D=G – T
(1.1)
где D – бюджетный
дефицит,
G – государственные
расходы,
Т - налоги и
прочие сборы.
Уровень бюджетного дефицита
является одним из важнейших
индикаторов состояния экономической
конъюнктуры. По формуле (1.2) дефицит
бюджета равен сумме совокупных
государственных расходов за
вычетом налоговых поступлений
в бюджет:
D=( G + N + F ) –
T
(1.2)
где D – бюджетный
дефицит,
G – сумма закупок
товаров и услуг,
N – выплата
процентов по государственному долгу,
F – общий объем
социальных выплат,
Т – налоги.
Определение бюджетного дефицита
может быть также следующим:
бюджетный дефицит представляет
собой систему экономических
отношений по поводу привлечения
дополнительных доходов сверх
имеющихся у государства, и
их использование на финансирование
расходов, не обеспеченных собственными
доходами. [5, с. 243]
Дефицит = (Заимствование – Погашение
долга) + Уменьшение остатков ликвидных
финансовых средств. [25, с. 10]
Бюджетный дефицит отражает также
определенные изменения в процессе
воспроизводства, фиксирует результат
этих изменений. В соответствии
с этим можно также встретить
следующее определение дефицита
бюджета – категория денежного
хозяйства, которая выражает объективные
экономические отношения, возникающие
между участниками воспроизводственного
процесса при использовании государством
денежных средств сверх имеющихся бюджетных
доходов. [24, с. 203]
Из этого следует, что одна из причин возникновения
бюджетного дефицита кроется в отставании
темпов роста бюджетных доходов по сравнению
с увеличением бюджетных расходов.
Если же совокупные расходы
государства оказываются меньше
налоговых поступлений в бюджет,
то в финансовой системе возникает
явление бюджетного профицита. [12,
с. 122]
Бюджетный дефицит является проявлением
кризиса государственных финансов.
Однако нужно иметь в виду,
что подобно другим внутренне
присущим экономической системе
так называемым отрицательным категориям
(кризису, инфляции, безработице и др.)
дефицит бюджета может заключать в себе
и некоторые позитивные импульсы, утрата
которых подрывала бы способность системы
к разрешению периодически обостряющихся
в ходе ее развития противоречий.
Финансовой наукой и международной
практикой определен оптимальный
размер бюджетного дефицита, который
не должен превышать 2-3 % ВНП
или 5 % от национального дохода,
или 8-10 % от расходной части
бюджета. [15, с. 49]
Возникновение и рост бюджетного
дефицита могут быть обусловлены:
- частотой и продолжительностью спадов производства;
- чрезмерными социальными расходами, например, на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, на содержание государственного жилого фонда и т.п., - безотносительно к динамике экономической эффективности.
- усилением влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов.
- расширением "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.
- бюрократизацией государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;
- увеличением затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;
- неудовлетворительной организацией процесса налогообложения и негативным отношением налогоплательщиков, не усматривающих по ряду причин сколько-нибудь тесной связи между произведенными ими выплатами в бюджетную систему и полученными взамен выгодами от реализации спектра правительственных программ;
- милитаризацией экономики: увеличением расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий).
[1, с. 187]
Для понимания сущности дефицита
важно уяснить, что речь не
идет об арифметическом превышении
расходов над доходами. Дефицит
бюджета – это сложная финансовая
категория, выражающая совокупность
денежных отношений, возникающих
в процессе перераспределения
вновь созданной стоимости через
бюджетную систему страны. Одновременно
дефицит бюджета – это инструмент
финансовой политики, с помощью
которого регулируется совокупный
спрос, потребность государственного
сектора экономики в заимствованиях
на рынке капитала, величина государственного
долга. Дефицит бюджета служит
объектом управления в целях
достижения устойчивого экономического
роста.
Для того, чтобы определить воздействие
бюджетного дефицита на состояние национальной
экономики в целом, необходимо оценить
качество самого дефицита, которое может
быть весьма различным.
Таким образом, можно сделать
вывод, что не всегда наличие
дефицита бюджета свидетельствует
об отрицательных ситуациях в
экономике. Он не страшен в
количественно допустимых границах.
Однако количество не должно
переходить в отрицательные качества
и ложиться тяжким грузом на
экономику страны и население,
сопровождаться сокращением средств
на выполнение социально значимых
программ. Необходимо также отметить,
что в современном мире нет
государства, которое в те или
иные периоды своей истории
не сталкивалось с бюджетным
дефицитом.
- Государственный долг и его определение
Государственный долг – общий размер
задолженности правительства владельцам
государственных ценных бумаг, равный
сумме прошлых бюджетных дефицитов (за
минусом бюджетных излишков). [16, с.155] Государственный
долг является показателем запаса, поскольку
рассчитывается на определенный момент
времени (например, по состоянию на 1 января
2012 года) в отличие от дефицита государственного
бюджета, являющегося показателем потока,
который рассчитывается за определенный
период времени (за год).
Государственный долг – это
сумма задолженности по выпущенным
и непогашенным государственным
займам (включая начисленные проценты).
Следует отметить, что понятие
государственного долга различными
теоретиками дается различное.
При этом в конечном итоге
для полноценного понимания понятия
государственный долг применительно
к конкретной стране следует
искать, прежде всего, официального
толкования этого понятия в
различных нормативных правовых
актах.
По источникам финансирования
государственный долг может быть
внутренним и внешним. [13, с.112] На основании
этой классификации можно сформулировать
еще одно определение - государственный
долг – совокупность внешнего государственного
долга и внутреннего государственного
долга на определенный момент времени.
Внешний государственный долг - это
составная часть государственного
долга по внешним займам и
другим долговым обязательствам
перед кредиторами-нерезидентами.
Наличие внешнего долга у страны
является нормальной мировой
практикой. Однако существуют
границы, за пределами которых
увеличение государственного внешнего
долга становится опасным. Масштабное
привлечение займов может привести
страну к зависимости от кредиторов.
Для относительной характеристики величины
государственного долга в мировой практике
используются специальные показатели
– относительные параметры внешнего долга.
Они включают отношение долговых платежей
(по погашению и обслуживанию долга) к
экспорту товаров и услуг. По классификации
Международного банка реконструкции и
развития низким уровнем внешней задолженности
считается отношение меньше 25 %. Другими
показателями также являются:
- отношение
валового внешнего долга к
ВВП (менее 50% - низкий);
- отношение
валового внешнего долга к
экспорту товаров и услуг (менее
220% - низкий);
По сути, наличие внешнего долга
предполагает передачу части
созданного продукта за пределы
страны. Рост внешнего долга снижает
международный авторитет страны
и подрывает доверие населения
к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего
долга, как правило, являются:
- другие
государства;
- международные
финансовые организации (такие
как Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции
и развития и др.);
- частные
фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный долг
- это составная часть государственного
долга по внутренним займам
и другим долговым обязательствам
перед кредиторами-резидентами.
Наличие внутреннего долга не
является исключением в экономике,
а скорее – правилом. Экономически
развитые страны, как правило,
имеют значительный государственный
внутренний долг. Однако значительна
разница в причинах, способах
образования и особенностях функционирования
этого вида долга. Государственный
долг и вызвавшие его дефициты
могут быть тщательно продуманными
и спланированными факторами
стабилизации экономики и ее
развития.
Внутренний государственный долг
рассматривается как «заем нации
сам себе» и не влияет на
общие размеры совокупного богатства
нации. Определенные отрицательные
последствия по его управлению
перекрываются положительными эффектами
от мобилизации дополнительных
финансовых ресурсов в инвестиции
или развитие экономики страны.
Однако присутствует и ряд
отрицательных последствий наличия
внутреннего государственного долга:
1. погашение задолженности производится
за счет бюджетных средств,
т.е. за счет налогоплательщиков:
таким образом, происходит переток
доходов к владельцам государственных
ценных бумаг, как правило, состоятельным
слоям общества;
2. для уменьшения долга государство
может увеличивать налоги, что
может привести к макроэкономическим
последствиям, таким как уменьшение
инвестиций.
3. действует эффект «вытеснения
инвестиций» частных предпринимателей.
Т.е. выход государства на ссудный
рынок усиливает конкуренцию
на денежном рынке, что в
свою очередь приводит к увеличению
процентных ставок на денежный
капитал. Это лишает частный
сектор какой-то части инвестиций
и соответственно «тормозит»
экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего
долга, как правило, являются:
население, корпорации, банки и
другие финансовые и кредитные
учреждения.
Таким образом, можно сделать
вывод, что опасность большого
государственного долга связана
не с тем, что правительство
может обанкротиться. Подобное
невозможно, поскольку, как правило,
правительство не погашает долг,
а рефинансирует, т.е. строит
финансовую пирамиду, выпуская новые
государственные займы и делая
новые долги для погашения
старых. Кроме того, правительство
для финансирования своих расходов может
повысить налоги или выпустить в обращение
дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные
последствия большого государственного
долга, заключаются в следующем:
а) снижается
эффективность экономики, поскольку
отвлекаются средства из
производственного
сектора экономики как на обслуживание
долга, так и на выплату самой суммы долга;
б) перераспределяется
доход от частного сектора к государственному;
в) усиливается
неравенство в доходах;
г) рефинансирование
долга ведет к росту ставки
процента, что вызывает вытеснение
инвестиций в краткосрочном периоде,
что в долгосрочном периоде может
привести к сокращению запаса капитала
и сокращению производственного
потенциала страны;
д) необходимость
выплаты процентов по долгу может
потребовать повышения налогов, что приведет
к подрыву действия экономических стимулов;
е) создается угроза высокой инфляции
в долгосрочном периоде;
ж) возлагает
бремя выплаты долга на будущие
поколения, что может привести к
снижению уровня их благосостояния;
з) выплата процентов или основной
суммы долга иностранцам вызывают
перевод определенной части ВВП
за рубеж;
и) может появиться угроза долгового
и валютного кризиса.
ГЛАВА
2
АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Динамика республиканского бюджета
и бюджетный дефицит
Предельные размеры дефицита
республиканского бюджета, бюджетов
областей и города Минска устанавливаются
законом о бюджете Республики
Беларусь на очередной финансовый
год. Законопроект, составленный
Министерством финансов, представляется
в парламент.
Предельный размер дефицита республиканского
бюджета устанавливается в абсолютной
величине (в млрд. рублей) или в
процентах к валовому внутреннему
продукту.