Денежно кредитная политика государства: теория и Российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. В связи с этим нам выбранная тема представляется чрезвычайно актуальной. В настоящее время невозможно представить себе экономиста, не разбирающегося в макроэкономических процессах.

Содержание

Введение
Глава 1. Денежно-кредитная политика: понятия, цели, инструменты
1.1. Понятие денежно-кредитной политики
1.2. Основные цели денежно-кредитной политики
1.2.1. Кейнсианская теория денег
1.2.2. Монетаристский подход
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики
1.3.1. Операции на открытом рынке

Глава 2. Денежно-кредитная политика Ц.Б. России, законодательно- конституционная часть
2.1. Денежно-кредитная политика государства и кредитная система
2.2. Конституционно-законодательная основа денежно кредитной политики Ц.Б. России
2.3. Ограничение кредитования, политика дешевых и дорогих денег

Глава 3. Современная денежно-кредитная политика в России и её эффективность
3.1. Современная денежно-кредитная политика в России
3.2. Долгосрочное кредитование предприятий, организаций на капитальные вложения
3.3. Долгосрочное кредитование населения на потребительские цели
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Дубль ДВА.docx

— 68.83 Кб (Скачать)

 

1.3. Инструменты  денежно-кредитной политики

Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которой центральный  банк осуществляет  свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер. 
      Тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления денежно-кредитной политики являются: 

- операции на открытом  рынке, т.е. на рынке казначейских  ценных бумаг; 
 
- политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка; 
 
- изменение норматива обязательных резервов. 
 
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. 

 

1.3.1. Операции на  открытом рынке

Операции на открытом рынке  проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений. 
 
Схема проведения этих операций такова: 
 
- Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет. 
 
-  Предположим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных; средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, ', направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и  населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного  предложения. При этом процентная ставка падает.   

 

 

 

Глава 2. Денежно-кредитная  политика Ц.Б. России, законодательно-           конституционная часть

2.1. Денежно-кредитная  политика государства и кредитная  система

Прежде чем анализировать  приемы, с помощью которых осуществляется 
кредитно-денежная политика, важно четко понять ее цели и знать 
учреждения, ответственные за разработку и проведение в жизнь этой 
политики. 
 
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь 
экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося 
полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика 
состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации 
совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня 
цен. 
 
В России законодательно закреплена двухуровневая банковская система. 
Банком верхнего уровня является Центральный банк. О центральном банке 
говорят следующее: в важнейших областях экономики и политики ЦБ 
действует в соответствии со стратегией и интересами всего общества, а по 
тактическим вопросам экономического регулирования часто возникают 
разногласия с правительством. В западной литературе глубокое 
противоречие вокруг деятельности ЦБ получило название "магического 
четырехугольника", где в качестве углов выступают экономический рост, 
проблема занятости, стоимость денег и, наконец, сбалансированность 
платежного баланса страны. 
 
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление 
эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на 
второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще 
являются тем фундаментом, на котором движется вся оставшаяся денежная 
масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег 
должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. 
 
На втором уровне банковской системе России находятся коммерческие банки 
и некоторые другие кредитные учреждения. Комбанки многопрофильные 
кредитные учреждения, выполняющие операции в различных секторах 
денежно-финансового рынка. Они представляют собой основное звено всей 
кредитной системы. Основными функциями комбанков считаются: 
 
прием депозитов 
 
кредитование заемщиков 
 
осуществление расчетов. 
 
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на 
кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на 
расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного 
развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, 
сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, 
воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических 
задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у 
предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление 
коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, 
избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, 
как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного 
положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная 
политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности 
банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике 
"дорогих денег" (рестрикционной). 
 
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится 
смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях 
поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования 
капиталовложений в различные отрасли экономики страны. 
 
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как 
косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами 
воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк 
либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных 
учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. 
количественные ограничения кредита). 
 
 
     Теперь мне хотелось бы немного сказать о том, почему собственно 
предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике, и 
играет ли вообще. 
 
Широко используется так называемая формула ,или уравнение, обмена. 
Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, 
скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. Но это 
теория. А вот что показывает статистика: 
 
“ Уровень роста предложения денег и средний уровень цен практически 
линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех 
странах со всеми экономиками (по развитости). 
 
Уровень роста предложения денег и реального производства абсолютно не 
связаны между собой там, где прирост денежной массы более чем примерно 
18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы 
существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1 
 
Уровень инфляции и уровень роста реального продукта абсолютно не 
взаимосвязаны. 

 

 

2.2. Конституционно-законодательная  основа денежно кредитной политики  Ц.Б. России

В соответствии с нормами  статьи 75 Конституции Российской Федерации 
 
«…Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются… 
 
Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти…» 
 
 
Содержание этой статьи Конституции направлено на регулирование ряда важнейших вопросов денежно - финансовой системы в Российской Федерации. 
 
         В части первой данной статьи установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, право эмиссии которого, т.е. право выпуска денежных средств в обращение, принадлежит только Центральному банку Российской Федерации. 
 
         Это положение ст. 75 следует рассматривать в связи с п. "ж" ст. 71 Конституции, которым денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Как представляется, понятие денежной эмиссии включает не только выпуск денежных знаков, но и установление объема находящихся в обороте денег. 
 
         В части второй ст. 75 Конституции установлено, что основной функцией Центрального банка Российской Федерации являются защита и обеспечение устойчивости рубля, что достигается целой совокупностью мер. Среди них следует особо обратить внимание на то, что Центральному банку Российской Федерации принадлежит право регулировать объем находящейся в обращении в нашей стране денежной массы, что способствует поддержанию покупательной способности рубля. Регулирование достигается чаще всего установлением Центральным банком учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них минимума обязательных резервов.  
 
         Средством обеспечения курса рубля является также регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Для этого Центральный банк Российской Федерации использует в необходимых случаях свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах, а также обеспечивает так называемый "валютный коридор", т.е. гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю. Официальный курс иностранных валют, выраженный в рублях, еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации в печати и официальных изданиях. 
 
         Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных купюр, обладающих "средствами защиты", т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки фальшивомонетчиками. Средством защиты рубля является установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр. 
 
         Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - независимо от других органов государственной власти. Это означает, что оперативная деятельность Центрального банка Российской Федерации осуществляется им самостоятельно и вмешательство в нее других государственных органов недопустимо. 
 
         В целях гарантии независимости Центрального банка Российской Федерации Конституция установила весьма сложный порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка. В соответствии с п. "г" ст. 83 Конституции РФ  кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка в Государственную Думу представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой и вопрос об освобождении Председателя Центрального банка от должности.       ( См. приложение №1) 

 

 

2.3. Ограничение кредитования, политика дешевых и дорогих денег

Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать 
норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике 
центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов 
различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются 
неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной 
политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают 
влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру. 
Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты 
его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае 
использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется 
большая эффективность кредитных ограничений. 
 
Данный метод регулирования имеет ряд недостатков. Остановимся на 
наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования 
банковской системы в целом. Банковские учреждения должны выполнять 
предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная 
заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их 
превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается 
как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что 
контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В 
итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, 
поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на 
беспроцентном счете в эмиссионном институте. 
 
Итак, этот метод кредитного регулирования представляет собой 
количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от 
рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита 
является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также 
кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают 
в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую 
очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. 
Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. 
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания 
банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство 
способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных 
ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в 
некоторых странах вообще отменен. В настоящее время в развитых странах 
наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа 
денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием 
новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на 
денежном рынке, зависимостью центрального банка от правительства. 
 
 
 
Выше уже были упомянуты политика дорогих денег и политика дешевых денег. 
В этой главе я покажу, в чем она заключается и каков механизм 
реализации. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением 
цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для 
достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая 
заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен 
совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у 
коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной 
ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство, связанные 
с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся 
избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные 
резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим 
банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в 
стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную 
ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого 
национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу 
данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, 
чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда 
экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные 
процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы 
путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту 
проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это 
осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать 
государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать 
резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, 
что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. 
Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса 
коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством 
заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер 
называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки 
обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить 
предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком 
велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование 
резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить 
свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как 
старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, 
вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит 
инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель 
политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения 
доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить 
расходы и сдержать инфляционное давление. 
 

Глава 3. Современная  денежно-кредитная политика в России и её эффективность

3.1. Современная  денежно-кредитная политика в  России

Зависимость российской экономики  от внешнеэкономической коньюктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно - кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых  ЦБ РФ основных направлениях денежно - кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФ об экономической политике.

В целях повышения эффективности  денежно - кредитной политики Банк России продолжает работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые  в зависимости от ситуации в денежно - кредитной сфере будут активно  использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных  денежных средств.

В настоящее время действия Банка России направлены на дальнейшую унификацию различных схем и механизмов рефинансирования. Продолжается тенденция  к повышению доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путём расширения круга региональных контрагентов.

Для предоставления кредитным  организациям возможности эффективно управлять собственной ликвидностью ЦБ проводит политику рефинансирования путём:

1. Операции предоставления  ломбардных кредитов (краткосрочная  выдача кредитов под залог  вещей или ценных бумаг) Банка  России по фиксированной процентной  ставке на срок до 7 дней.

2. Предоставление кредитным  организациям возможности использования  системы электронных торгов, Московской  межбанковской валютной биржи  для получения ломбардных кредитов  Банка России.

3. Включения в Ломбардный  список высоколиквидных ценных  бумаг крупнейших российских  эмитентов, имеющих относительно  высокий рейтинг.

4. Активизации операции  по покупке ценных государственных  бумаг без обязательства обратного  выкупа.

Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка  России является одним из важных инструментов денежно - кредитной политики. В условиях меняющейся внешнеэкономической коньюктуры важной задачей процентной политики является сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, нормированным в национальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платёжном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.

Информация о работе Денежно кредитная политика государства: теория и Российская практика