепление) рубля,  отражая состояние национальной  экономики и коньюктуры мирового рынка, в денежной и бюджетной политике используется в качестве основного средства перераспределения доходов и регулирования финансовых и денежных пропорций. Но нельзя, управляя уровнем валютного курса рубля, влиять на перераспределение внутренних финансовых ресурсов, и тем более обеспечивать стабильность национальной денежной системы. При этом важно понимание того, что тенденции обесценения или укрепления курса рубля к доллару - не что иное, как ухудшение болезненного состояния экономики, признак её неразвитости. Преобладание в денежно - кредитной политике инструментов регулирования денежного и валютного рынков означает, что кредитная система страны не получает со стороны государства финансовой и денежно - кредитной политики должного импульса развития.

В отчётах ЦБ РФ и в  основных направлениях денежно - кредитной  политики, ежегодно рассматриваемых  при подготовке и утверждении  бюджетных законов, отсутствует  интегральная оценка эффективности  проводимой денежно - кредитной политики в России, и нет соответствующих  целевых приоритетов на среднесрочную перспективу. Направления денежно - кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуют экономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация и предсказуемость курсовой политики, тенденция к снижению ставки рефинансирования), с другой - тормозят экономический рост и не способствуют перераспределению банковского капитала на нужды реального сектора и кредитование населения. Этому препятствует политика «положительной» ставки рефинансирования, размещение до 85% валютных резервов за рубежом, целенаправленное ограничение ликвидности коммерческих банков, использование ресурсов ЦБ РФ в приоритетном погашении внешнего долга, неэффективность контроля за масштабным вывозом капитала за рубеж.

Неизменность ограничения  курса денежно - кредитной политики локальной целью - устойчивого снижения инфляции и поддерживания её на низком уровне в отсутствии глобальной цели структурно - отраслевых преобразований определила низкую эффективность инструментов денежно - кредитной политики в развитии экономики.

Издержки подобной политики высоки, и преодоление противоречий возможно двумя способами:

1. По средством значительного укрепления номинального курса рубля с соответствующим увеличением импорта. Подобную (например, 20%) ревальвацию можно проводить только как однократную и при принятии Банком России обязательства приобретать весь избыток иностранной валюты по установленному курсу (чтобы избежать паники и сброса населением запасов наличных долларов). В случае проведения постепенной ревальвации возникает опасность широкомасштабного притока из - за рубежа спекулятивного капитала с целью последующего вывоза иностранной валюты, приобретённой по более низкому курсу.

2. На основе некоторого  повышения темпов инфляции при  снижении ставки рефинансирования  и уменьшении масштабов стерилизации  упомянутых мероприятий. В подобном  случае произойдёт ускорение  роста эффективного рубля, однако  снижение процентных ставок и  медленная девальвация рубля  уменьшат и приток спекулятивного  капитала извне, и скорость  дедолларизации инвестиционных инструментов. Это путь является предпочтительным, так как он позволяет избежать накопления «инфляционного навеса», а главное - избыточного притока спекулятивного капитала.

Таким образом, целью денежно - кредитной политики России в условиях не достижения Банком России главной  задачи своей деятельности - стабильного  экономического роста, основу которого составляет не коньюктура мировых рынков, а конкурентность и привлекательность отечественной экономики, должно быть обеспечение целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны. На основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов

 

 

3.2. Долгосрочное  кредитование предприятий, организаций  на капитальные вложения

 
В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль 
долгосрочного кредита как источника денежных средств в формировании и 
совершенствовании основных фондов народного хозяйства. Он используется 
на капитальные вложения производственного и непроизводственного 
назначения. Перечень объектов долгосрочного кредитования очень 
разнообразный. Так, у предприятий и хозяйственных организаций, 
независимо от форм собственности, это затраты на техническое 
перевооружение, реконструкцию и расширение производства, на 
строительство объектов непроизводственного назначения и на приобретение 
оборудования, не входящего в сметы строек. Долгосрочный кредит 
используется также при строительстве новых предприятий и сооружений, 
имеющих важное народнохозяйственное значение. 
 
Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяйственным 
организациям на указанные выше цели на принципах возвратности, 
срочности, платности и обеспеченности. 
 
Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты, которые 
обеспечивают народнохозяйственную эффективность, решают экономические и 
социальные проблемы страны, расширяют экспортные возможности, 
увеличивают производство товаров народного потребления. 
 
Обязательными условиями долгосрочного кредитования являются: статус 
заемщика как юридического лица, экологическая безопасность объекта 
кредитования, обеспеченность своевременного и полного возврата кредита и 
уплаты процентов за пользование им, соблюдение норм продолжительности 
строительства. 
 
Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кредитным договором, 
которым предусматриваются размер разрешенного кредита, сроки и порядок 
его использования и возврата, процентные ставки за пользование кредитом, 
обязанности и имущественная ответственность сторон и формы обеспечения 
обязанностей. Оформление долгосрочного кредитования производится банком 
на основании предоставляемых заемщиком документов, перечень которых 
определяется кредитным договором. Кредитный договор действует в течение 
всего периода пользования кредитом. 
 
Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной стоимостью 
затрат по объекту (мероприятию), если кредит является единственным 
источником финансирования, либо как разность между стоимостью этих 
затрат и собственными средствами заемщика, направляемыми на эту цель. 
Возможность учреждения банка выдать кредит заемщику в требуемом им 
размере зависит от уровня этого учреждения (отделение, региональное 
управление и дирекция, банк) и предоставленного ему права выдавать 
кредит одному заемщику той или иной категории (предприятия, организации, 
кооперативы, малые предприятия), а также наличия кредитных ресурсов. 
 
Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспособным 
заемщикам, которые могут возвратить его в установленные сроки и уплатить 
проценты за пользование кредитом. Определение кредитоспособности 
предприятий и организаций является одной из важнейших сторон 
хозяйственной деятельности банков в условиях перехода к рынку. 
 
Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до заключения 
кредитного договора на основе анализа его финансового состояния и 
эффективности кредитуемого мероприятия. Базой для такого анализа служат 
бухгалтерские балансы, другие отчетные и плановые документы о 
финансово-хозяйственной деятельности, проектно-сметная документация, 
планы технического перевооружения производства, прогнозные и 
статистические материалы, характеризующие как современное экономическое 
состояние заемщика, так и перспективы его развития. 
 
Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют путем проведения 
инженерно-экономической экспертизы его проекта. При этом проверяются 
наличие и качество проектно-сметной документации и заключений 
экспертизы, соответствие проектных технико-экономических показателей 
прогрессивным, оценивается технико-экономический уровень проекта. 
Важными вопросами при проведении такой экспертизы являются: наличие 
сырьевой базы, конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, 
прогноз уровня цен на будущую продукцию. В процессе 
инженерно-экономической экспертизы необходимо изучить реальность 
намечаемых сроков строительства с учетом мощностей, нагрузки и 
материально-технического обеспечения, подрядных строительно-монтажных 
организаций, надежность поставщиков оборудования и других партнеров. 
 
В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты не 
регулируется нормативными актами. Плата за пользование долгосрочным 
кредитом определяется банками с учетом продолжительности срока 
кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного 
возврата кредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а 
также наличия кредитного риска. Устанавливаемые банками процентные 
ставки должны обеспечивать полное покрытие их расходов и получение 
прибыли от осуществления хозрасчетной деятельности. 
 
Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным 
договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения 
дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды. 
 
Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных, на стройку 
машин и оборудования, строительных конструкций, деталей, блоков и 
материалов, а также выполненных строительно-монтажных, проектных и 
других работ. Банки должны возмещать заемщику расходы по уплате пени 
поставщикам, за несвоевременные расчеты с ними, если это вызвано 
неполным и несвоевременным предоставлением кредита. 
 
 
Контроль над целевым использованием инвесторами государственного 
кредита, а также за своевременным его возвратом в государственный бюджет 
осуществляют финансирующие банки и Министерство финансов. 
 
Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производственной 
программы, но не может превышать 5 лет. 
 
Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает ее в 
министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой программе, 
составляет смету затрат и представляет обслуживающему его коммерческому 
банку заявку на долгосрочный кредит с обоснованием его потребности и 
эффективности намеченной программы. 
 
Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной заявки. При 
необходимости получения централизованных ресурсов Центрального банка 
коммерческие банки подают заявки областному управлению Центрального 
банка. 
 
Региональные управления Центрального банка анализируют заявки 
коммерческих банков и свои предложения относительно целесообразности 
кредитования целевых производственных программ и экономических 
возможностей этих банков направляют в управление кредитного 
регулирования Центрального банка. 
 
Целесообразность предоставления долгосрочного кредита коммерческим 
банком предварительно рассматривается в кредитном комитете и 
утверждается правлением Центрального банка. 
 
Центральный банк заключает с коммерческими банками, кредитующими целевые 
программы, договор, где определяет размеры платы за кредит и маржи. 
 
Центральный банк открывает коммерческому банку кредитную линию, что 
должно обеспечить оперативное целевое и эффективное использование 
централизованных ресурсов для кредитования производственных программ. 
 
Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только на цели, 
предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах средств, 
перечисленных им Центральным банком для целевого кредитования. 
 
Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммерческому банку о 
необходимой ему сумме кредита для оплаты расчетных документов по 
кредитуемому объекту. Только при соблюдении этого условия Центральный 
банк сможет своевременно предоставлять коммерческому банку средства в 
пределах открытой ему кредитной линии. 
 
 
Опыт свидетельствует, что долгосрочный кредит, предоставляемый на 
капитальные вложения, способствует сокращению сроков строительства, 
снижению его себестоимости и ускорению окупаемости затрат, если 
строительный объект своевременно обеспечен качественной проектно-сметной 
документацией, оборудованием, строительными материалами, конструкциями и 
деталями, а капитальные вложения и средства выделяются соответственно 
нормам продолжительности строительства. 
 

 

3.3. Долгосрочное  кредитование населения на потребительские  цели

Долгосрочные кредиты  населению на потребительские нужды  предоставляют 
в основном учреждения Сбербанка. Объектами кредитования являются затраты 
на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию 
индивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, 
дач, благоустройство садовых участков, строительство гаражей, на 
приобретение квартир в жилищном кооперативе, в личную собственность, на 
покупку у граждан индивидуальных жилых домов с надворными постройками, 
на хозяйственное обзаведение семейным студентам и другие цели. 
 
Кредиты выдаются на коммерческой основе при соблюдении принципов целевой 
направленности, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. 
Кредиты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию 
индивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, 
дач и других строений предоставляются в размере до 75% сметной стоимости 
строительства, ремонта или инвентарной стоимости строения в пределах 
размеров, устанавливаемых Сбербанком в зависимости от уровня цен и в 
пределах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а также 
приобретаемых в других банках. 
 
Кредиты населению выдаются на основании заключаемых между ссудозаемщиком 
и банком кредитных договоров по месту их постоянного жительства 
(прописки), за исключением кредитов на строительство и покупку 
индивидуальных жилых домов, на покупку квартир в жилищных кооперативах, 
которые выдаются по месту застройки или нахождения индивидуального дома 
или кооперативной квартиры, а также кредитов семейным студентам, которые 
предоставляются по месту нахождения вузов. 
 
Сроки представления документов, подтверждающих целевое использование 
средств по ссуде, определяется в кредитном договоре, в зависимости от 
объекта кредитования, и не позднее установленного срока освоения. При 
этом срок освоения кредитов, связанных со строительством, 
реконструкцией, капитальным ремонтом объектов, не должен превышать 2-х 
лет, а по ссудам, предоставляемым на приобретение домов и квартир - 2 
месяца. Кредитный договор оформляется на всю сумму кредита, заключается 
на срок пользования ссудой и подписывается руководителем банка и 
заемщиком. Долгосрочные кредиты могут выдаваться частями таким образом, 
чтобы расходы, сроки погашения, процентные ставки по частично выданным 
суммам соответствовали условиям кредитного договора. Каждая сумма 
кредита, получаемая заемщиком в рамках условий кредитного договора, 
оформляется срочным обязательством заемщика и подписывается заемщиком. 
 
Для получения кредита и оформления кредитного договора индивидуальные 
заемщики предоставляют банку следующие документы: 
 
- паспорт или другой заменяющий его документ; 
 
- справку с места работы ссудозаемщика и поручителя с указанием 
получаемого дохода (среднемесячного заработка) и размера производимых из 
него удержаний. Пенсионеры представляют банку удостоверение, сведения из 
которого проставляются в кредитном договоре заемщика; 
 
- документы, необходимые для определения платежеспособности клиента; 
 
- договор залога имущества или договор страхования; 
 
- поручительство одного или более трудоспособных граждан, имеющих 
постоянный источник дохода; 
 
- документ, подтверждающий право на соответствующие льготы. 
 
 
По ссудам на покупку у граждан жилых домов оформляется гарантийное 
письмо на имя продавца о перечислении на его вклад суммы получаемого 
покупателем кредита после оформления в установленном порядке договора 
купли-продажи дома.  
 
Кредитный работник проверяет правильность оформления договора залога 
имущества, поручительств граждан, а также других справок и документов, 
определяет платежеспособность заемщика, устанавливает суммы платежа 
основного долга по ссуде и составляет график платежей заемщика, 
производит расчет общей суммы процентов, подлежащих оплате за весь срок 
пользования кредитом, согласовывает с заемщиком способы, порядок 
погашения кредита и процентов по нему, оформляет совместно с заемщиком 
кредитный договор и срочное обязательство. На основании подписанного 
руководителем банка кредитного договора бухгалтерия оформляет 
индивидуальному заемщику лицевой счет.  
 
 
При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредитного договора 
кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательство по 
ссуде на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения в 
графики платежей.  
 
Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляются на 
беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка.  
 
Банк 
обязан в месячный срок оформить в установленном порядке исполнительную 
надпись на взыскание просроченной задолженности по ссуде и процентов с 
заемщика или с его поручителя. При неуплате заемщиком очередных 
платежей, включая проценты, свыше 6 месяцев, банк вправе обратиться с 
иском в суд о досрочном взыскании всей задолженности по ссуде, 
числящейся за заемщиком. 
 
За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, установленные 
на договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном 
договоре. Договорные процентные ставки применяются в ряде отдельных 
случаев, когда в соответствии с банковским законодательством Центральным 
банком и Советом Сбербанка вводятся особые условия кредитования по 
некоторым видам ссуд и категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет 
координацию уровня процентных ставок между учреждениями банка, 
находящимися на территории страны, путем установления минимальных и 
максимальных границ величины процента за соответствующие виды кредита и 
в зависимости от сроков выдачи ссуд заемщикам. Минимальная граница 
процентных ставок устанавливается в зависимости от стоимости кредитных 
ресурсов, затрат по их привлечению и расходов по совершенствованию 
кредитных операций и должна обеспечивать определенный уровень 
рентабельности кредитных операций учреждений банка. Максимальная граница 
устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения 
на отдельные виды потребительского кредита, может быть одинаковой для 
всех учреждений банка.

В процессе кредитования населения  банк осуществляет контроль за 
правильным и целевым использованием заемщиком ссуд путем проверки 
документов, предоставленных для оформления кредита, отчетов о 
расходовании средств и других документов, предусмотренных в кредитном 
договоре, а также путем проверок на местах. При нарушении сроков 
платежей по ссуде и возникновении просроченной задолженности, неосвоении 
кредита в установленный срок, нецелевом его использовании банк 
удерживает штраф в размере не ниже О,5% от суммы просроченного платежа 
за каждый день просрочки, что также предусматривается в договоре. 
 

                                                     Заключение

Под денежно-кредитной политикой  государства понимается совокупность экономических мер по регулированию  кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путём воздействия на уровень  и на динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

В современных условиях противостоят друг другу два теоретических  подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы и центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему инструментов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства. К этим инструментам относятся: политика обязательных резервов (проведение межбанковских расчетов), рефинансирование коммерческих банков (выдача кредитов коммерческим банкам), операции на открытом рынке (купля-продажа государственных бумаг). Денежно-кредитная политика осуществляется и через политику дешевых и дорогих денег. Задача первой - сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. Цель второй - ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Преимущества  кредитно-денежной политики состоят  в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем: избыточные резервы могут не использоваться банками для расширения предложения  денег; изменение денежного предложения  может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег. Денежно-кредитная политика должна проводиться вместе с бюджетной  и фискальной политикой.

Информация о работе Денежно кредитная политика государства: теория и Российская практика