Цикличность как всеобщая форма экономической динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и всех необходимых аспектов для как можно более полной характеристики цикличности экономического развития.

В данной работе будут рассмотрены причины цикличности рыночной экономики, типы циклов, фазы циклов, будут выделены особенности современных циклов и принципы антициклического регулирования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 85.66 Кб (Скачать)

     В 60-х годах XIX века была разработана теория циклических кризисов К. Марксом. Эта теория дала толчок к изучению феномена длинных волн учеными-марксистами.

     В 1901 г. русский марксист А.И. Гельфанд впервые сформулировал положение, согласно которому капиталистической экономике (так называли рыночную экономику) свойственны периоды длительного спада и застоя. Он отмечал, что циклические (промышленные) кризисы, приходящиеся на период подъема длинной волны, выражены слабее, а в период спада – глубже и продолжительнее. Причинами подъема экономики в начале ХХ века он считал открытие новых рынков, применение электричества и рост добычи золота.

     За  Гельфандом длинные волны изучали  голландские экономисты-марксисты  Я. ван Гельдерен и С. де Вольф. Я. ван Гельдерен в 1913 г., опираясь на разнообразную статистику, включавшую как длинные ряды цен, так и более короткие ряды объема производства, финансовые показатели, данные о международной торговле, миграции населения, занятости, разработал теорию волнообразного эволюционного движения при капитализме. Его работу в дальнейшем продолжил его друг С. де Вольф.

     Однако  сегодня в мировой экономической  науке длинные волны связывают  с именем замечательного русского экономиста Н.Д. Кондратьева, который в 20-е гг. ХХ в. эмпирически доказал наличие больших циклов. Так и говорят: «длинные волны Кондратьева» или «большие циклы конъюнктуры Кондратьева» (англ. Kondratieff waves) .

     Н.Д. Кондратьев опубликовал несколько основополагающих работ в данной области. Он изложил результаты своих исследований, касающихся динамики индексов товарных цен, процентных ставок, ренты, заработной платы, производства важнейших видов продукции, внешнеторгового оборота и т.д., для ряда развитых стран с 1770 по 1926 г. К тому же он был первый, кто предположил, что научно-технический прогресс является эндогенным фактором долгосрочной цикличности.

    Теория  больших циклов заключается в  суждении, что существуют большие  циклы продолжительностью 50-60 лет, состоящие  из двух фаз, каждая из которых длится около 25 лет:

    1) фаза «капиталоголодания» (повышательная волна) наблюдается, когда нарастают темпы и масштабы нового строительства, увеличения занятости в сфере производства, увеличения вывоза капитала и инвестиций в отрасли переработки минерального и сельскохозяйственного сырья, высок ссудный процент и т.п.;

    2) фаза «капиталонасыщения» (понижательная волна) наблюдается, когда появляются избыточные капиталы, возникает хроническая безработица, снижается перемещение рабочей силы из сырьевых отраслей в обрабатывающие, сокращается вывоз капитала и имеет место пониженная норма ссудного процента.

     Начало  «большого» подъема Кондратьев связывал с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением  новых стран в мировое хозяйство, с изменениями объемов добычи золота. При этом общая картина  подъема описывалась следующим образом: внедрение технических нововведений идет параллельно с расширением инвестиционного процесса, который в свою очередь стимулирует производство и спрос, способствующие росту цен. В этот период безработица уменьшается, заработная плата и производительность труда растут. Эти процессы затрагивают всю экономику, изменяют стиль жизни людей. В начальный период дополнительные импульсы экономическому росту могут дать локальные войны. По мере развития циклического подъема войны становятся все более разрушительными. Многие крупные социальные потрясения приходятся на конец «большого» подъема, а также на нижнюю точку цикла.

     Свидетельством  того, что экономика приближается к верхней точке большого цикла, являются начинающиеся на фоне изобилия недостаток отдельных товаров, сдвиги в структуре распределения доходов, рост издержек производства, замедление роста прибылей и т.д. Возникает  ситуация, известная теперь как стагфляция.

     Существуют  различные объяснения причин исчерпания энергии подъема. Одни видят их в заметном увеличении нормы потребления, другие – в изменении покупательной способности денег, третьи связывают достижение «пика» с жизненным циклом продуктов и отраслей, создание которых явилось следствием крупных нововведений прошлых лет.

     За  каждым «большим» подъемом следует  довольно короткий период, когда экономика  как бы готовится к предстоящему длительному спаду, но в то же время  сохраняется видимость процветания: люди по-прежнему полны надежд, легко  берут в долг. Поскольку реальная ситуация уже не та, происходит нагромождение  задолженности, которое в любой момент грозит крахом. Это с неизбежностью и происходит, причём импульс может исходить от незначительного события. Накопившиеся ранее противоречия выходят наружу: обнаруживается избыток производственных мощностей, происходят массовые ликвидации предприятий, растёт безработица, цены падают. Кондратьев особенно подчёркивал депрессивное состояние сельского хозяйства как одного из главных препятствий длительного спада.

     Подъём  первого большого цикла Кондратьев связывал с промышленной революцией в Англии, второго – с развитием железнодорожного транспорта, третьего – с внедрением электроэнергии, телефона и радио, четвёртого – с автомобилестроением. Пятый цикл современные исследователи связывают с развитием электроники, генной инженерии, микропроцессоров.

    К середине 30-х годов ХХ в. Н.Д. Кондратьев выявил две с половиной длинных  волны:

    Первая  волна – с начала 90-х годов  XVIII в. до 1844 – 1851 гг.

    Вторая  волна – с 1844 – 1851 до 1890-1896 гг.

    Третья  волна – с 1890 – 1896 до 1914 – 1920 гг.1

    Можно предположить, что период с 1920 – 1945 гг. закончил третью волну периодом спада; период 1945-1980 гг. – это подъем четвертой волны, а период 1980 – 2000 гг. – это спад четвертой волны, и человечество в начале XXI в. вступило в период подъема пятой – кондратьевской - волны

    Периодичность больших циклов колеблется, таким  образом, от 45 до 60 лет.

     На  протяжении всего исследуемого периода  Кондратьев выделил «четыре эмпирические правильности»:

  1. У истоков повышательной фазы или в самом ее начале происходит глубокое изменение в основных условиях хозяйственной жизни общества. Этим изменениям предшествуют значительные научно-технические изобретения и нововведения. В повышательной фазе первой волны это были: развитие текстильной промышленности и производство чугуна, изменившие экономические и социальные условия жизни общества. В повышательной фазе второй волны: строительство железных дорог, которое позволило освоить новые территории и преобразовать сельское хозяйство. Повышательная стадия третьей волны вызвана широким внедрением электричества, радио и телефона. Перспективы нового подъема Кондратьев видел в автомобильной промышленности.
  2. Периоды роста (повышательная фаза) более богаты социальными потрясениями (революции, войны), чем понижательная (период спада волны)
  3. Понижательные фазы особенно угнетающе влияют на сельское хозяйство. Низкие цены на товары в период спада способствуют росту относительной стоимости золота, что побуждает увеличивать его добычу. Накопление золота содействует выходу экономики из затяжного кризиса.
  4. Средние (промышленные циклы) как бы нанизываются на соответствующие фазы длинной волны и изменяют свою динамику в зависимости от нее: в периоды длительного подъема больше времени приходится на «процветание», а в периоды длительного спада учащаются кризисные годы.

     В своей работе «Большие циклы конъюнктуры» Н.Д. Кондратьев пишет, что волнообразные  движения представляют собой отклонения от состояния равновесия, к которому стремится капиталистическая система. Он ставит вопрос о существовании нескольких равновесных состояний, а отсюда – и о возможности нескольких колебательных движений:

  1. Равновесие первого порядка – это равновесие между обычным спросом и предложением. Отклонения от него рождают краткосрочные колебания периодом 3 – 3,5 года, то есть циклы в товарных запасах.
  2. Равновесие второго порядка достигается в процессе формирования цен производства путем межотраслевого перелива капитала, вкладываемого главным образом в оборудование. Отклонения от этого равновесия и его восстановление Кондратьев связывал с циклами средней продолжительности.
  3. Равновесие третьего порядка касается промышленных зданий, инфраструктурных сооружений, а также квалифицированной рабочей силы, обслуживающей данный технический способ производства. Запас перечисленных капитальных благ должен находиться в равновесии со всеми факторами, определяющими существующий технический способ производства, со сложившейся отраслевой структурой производства, существующей сырьевой базой и источниками энергии, ценами, занятостью и общественными институтами, состоянием кредитно-денежной системы и т.д.

    Периодически  это равновесие тоже нарушается, и  возникает необходимость создания нового запаса этих благ, который бы удовлетворял складывающийся новый технический способ производства. По Кондратьеву, такое обновление, отражающее движение научно-технического прогресса, происходит не плавно, а толчками и является материальной основой больших циклов конъюнктуры.

    Обновление  и расширение основных капитальных  благ, происходящее во время повышательной  фазы длинного цикла, радикально изменяют и перераспределяют производительные силы общества. Для этого требуются  огромные ресурсы в натуральной и денежной форме. Они могут существовать только в том случае, если были накоплены в предшествующей фазе, когда сберегалось больше, чем инвестировалось.

    В фазе подъема постоянный рост цен  и заработной платы порождает  у населения тенденцию больше расходовать, а в период спада, наоборот цены и зарплата падают. Падение цены вызывает стремление больше сберегать, а падение зарплаты ведет к снижению покупательной способности. Аккумуляция средств происходит также за счет падения инвестиций в период общего спада, когда прибыли становятся низкими и возрастает риск обанкротиться.

    Такие явления имели место в экономике  развитых стран в 80-х годах ХХ века, когда наблюдался отлив капиталов  из производственной сферы в сферу  спекулятивных биржевых операций. Подобную ситуацию можно проследить сегодня в нашей стране.

    В настоящее время исследования длинных  волн продолжается, потому что многие экономические явления не укладываются в динамику большого промышленного цикла.

    Выработанная  Кондратьевым теория предвидения и  методология перспективного планирования используется современными экономистами при составлении долгосрочных прогнозов и стратегических планов. Кондратьевские разработки цикличной динамики являются теоретической основой деятельности Отделения исследования циклов и прогнозирования Российской академии естественных наук, Международного фонда Н.Д. Кондратьева, Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, Института экономических стратегий.

    После Н.Д. Кондратьева изучением длинноволнового  цикла занимались такие известные  ученые, как Й. Шумпетер, С. Кузнец, К. Кларк, У. Митчел и др. Среди современных российских экономистов следует отметить Ю. Яковца, Л. Клименко, С. Меньшикова, С. Глазьева. Теория длинных волн не является универсальной, вместе с тем она помогает изучать и прогнозировать общие закономерности социально-экономического развития.  
 
 
 
 
 
 

  1. Рыночная  экономика и регулирование цикличности  производства
    1. Особенности современного экономического цикла

    В новых научно-технических и социальных условиях последней трети XX в. – начала XXI вв. происходят коренные изменения в характере экономического цикла.

    Выделяются  следующие особенности современного экономического цикла:

  1. Выявилась тенденция к сокращению длительности циклов (до 5-7 лет), кризисы стали учащаться. Уменьшаться их глубина и разрушительная сила. Все чаще на смену кризису приходит более мягкая форма спада – рецессия, для которой характерно замедление темпов роста или нулевой рост.
  2. Постоянными спутниками циклических подъемов стали хозяйственный застой и плавное и плавное «вползание» экономики в кризис.
  3. На смену общему кризису экономической системы приходят частичные, промежуточные кризисы.
  4. С 70-х гг. ХХ в. циклический кризис сопровождается нарастающей инфляцией. Безработица становится хронической и затрагивает новые категории работников. Возникновение стагфляционных явлений явилось принципиально новым феноменом для фаз кризиса и депрессии.
  5. Фаза кризиса наступает в большинстве стран одновременно. Цикл синхронизировался.
  6. В ходе глобализации многие диспропорции и противоречия переносятся из центров мирового хозяйства, где раньше зарождались кризисы воспроизводства, на его периферию – в развивающиеся страны. В этом отношении процессы глобализации усложняют проведение структурных реформ и замедляют темпы экономического развития этих стран.
  7. Государство стало осуществлять активное антикризисное регулирование, в первую очередь, социальное. Это привело к тому, что границы между фазами стали нечеткими, «размытыми». Из цикла стали «выпадать» целые фазы, например, после кризиса, минуя фазу депрессии, сразу могло наступить оживление.

Информация о работе Цикличность как всеобщая форма экономической динамики