Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:55, курсовая работа
Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.
- В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
- Описать особенности денежно-кредитной политики в России;
- Выявить перспективы и эффективность развития кредитно-денежной политики в России.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………………….......5
1.1 Сущность и методы денежно-кредитной политики в России……………….......5
1.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики………………………………...9
2. Особенности денежно-кредитной политики в России……………………………….13
2.1 Аналитический обзор денежно-кредитной сферы в России………………………13
2.2 Роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики..........16
2.3 Инструменты проведения денежно-кредитной политики в РФ……………......19
3. Перспективы и эффективность развития кредитно-денежной политики в России…………………………………………………………………………………24
3.1. Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России.......24
3.2. Эффективность кредитно-денежной политики…………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список источников и литературы……………………………………………………...30
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ
3.1.
Состояние и перспективы
Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:
- официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;
- соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;
- исключительным
правом эмиссии наличных денег,
- видами денег,
имеющими законную платежную
силу, являются банкноты и
- образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;
- на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление
признаков платежеспособности
- определение
порядка ведения кассовых
С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.
Для осуществления
эмиссионно-кассового
Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.
В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.
Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2006 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых – 54%, достоинством 100 рублей - 18,5%, 50 рублей – 4,5%, 5 и 10 рублей -1% .
ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.).
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования10.
Реформирование
банковского сектора будет
3.2. Эффективность кредитно-денежной политики
Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:
Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться.
Монетаризм, представители которого аргументировано, доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении – ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.
Однако следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:
1. Циклическая ассиметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки станут, вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.
Эта циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
2. Изменение скорости обращения денег. Во время инфляция, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет.
Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Главным направлением
деятельности центральных банков является
регулирование денежного
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.
Преимущества
кредитно-денежной политики состоят
в ее гибкости и политической приемлемости.
Руководящие кредитно-денежные учреждения
сталкиваются с дилеммой — они
могут стабилизировать
Что нужно, для
того чтобы лучше вписаться в
международную систему
Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.
Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.
В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2006 года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. Результат за тот же период, рассчитанный по международным стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн., что по существу является правильным. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе бухгалтерского учета. Такое положение делает невозможным объективный анализ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учеб. пособ. Для студентов вузов – М.: ЮНИТИ, 2006. – 303 с.
2. Бюджетная система РФ. Учеб. пособие -М.Дашков и ко..Александров.2007.
3. Бюджетная система РФ. Учеб. Пособие –ЮНИТИ..Г .Б.Поляка 2008.
4. Волгина Н.А. Международная экономика: учеб. Пособ. – М.: ЭКСМО, 2006. – 736 с.
5. Глазьев С. Ю. Какая модернизация нужна России // Экономист. 2010. – №8 – с 3–17
6. Глазьев С.Ю. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2009. – №1 – с. –14
7. Деньги. Кредит. Банки: учеб. для студентов вузов/под ред. Е.В. Жукова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 783 с.
8. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию// Вопросы экономики. 2009. – №1 – с. 9–28
9. Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. 2010. – №9 – С. 3–13
10. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. 2009. – №6 – с. 3–14
11. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособ./под ред. Н.Г. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 359 с.
12. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.В. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 2006. – 495 с.
13. Российский татистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. – М., 2009. – 795 с.