Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

Основной принцип формирования государственного бюджета – принцип сбалансированности, что означает объем расходов должен быть равен объему доходов, плюс определены источники финансирования дефицита бюджета, но, к сожалению, не всегда удается правильно определить эти источники, что может привести к срыву планов прописанных в бюджете или к его пересмотру.
Основная цель курсовой работы - изучение причин дефицита государственного бюджета и методы преодоления.

Содержание

Введение 3
Государственный бюджет: понятие и структура 4
Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 8
Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования) 13
Заключение 15
Контрольно - тестовое задание №1, №2 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

эконом. теория моя тема.doc

— 101.00 Кб (Скачать)


2

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

Факультет - ФНО                                          Специальность – БУ и А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине - экономическая теория

 

Тема: Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2009


Содержание

Введение

Государственный бюджет: понятие и структура

Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления

Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования)

Заключение

Контрольно - тестовое задание №1, №2

Список литературы

 

 



2

 

Введение

Важную роль в развитии макроэкономических процессов в экономике играют государственные финансы, являющиеся составной частью финансовой системы страны.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей [1].

Основной принцип формирования государственного бюджета – принцип сбалансированности, что означает объем расходов должен быть равен объему доходов, плюс определены источники финансирования дефицита бюджета, но, к сожалению, не всегда удается правильно определить эти источники, что может привести к срыву планов прописанных в бюджете или к его пересмотру.

Основная цель курсовой работы - изучение причин дефицита государственного бюджета и методы преодоления.

 



2

 

Государственный бюджет: понятие и структура

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций [2].

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений [1].

Государственный бюджет – это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей [3].

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Как финансовый план бюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря [4].

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

1. Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

2. Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;

3. Налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

1. Потребление в государственном секторе;

2. Государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;

3. Трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи;

4. Проценты по государственным долгам [5].

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом:

Расходы:

                 затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия;

                 затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ;

                 расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;

                 административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих;

                 платежи по государственному долгу.

Доходы:

                 налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор;

                 налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли;

                 взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы [6].

В связи с мировым кризисом правительству РФ пришлось срочно вносить поправки в бюджет 2009 г.

Впервые за последние восемь лет бюджет страны будет дефицитным. Доходы бюджета составят 6,713 трлн. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов - 2,057 трлн. рублей. Расходы предлагается утвердить в размере 9,692 трлн. рублей. Дефицит федерального бюджета запланирован в размере 7,4% ВВП, то есть 2,978 млрд. рублей или 30,7% от общего объема расходов федерального бюджета. Планируется, что дефицит в основном покроют за счет средств Резервного фонда, а не за счет увеличения государственного долга Российской Федерации [7].

Прогнозируемый объем ВВП составит 40,42 трлн. рублей, прогнозируемая инфляция не должна превысить 13%.

Доходы скорректированного бюджета 2009 г. снизятся на 27,6% по сравнению с 2008 годом и на 40% по сравнению с первоначальным вариантом бюджета. При этом увеличение расходов бюджета в реальном выражении составит 667 миллиардов рублей или 13,4% - до 9,692 триллиона рублей [8].

 

 



2

 

Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления

Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают доходы. Большинство правительств, как в развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит) [9].

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет [10].

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства .

Мировая практика знает четыре основных способа решение этой проблемы:

1.                 Сокращение бюджетных расходов;

2.                 Изыскание источников дополнительных доходов;

3.                 Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;

4.                 Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Это путь преодоления бюджетного дефицита – внешне самый простой, а реально самый болезненный. Урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета [11].

Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета – привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально решить такую задачу крайне  трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления