Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, контрольная работа
Основной принцип формирования государственного бюджета – принцип сбалансированности, что означает объем расходов должен быть равен объему доходов, плюс определены источники финансирования дефицита бюджета, но, к сожалению, не всегда удается правильно определить эти источники, что может привести к срыву планов прописанных в бюджете или к его пересмотру.
Основная цель курсовой работы - изучение причин дефицита государственного бюджета и методы преодоления.
Введение 3
Государственный бюджет: понятие и структура 4
Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 8
Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования) 13
Заключение 15
Контрольно - тестовое задание №1, №2 16
Список литературы 17
Причин тому две:
во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются.
Теневая экономика – сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.
Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 1) [2].
Прямая на графике – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда и не бывает. Напротив – и именно это показывает кривая Лаффера, - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.
Рис. 1. Кривая Лаффера - модель налоговой политики.
Большую изобретательность в уклонении от налогов проявляют граждане нашей страны. В последние годы правительству удавалось получить не более 50 – 60% причитающихся налогов. Остальные граждане и фирмы всевозможными способами укрывали свои доходы. И тогда правительство РФ решило пойти иным путем – снизить налоговое бремя (перейдя от прогрессивного обложения личных доходов с максимальной ставкой в 32% к единой ставке в 13%) [9].
Но если ни какие меры в области налогообложения не приносят роста государственных доходов, тогда неослабевающие требования к государству дать деньги загоняют правительство в угол и оно в отчаянии выбирает самый опасный – эмиссионный – способ покрытия своих расходов.
Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ пополнения бюджета – выпуск (эмиссия) денег государством сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам. Однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику – он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.
Причина проста – общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.
Одалживание денег. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство в тождество:
Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферты = Поступления + Займы налогов и пошлин [7].
У кого же государство может взять деньги взаймы?
Прежде всего, у собственного, т.е. государственного, банка. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. Формы одалживания могут быть самыми разными, на чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги – это обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.
Одалживание денег решает одну проблему и затем немедленно рождает другую – необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг.
Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам. Бывает двух видов: внутренний и внешний.
Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики [3].
2
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. При более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла.
Для предотвращения превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.
Основной вывод: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции [1]..
2
Написание курсовой работы было направлено на изучение причин дефицита государственного бюджета и методы его преодоления. Для этого были рассмотрены основные понятия и структура государственного бюджета, выявлены причины дефицита и методы его преодоления.
Так как в большинстве случаев при формировании государственного бюджета не удается сохранить принцип сбалансированности и в основном перекос бюджета уходит в сторону дефицита, то государство вынуждено искать способы решения этой проблемы. Из четырех предлагаемых способов самый правильный - привлечение в бюджет дополнительных доходов. Все остальные приводят к возникновению внутреннего и внешнего долгов или урезанию социальных программ и пособий. Конечным ответчикам по этим долгам реально являются граждане страны, поскольку именно из их доходов в будущем будет погашаться этот долг.
Правда, как всегда, у России свой путь, в том числе и, борьбы с дефицитом государственного бюджета. Так как в обновленном федеральном бюджете России на 2009 год ожидаемый дефицит бюджета составляет 7,4 процента от ВВП, то его снижение предлагается за счет пополнения бюджета из Резервного фонда, сформированного во время высоких цен на нефть на мировом рынке.
2
Вопрос: Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
А. Сумма активов государства превышает размеры его обязательств;
Б. Сумма расходов государства превышает сумму доходов;
В. Расходы государства уменьшаются;
Г. Сумма налоговых поступлений сокращается;
Д. Обязательства государства превышают его активы.
Ответ: Б, Г. Дефицит государственного бюджета образуется, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может получить доходов за счет всех видов налоговых платежей, то есть государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции.
Вопрос: Балансирование государственного бюджета методом функциональных финансов предполагает:
А. Ежегодное равенство доходов и расходов госбюджета;
Б. Равенство доходов и расходов госбюджета в течение промышленного цикла;
В. Балансирование структуры и повышение эффективности национального хозяйства.
Ответ: Б. Балансирование государственного бюджета методом функциональных финансов предполагает равенство доходов и расходов госбюджета в течение промышленного цикла. В соответствии с идеей функциональных финансов вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.
2
1. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учебное пособие для вузов под ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2004г, гл. 15.
2.Экономическая теория. Под ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ. 2008г.-500 ст.
3. Грицюк Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования. Финансы и кредит, 2008г, №12
4. С. Лужин. Бюджетная реформа. Экономист. 2008г - №2.
5.. Экономика/ И.В Липсиц. – 3-е изд., Москва: Омега – Л. 2007. – 65
6 А. Селезнев. Об использовании стабилизационного фонда. Экономист. 2005г. №9.
7 Экономика и жизнь.№-52. 2008г
8 Google//бюджет. Независимая экономика. «Бюджет 2008 – 2010: статьи расходов ряда отраслей экономики». 2009г. http://www.rian.ru/.
9. бюджетная система России: Учебник для вузов. Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000г.
10 С.Н. Алехин. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков. Финансы и кредит. 2008г- №2.
11. Ю. Швецов. Эволюция российского бюджетного федерализма. Вопросы экономики. 2008г. №2.
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления