Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:02, курсовая работа
Одним из важнейших экономических показателей любой страны является состояние государственных финансов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. В настоящее время для большинства развитых стран стало характерно превышение расходов над доходами государственного фонда – бюджетный дефицит.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………...5
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….5
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………8
1.3. Государственный долг и его определение……………………………..12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..….16
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………16
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..24
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..……………………..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………………….…….38
Приложения…………………………………………………………………..41
На 2012 год государственный бюджет
утвержден по расходам в сумме
92 771 972 225 тыс. рублей, исходя из
прогнозируемого объема
Если отследить планируемые
Таблица 2.1 - Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2006-2011 гг., млрд. руб.
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доходы бюджета |
25508,1 |
30611,1 |
38152,2 |
54899,3 |
35522,4 |
33611,4 |
Расходы бюджета |
26638,1 |
32011,1 |
40342,2 |
57699,3 |
38222,4 |
39611,4 |
Дефицит |
1130,0 |
1400,0 |
2190,0 |
2800,0 |
2700,0 |
6000,0 |
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
На 2011 год были запланированы
снижение доходов (на 1911 млрд. рублей
по сравнению с 2010 годом) и
рост бюджетных расходов (на 1389 млрд.
рублей по сравнению с 2010 годом).
В результате, запланировано и
значительное увеличение
Еще в начале 90-х годов Республика
Беларусь столкнулась с
В экономической литературе
После распада СССР Беларуси
досталась практически
В 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной. Сальдо бюджета независимой республики, согласно официальной отчетности Министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита этого года составил 1,7% ВВП. В основном это объясняется тем, что государственный бюджет на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит бюджета проявился уже в 1992 году в размере 1,9 % ВВП, и с тех пор некоторое время являлся хроническим для республики. [6, с. 7-8]
За годы независимости в Республике Беларусь была проведена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классификацию. Не смотря на ежегодно планируемые размеры бюджета и бюджетного дефицита, в связи с возникающими изменениями в течение финансового года, а также с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики с 2009 года, наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми. Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы, млрд. руб. |
38391,0 |
48049,0 |
65663,4 |
62807,6 |
48754,2 |
Расходы, млрд. руб. |
37256,2 |
47626,8 |
63811,3 |
63766,0 |
52979,8 |
Дефицит/профицит, млрд. руб. |
1135,0 |
422,1 |
1852,0 |
-958,3 |
-4225,6 |
в % к ВВП |
0,7 % |
2,4 % |
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
На основании таблиц 2.1 и 2.2 можно
видеть, что, не смотря на то,
что хотя и планировался
Поскольку государственный
Динамика структуры доходов
Из таблицы видно, что основную долю доходов занимают налоговые. До 2009 года наблюдается их рост. Основными доходными источниками консолидированного бюджета являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.
Удельный вес неналоговых
Взносы на государственное
Как указывалось выше, с 1 января
2010 года Фонд социальной защиты
населения Министерства труда
и социальной защиты
Таблица 2.3 -
Динамика структуры доходов
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
1. Налоговые доходы – всего |
88,4 |
92 |
в том числе: |
||
|
20,6 |
24,2 |
В том числе - подоходный налог |
9,2 |
11,0 |
|
3,5 |
3,8 |
|
42,6 |
47,1 |
в том числе - НДС |
25,6 |
33,3 |
- акцизы |
7,8 |
8,9 |
|
17,1 |
11,8 |
2. Неналоговые доходы |
11,4 |
7,8 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Примечание – Источник: [23]
Из таблицы видно, что
Доля НДС, налога на прибыль,
акцизов, налоговых доходов от
внешнеэкономической
Поступление доходов в течение года (Рис. 2.1) имеет неравномерный характер. [23, с.1, рис. 1]
Рисунок 2.1 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Примечание – Источник: [23]
Из графика видно, что
Расходы консолидированного
Основную долю расходов
Рисунок 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.
Примечание – Источник: [23]
Как видно из Приложения Б в 2006-2009 годах основную долю расходов занимает социальная политика. С каждым годом можно наблюдать увеличение размеров средств, направляемых на ее реализацию. При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились. [22, с.9]
Если отследить динамику
По экономической
На основании проведенного
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.
При этом налоговые
Основными задачами в области
политики расходов бюджета
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей
Управление внешним
Внешним государственным