Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:55, реферат
Ограниченный взгляд на социальную политику как систему мер помощи социально
слабым группам сложился еще в Советском Союзе. Доминирует такой подход и в
современной России. Однако не случайно еще в 80-е годы подобное восприятие
социальной политики вызвало справедливое оппонирование со стороны весьма компе-
тентных авторов. С.С. Шаталин с коллегами подчеркивали, что социальная политика
охватывает весь комплекс потребностей и интересов человека.
вывался только на региональном или муниципальном уровне.
И, наконец, модель социальной политики, которую одно время провозглашал, в
частности. Б. Немцов, и которая в общественном сознании в России получила попу-
лярность с конца 80-х годов. Эту политику можно охарактеризовать следующим обра-
зом: "Создать Россию без бедных и без сверхбогатых".
Оценка экспертами и рядовыми россиянами
проводимой социальной политики
Одна из наших гипотез первоначально состояла в том, что правительство, регио-
нальные власти и политические силы не имеют концепции социальной политики, и ни
одна из ведущих политических партий не способна взять на себя роль лидера в ее
создании. Опрос же акторов социальной политики, проведенный в Москве, Санкт-
Петербурге и Воронеже, перевел наши размышления в иную плоскость и показал, что
дело не только, и даже не столько в отсутствии концепции. Да, действительно,
большинство считало, что социальная политика в постсоветской России не сформиро-
вана, а три четверти опрошенных полагали, что страна не является социальным
государством.
Однако главным оказалось следующее: на вопрос, какова же реальная сущность
политики, проводимой при их участии (вне зависимости от степени ее осознанности или
стихийности), каковы ее задачи - почти 40% респондентов основной целью назвали
обеспечение социальной стабильности, и еще 28% - обеспечение интересов элиты.
Принимая во внимание, что для современной политической элиты России социальная
политика нужна лишь постольку, поскольку граждане не будут мешать реализации ее
собственных планов и интересов - это опять же обеспечение социальной стабильности
в обществе, и не более. Таким образом, для двух третей экспертов главной целью
социальной политики следует считать именно обеспечение стабильности в обществе в
конечном счете в интересах правящей элиты.
Среди групп, в наибольшей степени связанных с практикой реализации социальной
политики (чиновники среднего уровня и профсоюзные лидеры), такую позицию разде-
ляли около 90% респондентов, акцентируя при этом обеспечение социальной стабиль-
ности (около 70% опрошенных представителей этих групп). Группы экспертов, ближе
знакомых с реальным механизмом власти, в частности, механизмом принятия решений
по социальным вопросам (политики и хозяйственники), также в подавляющем боль-
шинстве (более 80%) усматривали основные цели социальной политики в социальной
стабильности, но основной акцент делали на защите интересов элит (более 50%). Что
же касается таких возможных целей социальной политики как помощь наиболее
обездоленным слоям населения, поддержка экономически активного населения, сохра-
нение и развитие человеческого потенциала страны, то они были сколько-нибудь за-
метно представлены только у чиновников высшего уровня. Треть этих акторов
усматривала главную задачу социальной политики в адресной социальной помощи, и
еще около 10% - в поддержке экономически активного населения.
Итак, основной целью осуществлявшейся в России в последние годы социальной
политики являлось, по мнению практически всех, кто связан с ее реализацией, обеспе-
чение стабильности в обществе в интересах элиты, а отнюдь не адресная помощь
наиболее обездоленным. Запомним этот основной вывод и продолжим анализ.
Что же может в наибольшей степени нарушить стабильность в обществе, которую
хотела бы сохранить российская элита? Очевидно, это не столько дальнейшее обед-
нение социально незащищенных слоев населения, сколько лишение привычных благ
основной массы россиян. Дело в том, что до сих пор, судя и по статистическим данным
и по данным социологических исследований, в наибольшей степени от реформ постра-
дали пенсионеры. Но социально слабые слои, куда наряду с пожилыми людьми входят
матери-одиночки, инвалиды и т.п., в гораздо меньшей степени способны к активному
социальному протесту, чем остальное население. Реального сопротивления, способного
принять опасные формы, от
этого контингента россиян
Очевидно, именно этим и объясняется то спокойствие, с которым социальные пробле-
мы воспринимались опрошенными экспертами, их отношение к своим подопечным в
лучшем случае с позиций "сердобольной тетушки".
Совсем иная ситуация с остальным, относительно более благополучным, населени-
ем. "Табачные бунты" в Москве в 1991 г., перекрытие железных и автодорог в 1998 г.
в различных регионах России, массовые выступления в Москве и Петербурге против
попытки введения повременной оплаты телефонных разговоров, наконец, обвальный
рост неплатежей за коммунальные услуги по мере их роста показали, что россияне в
принципе способны к активному социальному протесту, но лишь тогда, когда затро-
нуты наиболее существенные, с их точки зрения, права и льготы. Причем протест
этот выражается обычно в двух основных формах - массового саботажа или стихий-
ного, точнее, внеинституционального, бунта. И та, и другая формы в условиях кри-
зисной экономики и социальной напряженности представляют для правящих элит
весьма серьезную опасность.
Учитывая возможность активного социального протеста рядовых россиян, как же
следует определить те ключевые принципы социальной политики государства, кото-
рые, в значительной степени интуитивно, вынуждена принимать во внимание сегод-
няшняя политическая элита России?
Прежде всего, судя по всероссийским опросам, проводимым с 1992 г. Российским
независимым институтом социальных и национальных проблем, до последнего времени
доминировало представление о том, что государство обязано заботиться обо всех
малоимущих, а не только о тех, кто по объективным причинам не в состоянии себя
обеспечить (пенсионеры, инвалиды и т.д.). Правда, число приверженцев этой позиции
постепенно сокращается, но их по-прежнему остается больше, чем сторонников
адресной социальной помощи.
Такое понимание функций
государства связано с
особенно работников госсектора и представителей социально уязвимых групп, что их
материальное положение и решение проблем занятости зависит только или прежде
всего от государства. Это не значит, что люди не готовы самостоятельно искать воз-
можность зарабатывать. Дело в том, что большинству представителей социально сла-
бых групп (матерей-одиночек, многодетных матерей, инвалидов, пожилых людей с
плохим здоровьем и т.п.) и многим жителям депрессивных регионов невозможно
самостоятельно улучшить свое положение. Оказавшись в условиях кризисной заня-
тости, они не могут найти работу при нынешнем состоянии рынка труда в России.
В представлениях опрошенных рядовых россиян о том, как должна строиться
политика занятости, следует выделить следующие моменты. Во-первых, с их точки
зрения, безработными следует считать тех, кто не может найти никакой работы. Во-
вторых, при трудоустройстве не должны приниматься во внимание пол работника и его
возраст. Зато должно учитываться состояние здоровья - большинство опрошенных на
обоих этапах исследования сочло, что в условиях нехватки рабочих мест инвалиды
должны жить на пособие, а работать - в первую очередь трудоспособные граждане.
В-третьих, три четверти респондентов были убеждены, что пособие в случае утраты
работы должны получать все работники, независимо от величины дохода других
членов семьи.
Как видим, представления
большинства населения о
нужна сегодня в России, являются достаточно противоречивым конгломератом урав-
нительных представлений, унаследованных от прошлого, и тех корректив, которые в
них пришлось внести под влиянием сегодняшних реалий.
Таким образом, как на уровне акторов социальной политики, так и в сознании
рядовых россиян столкнулось сегодня две модели социальной политики. Одна из них,
внешне напоминающая концепцию государства всеобщего благосостояния, но, по сути,
отражающая интересы сохранения власти правящей элитой и попытки поддержания
привычных стандартов жизни у основной массы населения России 3, строится на идее
универсализма социальной поддержки. Она обеспечивает консенсус населения и основ-
ной массы элитных слоев, впрочем, весьма неустойчивый в современных условиях.
Вторая, идущая скорее от рационально-идеалистических, гуманистических соображе-
ний о том, что помогать надо самым бедным, разделяется и частью "верхушки" поли-
тической элиты и (судя по данным исследований РНИСиНП) частью наиболее
благополучных и относительно немногочисленных слоев населения.
А это значит, что до возникновения в России "сильного государства", которое
позволит власти не считаться с позицией большинства населения, главной проблемой
социальной политики по-прежнему будет сохранение видимости патерналистского
государства с одновременным игнорированием положения наиболее социально слабых
групп. Это, опять-таки по-прежнему,
будет создавать иллюзию
социальной политики.
Понимая реальные причины этой псевдонеэффективности, неудивительно, что они
видятся акторам и объектам социальной политики качественно различными. Для
первых главной причиной
неэффективности выступает
ватность распределения компетенций между федеральными и местными органами
власти. Для вторых, судя по ответам, главная причина в том, что "даже в правитель-
стве не знают, как сегодня должна строиться социальная политика и на что, в первую
очередь нужны деньги". Очевидно, так на данном уровне проявляется противоречие
между официально декларируемыми целями социальной политики и реальным меха-
низмом ее проведения. Такова единственно доступная реакция людей на вопиющую
нерациональность многих действий, предпринимаемых в рамках социальной политики,
с точки зрения провозглашаемых целей.
И действительно, трудно рационально объяснить систему, при которой нет денег на
выплату пособий по безработице или на кредиты безработным для открытия соб-
ственного дела, в то время как достает ресурсов для сохранения и создания рабочих
мест на крупных и средних предприятиях, т.е. фактически для поддержки хозяйст-
венных элит. При этом сами опрошенные такой путь борьбы с безработицей считают
малоэффективным. Более популярны у них идеи предоставления льгот частному
бизнесу, льготных кредитов безработным для создания собственного дела и совер-
шенствования системы переобучения. Отметим, что среди опрошенных предста-
вителей "критических групп" на рынке труда около трети пытались завести свой
бизнес, и примерно у 10% опрошенных эти попытки были успешными. При этом ни
один человек в нашей выборке кредита на создание своего бизнеса не получил. Это
подтверждают и данные мониторинговых обследований малых предпринимателей,
проводившихся РНИСиНП; около 10% всех обследованных занялись бизнесом, чтобы
избежать безработицы, и практически никто из них не получил кредит от службы
занятости для открытия бизнеса.
Среди других причин неэффективности социальной политики на втором месте (51%)
шла позиция: "чиновники разворовывают значительную часть выделяемых на соци-
альную политику средств, и они практически не доходят до населения", далее с боль-
шим отрывом следовали: "на социальную политику выделяется слишком мало средств"
(36%) и "для эффективной работы всех государственных служб, связанных с проб-
лемами социальной политики, не хватает квалифицированных специалистов" (20%).
Добавим, что и при анализе ответов экспертов - акторов социальной политики, и
при рассмотрении мнений объектов этой политики не удалось обнаружить значимые
различия в позициях сторонников различных политических партий и движений. У
экспертов прослеживалась связь представлений о существующей и необходимой мо-
дели социальной политики скорее с их социально-профессиональным статусом, чем с
политическими взглядами.
Информация о работе Действующая модель социальной политики в России