Цикличность как всеобщая форма экономической динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и всех необходимых аспектов для как можно более полной характеристики цикличности экономического развития.

В данной работе будут рассмотрены причины цикличности рыночной экономики, типы циклов, фазы циклов, будут выделены особенности современных циклов и принципы антициклического регулирования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 85.66 Кб (Скачать)

     Великая депрессия (1929-1933) наглядно показала необходимость  выработки государственной политики, направленной в частности, на предотвращение кризисов и сглаживание, выравнивание цикла в целом. Если прежде стихийный  рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровней  цен, заработных плат, безработицы, то в ХХ в. их стихийные колебания не оказывают необходимого воздействия. Ограничение конкуренции и развитие олигополистических рынков обусловили необходимость государственного вмешательства.

    1. Причины цикличности экономического развития

     В центре внимания экономической науки  всегда стоял вопрос о причинах циклического развития рыночной экономики. В современной экономической литературе существуют самые различные, а по содержанию весьма противоречивые теории циклов. Цикличность экономического развития объясняют следующим образом:

  1. монетаристская теория видит причину исключительно в денежно-кредитных отношениях, в финансовой сфере;
  2. теория перенакопления – в диспропорциональном развитии отраслей, выпускающих производственные товары по отношению к отраслям, производящим потребительские товары, т.е. в инвестициях. При этом забывается о потреблении, об обратном влиянии потребительского спроса на инвестиции;
  3. теория недопотребления – в чрезмерных сбережениях, так как они ведут к сокращению спроса на потребительские товары, а в условиях депрессии сбереженные средства не могут использоваться и для инвестирования; главное внимание сторонники этой теории уделяют рынку потребительских товаров;
  4. психологическая теория – в факторах пессимизма и оптимизма, т.е. в чрезмерной или недостаточной склонности к потреблению или к сбережению;
  5. экстернальная теория (от лат. externus – внешний, посторонний) – во внешних факторах: войны, революции, терроризм, крупные научные открытия, освоение новых территорий и т.д.;
  6. интернальная теория (от лат. internus – внутренний) – во внутренних свойствах самой экономической системы;
  7. теория частной собственности – в частной форме собственности и в отсутствии или в недостаточности государственного регулирования экономических процессов на микро- и макроуровнях;
  8. теория акселерации – в эффекте акселератора, в том, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, которая многократно увеличивает спрос на оборудование;
  9. теория фатальной неизбежности – в силу воздействия всех внутренних и всех внешних факторов развития современной экономической системы;
  10. космическая теория, предложенная американским экономистом, статистиком и философом Уильямом Стэнли Джевонсом (1835-1882), - в периодичности возникновения пятен на Солнце, приводящих, по его мнению, к неурожаю и общему экономическому спаду.

     Обобщив вышеизложенное, можно сказать о  том, что основную причину экономических кризисов следует искать в факторах, которые порождают несоответствие совокупного спроса и совокупного предложения, ибо экономические кризисы – это форма проявления этого несоответствия. Сама диспропорциональность совокупного спроса и совокупного предложения проистекает из частнособственнических интересов основных участников рынка на макроэкономическом уровне. Отсюда проистекают также несоответствие между потреблением, сбережениями и инвестициями, невозможность и нереальность подчинения частных интересов объективно необходимым задачам регулирования всех рыночных сил и подчинения их интересам общества в целом.

     В условиях отсутствия экономического механизма, сознательно регулирующего все рыночные силы в интересах единого национального центра, рыночная экономика выработала свой, но весьма противоречивый механизм саморегулирования в форме цикличности. Ведь, с одной стороны, кризис обнажает предел экономического развития при данной системе хозяйствования. С другой стороны, кризис приводит в соответствие совокупный спрос и совокупное предложение. С одной стороны, кризис обесценивает основной капитал, ведет к разорению тысяч предприятий, увеличивает армию безработных, ведет к сокращению производства. С другой стороны, кризис дает импульс развитию экономики, создает условия для обновления производственного потенциала на новой научно-технической основе, ведет к массовому обновлению основного капитала.

     Социальными последствиями экономического кризиса  являются: массовое увеличение армии  безработных, резкое снижение заработной платы, колебания цен, понижение жизненного уровня широких слоёв населения, рост нереализованных товаров и услуг, банкротство предприятий.

     Экономический кризис, как правило, порождает кризис финансовый, т.е. глубокое расстройство государственной финансовой системы: дефицит государственного бюджета, инфляцию, расстройство налоговой системы, долги по внешним займам. Экономический кризис провоцирует кризис денежно-кредитовой системы, т.е. сокращение кредитов, изъятие вкладов, крах банков, падение курса акций и облигаций, погоню за наличными деньгами, повышение нормы процента. Вслед за финансовым и денежно-кредитовым кризисом наступает кризис биржевой: резкое падение курса всех ценных бумаг, сокращение их выпуска, падение притока инвестиций.

     В конечном счёте, экономический кризис рождает в обществе глубокую социальную неудовлетворённость и социальный протест.

     В этих условиях экономическая наука  и все социальные институты современного общества предпринимают попытки разработать антикризисные программы и выработать такие мероприятия, акты, законы, которые максимально уменьшили бы или даже полностью ликвидировали отрицательные последствия циклического развития экономики. Одновременно это проблема государственного антициклического, и прежде всего антикризисного, регулирования.

     Все современные экономисты признают, что:

  1. государство в состоянии существенно сгладить циклические колебания (а некоторые из них полагают, что государство в условиях регулируемой экономики может полностью эти колебания устранить);
  2. государство осуществляет регулирование с целью достижения макроэкономического равновесия и экономической стабильности;
  3. в фазе кризиса и спада все мероприятия государства должны быть направлены на поддержание и стимулирование деловой активности;
  4. в фазе подъёма и бума государство проводит политику сдерживания с целью предотвращения «перегрева» экономики;
  5. в условиях открытости национальной экономики каждой страны перед мировым сообществом (и прежде всего перед мировым рынком) государство каждой данной страны должно учитывать влияние внешнеэкономических факторов.
    1. Основные принципы антициклического регулирования

     Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. При этом усилия государства имеют противоположное направление складывающейся экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.

     Однако  следует подчеркнуть два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания.

     Основной  задачей антициклического регулирования является обеспечение стабильных темпов экономического роста в долгосрочном периоде (при замедлении хозяйственной активности, а в случаях высоких темпов экономического развития – наоборот).

     Как уже отмечалось, в современных условиях под влиянием государственной антициклической политики, усиления социальной ориентации экономики развитых стран, глобализации мировой экономики происходит сглаживание экономического цикла (рис. 3). Фазы стали плавно переходить одна в другую. Из цикла стали выпадать целые фазы. Современное изменение экономического цикла наглядно представлено на рисунке 3. 
 

                                                                       Подъем                       Кризис         Потенциальный ВНП 

         Реальный ВНП

    Подъем Кризис

          Оживление

          Депрессия 
 

                                          Экономический цикл

    

                                                                                                                                                   Годы

    Рис. 3. Современное изменение экономического цикла

       Различные взгляды на причины  циклических колебаний обусловливают  и различные подходы к решению  задачи по их регулированию.  Несмотря на многообразие точек зрения,  можно выделить две основные модели государственного антициклического регулирования.

     Первая  модель основана на рекомендациях кейнсианской теории (Дж. М. Кейнс, Р. Харрод, Э. Хансен и др.). Поскольку стержнем данной теории является идея эффективного спроса, то для предотвращения кризиса применяются следующие основные действия:

     Государство, использующее кейнсианскую модель антициклического регулирования, в фазе кризиса и депрессии для стимулирования потребительского и инвестиционного спроса увеличивает государственные расходы, проводит политику «дешевых денег», т.е. понижает ставку рефинансирования и резервных отчислений, что делает деньги дешевле и инвестиционная деятельность активизируется. Налоговое регулирование сводится к сокращению налогов на производителей и потребителей, введению налоговых льгот и скидок для них, проведению политики ускоренной амортизации.

     Следует подчеркнуть, что государственные  расходы играют большую роль в  обеспечении эффективного спроса. Можно  выделить два основных направления  государственных расходов.

     Первое  – расходы на социальные нужды. К  ним относятся выплаты различных  пособий, реализация программ адаптации  для безработных и иммигрантов, предоставление малоимущим муниципального жилья по льготным ценам, дополнительное финансирование образования, здравоохранения и т.п.

     Второе  направление – расходы на оборону: закупка вооружений и военной  техники, содержание вооруженных сил, антитеррористических подразделений  и т.п. Считается, что военные расходы  обладают большим мультипликативным эффектом, чем расходы на социальные программы.

     Следует отметить, что увеличение государственных  расходов будет оказывать положительное  влияние на эффективный спрос, если изменение государственных расходов не будет сопровождаться ростом налогов. Очевидно, что государственный бюджет небезграничен и в какой-то момент расходы бюджета могут стать больше его доходов. В соответствии с теорией Кейнса государство должно поддерживать необходимый уровень своих расходов, покрывая дефицит бюджета за счет выпуска государственных долговых обязательств, т.е. государство, как и его граждане, начинает жить в долг. Например, внутренний долг всех уровней правительства США (федеральный, штата, местный) составляет в настоящее время более 7,5 трлн. долларов.

     Еще одним действием для предотвращения кризисов, является стимулирование внешнеэкономической деятельности, в частности, с помощью протекционистских мер – введения повышенных пошлин, установления квот на импорт, применения налоговых льгот для предприятий-экспортеров и т.п. Изменение валютного курса также влияет на экспорт. Так, понижение курса доллара по отношению к евро затруднило экспорт европейской продукции в США и увеличило конкурентоспособность американских товаров на европейских рынках.

     В условиях подъема, и особенно «бума», с целью не допустить «перегрева»  экономики государство в определенный момент начинает препятствовать высоким темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. Этому же служат увеличение размеров налогов, отмена налоговых льгот на инвестиции и ускоренную амортизацию. В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой искусственный кризис будет менее глубоким и менее продолжительным.

Информация о работе Цикличность как всеобщая форма экономической динамики