Денежная система как часть экономической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы:
1. определить, что такое денежная система и рассмотреть её структуру, назвать основные черты денежной системы;
2. рассмотреть элементы денежной системы и по каким принципам строится современная денежная система, выделить основные тенденции развития современной системы;
3. рассмотреть структуру денежной массы, её показатели и основные элементы;
4. изучить и исследовать денежную систему на примере США, а также определить и рассмотреть более подробно такие подтемы моей курсовой работы как:
- денежная единица и денежное обращение;
- инфляция в послевоенный период;
- наличный и безналичный оборот;
- регулирование денежной системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......
1. Денежная система как часть экономической системы общества ……..
1.1 Структура денежной системы…………………………………………… 5
1.2 Элементы денежной системы…………………………………………… 10
2. Структура денежной массы и её показатели……………………………
2.1 Основные элементы денежной массы…………………………………... 15
3. Денежная система США………………………………………………….
3.1 Денежная единица и денежное обращение…………………………….. 17
3.2 Инфляция в послевоенный период……………………………………… 20
3.3 Наличный и безналичный оборот……………………………………….. 22
3.4 Регулирование денежной системы……………………………………… 25
Заключение………………………………………………………………… 26
Список используемых источников………………………………………. 28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 60 – х годов XIX века правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 года это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 по 1914 года, являлось обязательное обеспечение выпускавших банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 года каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США. Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины

 

18

портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.

В декабре 1913 года был  издан закон, по которому была создана  новая система эмиссионных банков – Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долларов. Банкноты федеральных резервных банков – федеральные резервные билеты – подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечивать не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% – векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков – членов». Все национальные банки обязаны вступить в члены ФРС, другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и членов, назначаемых президентом США.

Федеральный резервный  акт внес следующие изменения в денежную систему страны: он централизовал банкнотную эмиссию и существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

В период мирового экономического кризиса 1929 – 1933 годов особенностью денежной системы США стало длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что США вступили в Первую мировую войну лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению её прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

 

19

Однако и в США  золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929 – 1933 годов. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившем в силу 31.01.1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50% до 60%.

По тому же «акту о  золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых  запасов: весь золотой запас федеральных  резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене, а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене, был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долларов для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии, путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.

Закон о серебре 1934 года обязал казначейство закупать серебро  и выпускать взамен его серебряные сертификаты, ставшие одним из составных  элементов денежной массы. Закупки  серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 года был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 – 1942 года казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.

После Второй мировой  войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно  уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955 – 1972 года сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долларов.

20

3.2 Инфляция в послевоенный период

Особенностью военной  инфляции в США явилось то, что  она происходила в условиях заметного  роста объема промышленного производства, это в известной мере сдерживало инфляцию. Однако рост денежной массы значительно превосходил рост производства. Так, за 1940 – 1945 года количество наличных денег в обращении увеличилось в 3,7 раза, тогда как валовой национальный продукт увеличился только в 1,5 раза. Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружения и милитаризацией экономики. Масса наличных денег в обращении (включая банкноты, серебряные доллары, мелкие монеты и казначейские билеты) составляла в 1939 году 7,6 млрд. долларов, в 1965 году – 42,1 млрд. долларов и в июле 1972 года – 62,4 млрд. долларов. Итак, вслед за кратковременным сокращением денежной массы за первое пятилетие начиная с 1950 годов возобновился быстрый рост ее, причем в первой половине 1950 годов этому способствовала американская агрессия в Корее, а во второй половине 1960 годов – американская агрессия во Вьетнаме. Значительно выросла и сумма депозитов до востребования: с 108,5 млрд. долларов в конце 1947 года до 241,3 млрд. долларов в августе 1972 года.

Рост денежной массы  в США значительно опережал рост производства товарооборота и имеет инфляционный характер. С 1960 года по 1967 год наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969 – 1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать.

В результате инфляций и  давления монополий уровень цен  в США систематически рос, а покупательная  сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода с 1945 по 1972 гг. общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963 – 1972 гг. его рост составил 37%.

21

Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с  рядом других капиталистических  стран явилось то, что обесценение  доллара по отношению к товарам  длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном в 1934 г.

В результате ухудшения  валютно – финансового положения в конце 1971 г. на Вашингтонском совещании министров финансов 10 капиталистических стран США согласились осуществить девальвацию доллара.

Дальнейшее ухудшение  экономического положения США, в  частности большой пассив и давление на доллар, в феврале 1973 г. вынудили администрацию США произвести вторую девальвацию своей валюты.

В связи с переходом ведущих западных стран в начале 70 – х гг. к так называемым «плавающим» курсам фиксация официальной цены золота в долларах утратила свое реальное значение.

Говоря об инфляции в  США, необходимо отметить, что наиболее высокий ее темп наблюдался в период с конца 60 – х гг. до начала 80 – х гг. Это объяснялось рядом экономических и военно – политических причин. К ним, прежде всего, следует отнести обострение мирового валютно – финансового кризиса, стремление освободиться от доллара, крупный пассив платежного баланса, особенно с Японией, огромные военные расходы, связанные как с войной во Вьетнаме и новой программой военной модернизации, так и с энергетическим кризисом 1973 – 1975 гг., а также повышение цен рядом корпораций. В результате с 1964 по 1980 г. портфель гособлигаций у федеральных резервных банков возрос в три раза. К началу 80 – х гг. инфляция превратилась в главную экономическую проблему.

Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана  в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики.

 

22

3.3 Наличный  и безналичный оборот

В настоящее время  США располагают структурой денежного  обращения, которую определяют три  основных эмитента денег. Это министерство финансов (казначейство), ЦБ (ФРС) и коммерческие банки. Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долларов, серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля и меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично – денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

ФРС в лице федеральных  резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично – денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70% от денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.

Следует отметить, что  удельный вес наличных денег в XX в. снизился, особенно по сравнению  с XIX в. Однако в период войн и отдельных  конъюнктурных изменений он может  возрастать. Как правило, в период ведения войн США повышалась тезаврация наличных денег, то же происходило и в период обострения экономических ситуаций (кризисов, инфляции, валютно – финансовых потрясений). Кроме того, рост денежной наличной массы оказывает влияние на эволюцию структуры потребления населения США, которая связана с увеличением торговых автоматов и другой торгово – платежной инфраструктурой. Ускоренный рост денежной массы происходил в период с 1969 по 1980, что явилось одним из инфляционных

23

факторов. Определенное влияние на это оказало также  изменение скорости обращения денег. Ее увеличение было связано в основном с такими структурными факторами, как расширение безналичных расчетов, применение ЭВМ, новейших средств передачи информации, а также повышение нормы процента.

Важной основой безналичных  расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы. Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Официальная американская статистика такие счета трактует как «частные лица, товарищества и корпорации» (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% о – кредитно – финансовым институтам, 32,6% о – физическим лицам и около 6% – иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно – финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот.

Другими формами безналичных  расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование  ЭВМ посредством кредитных карточек, а также система предуведомленных платежей. Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские товары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные получили в США широкое развитие начиная с 60 – х гг. В сферу обращения кредитных карточек вовлечено большое количество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно – финансовых институтов, миллионы физических лиц.

 

24

Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений – заработная плата, пенсии, рентные платежи. Эта форма получила развитие в основном в 70 – х годах в связи с переходом банковских операций на электронную базу.

Большое влияние на технику платежно – расчетных отношений оказала научно – техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ. Впервые схему автоматизированной системы учета и расчетов на базе ЭВМ разработал в начале 50 – х гг. по заданию «Банк Америки», озабоченного ростом платежно – расчетных операций, Стенфордский исследовательский институт. В дальнейшем компьютеризация развивалась довольно быстрыми темпами. В США были созданы целые электронные комплексы для обработки чеков и других видов денежной и платежной документации.

Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создать несколько электронных расчетных центров – автоматических расчетных палат. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы, пенсий и других социальных выплат, оплаты счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов.

 

 

 

 

 

25

3.4 Регулирование денежной системы

Основную функцию  по регулированию денежной системы  выполняет центральный банк США (ФРС – федеральная  резервная  система) совместно с министерством финансов.

Главным направлением деятельности ФРС в этой области  является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно – налоговой политикой министерства финансов. С конца 70 – х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 60 – х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы.

Информация о работе Денежная система как часть экономической системы общества